Файл: Исследование памяти школьника Тип памяти. Оценка логической и механической памяти Запоминание 10 слов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2:

«В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинай двигаться от травки. Найди нужный домик и зачеркни его».

К задаче 3:

«Смотри на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найди нужный домик и зачеркни его».

К задаче 4:

«Смотри на письмо. Надо пройти от травки сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметь домик».

К задачам 5-6:

«Будь очень внимателен. Смотри на письмо, отыщи нужный домик и зачеркни его».

К задачам 7-10:

«Смотри на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будь внимателен, отыщи нужный домик и зачеркни его».


  • Анализ результатов:

N: дети детально соотносят одновременно 2 параметра, имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления.

ЗПР: дети с незавершенной ориентировкой на 2 параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений. Могут быть дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.

УО: для детей характерна незавершенная ориентировка даже на 1 признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве. Могут быть дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т. е. неразвитостью наглядно-образного мышления.


Установление закономерностей


  • Цель: исследование наглядно-образного мышления у младших школьников, установление особенностей протекания аналитико-синтетической деятельности при решении наглядно-образных задач.




  • Оборудование: картинки для установления закономерностей.




  • Ход обследования: ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из данных ниже рисунков в качестве недостающего. В качестве помощи может быть предложен вопрос «Что здесь должно быть нарисовано?»




  • Анализ результатов:

N: дети проявляют интерес, без труда анализируют задание, устанавливают необходимые закономерности. Возможна организующая помощь.

ЗПР: дети проявляют интерес, но необходима как организующая, так и разъяснительная помощь.

УО: интерес нестойкий; несмотря на оказанную помощь не могут выполнить всех заданий. Могут вообще не проявлять интерес, смысла заданий не понимать, не принимать помощь.


Простые вербальные аналогии





  • Цель: оценить возможность установления логических связей и отношений между понятиями.




  • Оборудование: бланк, на котором слева написаны связанные каким-то образом пары слов, а справа слово и под ним заданный набор слов для выбора одного по аналогии.




  • Ход обследования: подбор простых аналогий выстроен в порядке усложнения заданий — по мере увеличения номера задания. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). Выделенные задания представляют собой вариант наглядной помощи. Выполнение этих заданий можно рассматривать как вариант обучения. В этом случае возможен анализ обучаемости ребенка. Ребенку предъявляется пара слов из левого столбца, и его просят подобрать такое слово из нижних пяти справа, которое так же будет относиться к верхнему слову справа, как нижнее слово из левой части относится к своему верхнему (по аналогии).




  • Анализ результатов: оценивается возможность выявления отношений между верхним и нижним словами в левой части задания и подбора по аналогии с этим нижнего слова из правой части. Может быть выявлено утомление при работе с вербально-логическим материалом. Методика может быть использована при работе с детьми 7-8-летнего возраста. Условно нормативным является правильное выполнение заданий в полном объеме (11-12 заданий, с выявлением существенных связей) с 10-летнего возраста.



Парные аналогии





  • Цель: оценка операции установления логической связи и отношения между понятиями, способности к последовательности суждений.




  • Оборудование: бланк с двумя столбцами слов: слева пары слов, справа слово, к которому нужно подобрать пару по аналогии.




  • Ход обследования: ребенку предлагается подобрать слово по аналогии с предложенным примером, причем подбор парных аналогий выстраивается в порядке усложнения заданий по мере увеличения номера задания. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). Первые 2 задания представляют собой вариант наглядной помощи. Выполнение этих заданий можно рассматривать как вариант обучения. В этом случае возможен анализ обучаемости ребенка.




  • Анализ результатов: методика может использоваться с 7-летнего возраста. Выполнение методики в полном объеме (13-14 правильных ответов) является условно нормативным для детей 10-11-ти лет. Информативными считаются рассуждения ребенка по поводу связей между словами и объяснения собственного выбора.




  • Анализируемые показатели:

  • возможность удержания инструкции и выполнения задания до конца,

  • доступность выполнения заданий по аналогии;

  • стратегия выявления ребенком логических связей и отношений между понятиями,

  • наличие трудностей актуализации нужного слова;

  • оценка характера обучаемости и объема необходимой помощи со стороны взрослого.





