Файл: Исследование памяти школьника Тип памяти. Оценка логической и механической памяти Запоминание 10 слов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Оценка
Формула коэффициента типа памяти:
С - коэффициент типа памяти
а - количество правильно воспроизведённых слов в каждой группе слов
С=а/10
С1 = а1/10
С2 = а2/10
С3 = а3/10
С4 = а4/10
Тип памяти.
Протокол.
Ф.И.О.______________________________ Дата исследования_______________ Дата рождения_________________ Полный возраст ребёнка________________
С1=____________________________________________________________ С2=____________________________________________________________ С3=____________________________________________________________ С4=____________________________________________________________
Преобладает________________________________________________________
1 группа: 2 группа:
дирижабль самолёт
лампа чайник
яблоко бабочка
карандаш нож
гроза бревно
утка свеча
обруч тачка
мельница журнал
попугай машина
листок столб
3 группа: 4 группа:
пароход волк
собака бочка
парта коньки
сапоги самовар
сковорода пила
калач весло
роща загадка
гриб прогулка
шутка книга
сено трактор
Оценка логической и механической памяти.
-
Цель: определить коэффициент логической, механической памяти.
-
Оборудование: 2 ряда слов. В первой группе слов существует смысловая связь, во второй группе слов смысловая связь отсутствует.
-
Ход исследования.
Ученику зачитывается группа лов. Интервал между парами слов – 3 секунды. После десятисекундного перерыва читается левая сторона ряда, а ученик пишет запомнившиеся слова правого ряда.
-
Оценка
С - коэффициент памяти
а - количество правильно воспроизведённых слов
С = а/10
С1=а1/10
С2=а2/10
Оценка логической и механической памяти.
Протокол.
Ф.И.О.____________________________ Дата исследования_______________ Дата рождения______________Полный возраст ребенка__________________
С1=____________________________________________________________
С2=____________________________________________________________
Преобладает________________________________________________________
1 ряд:
кукла-играть
лампа-вечер
груша-компот
паровоз-ехать
корова-молоко
чернила-тетрадь
снег-зима
бабочка-муха
книга-учитель
щётка-зубы
2 ряд:
жук-кресло
синица-сестра
рыба-пожар
шляпа-пчела
ботинки-самовар
мухомор-диван
компос-клей
графин-брать
спичка-обувь
тёрка-идет
Заучивание
10 слов
-
Цель: оценить состояние слуховой памяти, утомляемость, активность внимания.
-
Инструкция и ход исследования: при проведении обследования необходима тишина. «Я прочту 10 слов. Когда я закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Слова читаются с интервалом в одну секунду. После выполнения первой инструкции дается вторая инструкция: «Хорошо. Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их. И те, которые ты уже говорил, и те, которые пропустил в первый раз. Все вместе, в любом порядке». Эта инструкция повторяется оставшиеся три раза.
-
Результаты: количество слов, повторенных после первого прочтения = объем оперативной памяти. Количество слов, вспомненных спустя час = объем долговременной памяти.
Заучивание 10 слов
Ф.И.О.__________________________________ Дата исследования___________ Дата рождения_______________ Полный возраст ребёнка___________________
№ предъявления | дом | лес | кот | брат | хлеб | нос | стул | мяч | ночь | конь | Примечания (лишние слова) |
1 | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | |
Через час | | | | | | | | | | | |
Пиктограмма.
Используется в норме от 11 лет.
-
Цель: изучить особенности опосредованного запоминания.
-
Оборудование: список слов и словосочетаний (12-18 слов и словосочетаний), карандаш и бумага.
-
Инструкция: « Сейчас будет зачитан для запоминания перечень слов и словосочетаний, чтобы Вы запомнили эти слова, нужно сделать в качестве «узелка на память» то или иное изображение. Нельзя писать слова, буквы. Качество рисунка не имеет значения».
Через час испытуемого спрашивают вразбивку.
-
Анализ.
√ Для умственной неполноценности характерно стремление к наиболее полному рисунку. Такие слова, как справедливость, развитие, власть, ожидание, трудны для описания.
√ Для эпилептиков и перенёсших энцефалит характерна склонность к излишнему описанию. Они могут возвращаться к уже нарисованному.
