Файл: Исследование памяти школьника Тип памяти. Оценка логической и механической памяти Запоминание 10 слов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  • Оценка

Формула коэффициента типа памяти:

С - коэффициент типа памяти

а - количество правильно воспроизведённых слов в каждой группе слов

С=а/10

С1 = а1/10

С2 = а2/10

С3 = а3/10

С4 = а4/10

Тип памяти.

Протокол.

Ф.И.О.______________________________ Дата исследования_______________ Дата рождения_________________ Полный возраст ребёнка________________

С1=____________________________________________________________ С2=____________________________________________________________ С3=____________________________________________________________ С4=____________________________________________________________

Преобладает________________________________________________________

1 группа: 2 группа:

дирижабль самолёт
лампа чайник
яблоко бабочка
карандаш нож
гроза бревно
утка свеча
обруч тачка
мельница журнал
попугай машина
листок столб

3 группа: 4 группа:

пароход волк
собака бочка
парта коньки
сапоги самовар
сковорода пила
калач весло
роща загадка
гриб прогулка
шутка книга
сено трактор


Оценка логической и механической памяти.

  • Цель: определить коэффициент логической, механической памяти.

  • Оборудование: 2 ряда слов. В первой группе слов существует смысловая связь, во второй группе слов смысловая связь отсутствует.

  • Ход исследования.

Ученику зачитывается группа лов. Интервал между парами слов – 3 секунды. После десятисекундного перерыва читается левая сторона ряда, а ученик пишет запомнившиеся слова правого ряда.

  • Оценка

С - коэффициент памяти

а - количество правильно воспроизведённых слов

С = а/10

С1=а1/10

С2=а2/10

Оценка логической и механической памяти.

Протокол.
Ф.И.О.____________________________ Дата исследования_______________ Дата рождения______________Полный возраст ребенка__________________
С1=____________________________________________________________

С2=____________________________________________________________

Преобладает________________________________________________________

1 ряд:

кукла-играть

лампа-вечер

груша-компот

паровоз-ехать

корова-молоко

чернила-тетрадь

снег-зима

бабочка-муха

книга-учитель

щётка-зубы

2 ряд:

жук-кресло

синица-сестра

рыба-пожар

шляпа-пчела

ботинки-самовар

мухомор-диван

компос-клей

графин-брать

спичка-обувь

тёрка-идет

Заучивание
10 слов

  • Цель: оценить состояние слуховой памяти, утомляемость, активность внимания.

  • Инструкция и ход исследования: при проведении обследования необходима тишина. «Я прочту 10 слов. Когда я закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Слова читаются с интервалом в одну секунду. После выполнения первой инструкции дается вторая инструкция: «Хорошо. Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их. И те, которые ты уже говорил, и те, которые пропустил в первый раз. Все вместе, в любом порядке». Эта инструкция повторяется оставшиеся три раза.

  • Результаты: количество слов, повторенных после первого прочтения = объем оперативной памяти. Количество слов, вспомненных спустя час = объем долговременной памяти.


Заучивание 10 слов

Ф.И.О.__________________________________ Дата исследования___________ Дата рождения_______________ Полный возраст ребёнка___________________


№ предъявления

дом

лес

кот

брат

хлеб

нос

стул

мяч

ночь

конь

Примечания

(лишние слова)

1


































2


































3


































4


































5


































Через час




































Пиктограмма.

Используется в норме от 11 лет.

  • Цель: изучить особенности опосредованного запоминания.

  • Оборудование: список слов и словосочетаний (12-18 слов и словосочетаний), карандаш и бумага.

  • Инструкция: « Сейчас будет зачитан для запоминания перечень слов и словосочетаний, чтобы Вы запомнили эти слова, нужно сделать в качестве «узелка на память» то или иное изображение. Нельзя писать слова, буквы. Качество рисунка не имеет значения».

Через час испытуемого спрашивают вразбивку.

  • Анализ.

√ Для умственной неполноценности характерно стремление к наиболее полному рисунку. Такие слова, как справедливость, развитие, власть, ожидание, трудны для описания.