Парные аналогии

  1. Школа – ученик Больница - …

  2. Задача – решение Вопрос - …

  3. Часы – время Градусник - …

  4. Луг – трава Лес - …

  5. Рабочий – город Крестьянин - …

  6. Море – вода Небо - …

  7. Июль – лето Апрель - …

  8. Охотник – ружье Рыбак - …

  9. День – обед Вечер - …

  10. Дождь – сырость Жара - …

  11. Дом – кирпич Слово - …

  12. Художник – картина Писатель - …

  13. Яд – заболевание Лекарство - …

  14. Хулиганство – наказание Подвиг - …


Сравнение двух понятий





  • Цель: исследование способности находить общее и различное в понятиях.




  • Оборудование: пары понятий, которые могут быть объединены по некоторым признакам




  • Ход обследования: ребенку предлагают найти общее и различное в двух сравниваемых понятиях. Инструкция: «Я назову тебе два предмета, а ты подумай и скажи, что общего между ними и чем они отличаются». Инструкцию рекомендуется сопровождать разбором примера.





  • Анализ результатов:

N: усвоив инструкцию, дети легко справляются с заданием, проявляя при этом инициативу и творчество.

ЗПР: справляются с простыми вариантами задания, если они хорошо усвоили инструкцию. В большинстве случаев им требуется организующая помощь. Они способны использовать усвоенный принцип во время работы с аналогичной парой сравниваемых понятий.

УО: детям трудно дифференцировать общее и различное; часто процесс сравнения они ограничивают установлением признаков различия, так как установление признаков сходства дается им с большим трудом. При нахождении признаков сходства они прибегают к обобщениям по несущественным признакам.

Топор и молоток
Пианино и скрипка
Шалость и драка
Щекотать и гладить
Город и деревня
Снег и дождь
Сад и парк

Лопата и ложка


Понимание метафор и поговорок





  • Цель: выявление способности понимать переносный и скрытый смысл




  • Оборудование: тексты метафор и поговорок




  • Ход обследования: ребенку предлагается следующая инструкция: «Сейчас я буду читать тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую смысл пословицы».




  • Анализ результатов:

N: подавляющее большинство детей правильно объясняют смысл предложенных им метафор и поговорок.

ЗПР: дети могут хорошо объяснить смысл ранее слышанной метафоры; с помощью наводящих вопросов справляются и с новыми для них метафорами. Дети правильно понимают смысл поговорок в пределах конкретной ситуации; однако в большинстве случаев не могут дать объяснение поговорки в обобщенном виде. С помощью наводящих вопросов они могут воспроизвести ситуацию, аналогичную той, которая содержится в поговорке.

УО: некоторые дети правильно объясняют метафоры, которые они слышали раньше и смысл которых им разъясняли. Однако, если такого ребенка попросить объяснить новую метафору, то, как правило, толкование ее будет примитивно и конкретно. Толкование поговорок, даже ранее слышанных, возможно лишь в прямом
смысле и в пределах конкретной ситуации


  1. Семь раз отмерь, а один отрежь.

    • Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.

    • Прежде чем сделать, надо хорошо подумать

    • Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.

  1. Лучше меньше, да лучше.

  • Одну хорошую книгу прочитать полезнее, чем семь плохих.

  • Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

  • Поспешишь – людей насмешишь.

    • Клоун смешит людей.

    • Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.

    • Торопливость может привести к нелепым результатам.

  • Куй железо пока горячо.

    • Кузнец кует горячее железо.

    • Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать.

    • Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

  • Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

    • Не стоит кивать на обстоятельства, если дело в тебе самом.

    • Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.

    • Зеркало криво висит.

  • Не красна изба углами, а красна пирогами.

    • Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб.

    • О деле судят по результатам.

    • Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

  • Сделал дело – гуляй смело.

    • Если выполнил работу хорошо – можешь отдыхать.

    • Мальчик вышел на прогулку.

  • Умелые руки не знают скуки.

    • Петр Иванович никогда не скучает.

    • Мастер своего дела любит и умеет трудиться.

  • Не в свои сани не садись.

    • Если не знаешь дела, не берись за него.

    • Зимой ездят на санях, а летом на телеге.

    • Езди только на своих санях.

  • Не все то золото, что блестит.

    • Медный браслет блестит, как золотой.

    • Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством.

    • Не всегда то, что кажется хорошим, действительно хорошо.


    Выделение двух существенных признаков





    • Цель: выявить способность выделения самых существенных признаков предметов и явлений и отличия их от несущественных (второстепенных). Методика позволяет также оценить последовательность рассуждений ребенка.