√ Важный критерий оценки – адекватность ассоциации. Для шизофрении характерны вычурность, громоздкость, неразумность рисунков и объяснений, отсутствие содержания, могут быть палочки, галочки, чёрточки, геометрические фигурки.
√ Нейтральные и обобщенные рисунки говорят об отгороженности и интровертированности испытуемого.
√ Если 10 слов запоминаются плохо, а пиктограммы хорошо, то это может свидетельствовать об органической слабости памяти.
-
Примерный список слов:
Праздник
Мысль
Дружба
Сердитая учительница
Беззубый дед
Ожидание
Ум
Болезнь
Власть
Война
Счастье
Девочке холодно
Беспорядок
Любимая книжка
Пиктограмма
Ф.И.О._____________________________ Дата исследования______________ Дата рождения_________________ Полный возраст ребёнка_______________
Выражение или слово | Рисунок и объяснение | Воспроизведение через час |
| | |
Опосредованное запоминание.
-
Цель: изучить возможность использования вспомогательных стимулов (картинок) для запоминания и воспроизведения последовательности слов.
1 этап.
Методика Занкова Л. В.
-
Технина проведения: Ребёнку предлагается запомнить 5 слов:
свет
обед
лес
игра
учёба
Предъявляются картинки: лампа
хлеб
дерево
кукла
книга
корова
-
Инструкция: « Ты должен запомнить слова, которые я назову, а чтобы их легче было запомнить, я буду к каждому слову давать тебе подходящую картинку. Например, к слову «игра» я дам картинку «кукла», потому что кукла нужна для игры.
-
Ход исследования: при предъявлении картинки к слову следует спрашивать испытуемого о том, какая здесь связь. При затруднении оказывается помощь.
-
Типы помощи:
-
Стимулировать словом (подумай, чем эта картинка напоминает тебе свет?) -
Наводящий вопрос (что нужно для обеда?) -
Экспериментатор сам устанавливает связь между картинкой и словом. Последовательно предъявляя картинки, экспериментатор спрашивает: «Какое слово тебе напоминает эта картинка?».
2 этап.
Методика Леонтьева А. Н.
-
Оборудование: 9 картинок, 5 слов.
-
Техника проведения: раскладываются 9 картинок в ряд.
Картинки: молоток Слова: ночь
полотенце дорога
стакан праздник
окно работа
кровать молоко
поле
телеграфный столб
рубашка
-
Инструкция: «Ты должен запомнить слова, которые я назову» Требуется объяснение каждой установленной связи. Понравилось ли тебе задание? Как ты себя чувствуешь? А затем, последовательно предъявляя ребенку отобранные картинки, его просят воспроизвести заданные слова. Если нет переноса на третью пару, то исследование прекращается.
-
Анализ.
√ Имбецильность: опосредованное запоминание невозможно.
√ Дебильность: справляется с первым этапом, но при помощи наводящих вопросов.
√ Эпилептическая деменция: опосредованное запоминание возможно, когда зрительный образ конкретен и близок к запоминаемому слову (свет-лампа). В случае, когда связь более абстрактная, запоминание не осуществляется.
√ ЗПР: первый этап не вызывает затруднений, второй выполняет с помощью учителя (экспериментатора). Более простые пары подбирают самостоятельно. Установление более абстрактных связей без обучающей помощи мало доступно. Наиболее трудными являются слова «праздник», «работа», «дорога».
√ Со значительными речевыми, зрительными и слуховыми нарушениями методика мало диагностична.
√ Для нормы вариант Леонтьева доступен без обучающей помощи.
Лабиринт
-
Цель: оценка операции анализа
-
Оборудование: изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также помещенных под полянкой «писем», условно указывающих путь к одному из домиков.
-
Ход обследования: сначала детям дают 2 вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10. Инструкция дается после того, как ребенок взял первый листок с вводной задачей. «Перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо (экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено). В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдешь правильный домик. Найди этот домик, а я посмотрю, не ошибся ли ты». Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки. Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает ребенку перевернуть листок и говорит: «Здесь тоже 2 домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону». Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.