√ Для эпилептиков и перенёсших энцефалит характерна склонность к излишнему описанию. Они могут возвращаться к уже нарисованному.

√ Важный критерий оценки – адекватность ассоциации. Для шизофрении характерны вычурность, громоздкость, неразумность рисунков и объяснений, отсутствие содержания, могут быть палочки, галочки, чёрточки, геометрические фигурки.

√ Нейтральные и обобщенные рисунки говорят об отгороженности и интровертированности испытуемого.

√ Если 10 слов запоминаются плохо, а пиктограммы хорошо, то это может свидетельствовать об органической слабости памяти.


  • Примерный список слов:

Праздник

Мысль

Дружба

Сердитая учительница

Беззубый дед

Ожидание

Ум

Болезнь

Власть

Война

Счастье

Девочке холодно

Беспорядок

Любимая книжка



Пиктограмма


Ф.И.О._____________________________ Дата исследования______________ Дата рождения_________________ Полный возраст ребёнка_______________


Выражение или слово

Рисунок и объяснение

Воспроизведение через час










Опосредованное запоминание.


  • Цель: изучить возможность использования вспомогательных стимулов (картинок) для запоминания и воспроизведения последовательности слов.


1 этап.

Методика Занкова Л. В.

  • Технина проведения: Ребёнку предлагается запомнить 5 слов:

свет

обед

лес

игра

учёба

Предъявляются картинки: лампа

хлеб

дерево

кукла

книга

корова

  • Инструкция: « Ты должен запомнить слова, которые я назову, а чтобы их легче было запомнить, я буду к каждому слову давать тебе подходящую картинку. Например, к слову «игра» я дам картинку «кукла», потому что кукла нужна для игры.

  • Ход исследования: при предъявлении картинки к слову следует спрашивать испытуемого о том, какая здесь связь. При затруднении оказывается помощь.

  • Типы помощи:

  1. Стимулировать словом (подумай, чем эта картинка напоминает тебе свет?)

  2. Наводящий вопрос (что нужно для обеда?)

  3. Экспериментатор сам устанавливает связь между картинкой и словом. Последовательно предъявляя картинки, экспериментатор спрашивает: «Какое слово тебе напоминает эта картинка?».


2 этап.

Методика Леонтьева А. Н.

  • Оборудование: 9 картинок, 5 слов.

  • Техника проведения: раскладываются 9 картинок в ряд.

Картинки: молоток Слова: ночь

полотенце дорога

стакан праздник

окно работа

кровать молоко

поле

телеграфный столб

рубашка

  • Инструкция: «Ты должен запомнить слова, которые я назову» Требуется объяснение каждой установленной связи. Понравилось ли тебе задание? Как ты себя чувствуешь? А затем, последовательно предъявляя ребенку отобранные картинки, его просят воспроизвести заданные слова. Если нет переноса на третью пару, то исследование прекращается.


  • Анализ.

Имбецильность: опосредованное запоминание невозможно.

Дебильность: справляется с первым этапом, но при помощи наводящих вопросов.

Эпилептическая деменция: опосредованное запоминание возможно, когда зрительный образ конкретен и близок к запоминаемому слову (свет-лампа). В случае, когда связь более абстрактная, запоминание не осуществляется.

ЗПР: первый этап не вызывает затруднений, второй выполняет с помощью учителя (экспериментатора). Более простые пары подбирают самостоятельно. Установление более абстрактных связей без обучающей помощи мало доступно. Наиболее трудными являются слова «праздник», «работа», «дорога».

Со значительными речевыми, зрительными и слуховыми нарушениями методика мало диагностична.

√ Для нормы вариант Леонтьева доступен без обучающей помощи.

Лабиринт





  • Цель: оценка операции анализа




  • Оборудование: изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также помещенных под полянкой «писем», условно указывающих путь к одному из домиков.




  • Ход обследования: сначала детям дают 2 вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10. Инструкция дается после того, как ребенок взял первый листок с вводной задачей. «Перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо (экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено). В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдешь правильный домик. Найди этот домик, а я посмотрю, не ошибся ли ты». Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки. Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает ребенку перевернуть листок и говорит: «Здесь тоже 2 домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону». Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.