Файл: Контрольная работа Инновационный менеджмент по дисциплине Методы оценки эффективности проектов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос №1: Оценка эффективности инноваций
Вопрос № 2. Государственная инновационная политика, ее приоритетные направления и принципы
АНАЛИЗ ПОРТФЕЛЯ ПРОДУКТОВ ПО ДОХОДНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМОГО РЕСУРСА
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА НА ПОРТФЕЛЬ ПРОЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Вопрос № 2. Государственная инновационная политика, ее приоритетные направления и принципы
В современных условиях основой динамичного развития любой экономической системы выступает инновационная деятельность, которая обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности страны, формирует условия для устойчивого экономического роста и является необходимым условием полноправного участия страны в мировом разделении труда. Обеспечить решение указанных задач призвана национальная инновационная система, позволяющая повысить интенсивность экономического развития страны за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности. Большинство развитых стран связывают свой долгосрочный устойчивый экономический рост с переходом на инновационный путь развития, характеризующийся широким использованием в экономике современных достижений науки и техники – информационных, биологических, ресурсов природосберегающих технологий. Разработка новейших технологий, выход с ними на мировые рынки и развертывание международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках глобальной экономики стали стратегической моделью экономического роста. Интеллектуальные ресурсы вместе с новейшими технологиями не только определяют перспективы хозяйственного роста, но и служат определенным показателем уровня экономической независимости и национального статуса. Их возрастающее значение для экономики и общества требует необходимости регулирования государством инновационных процессов. В условиях перехода к инновационной модели экономического развития государство должно выработать национальную стратегию, создать основные условия инновационного развития, механизмы саморегулирования и становления эффективных институтов инновационной среды, выполнить задачу обеспечения восприимчивости экономики к инновациям и различным нововведениям. Высшей формой регулирующей деятельности государства в этой сфере являются выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью, организационные, экономические, финансовые, нормативно-правовые формы регулирования.
К важнейшим способам регулирования относятся:
-
совершенствование информационной инфраструктуры и международных связей; -
развитие предложения инноваций и расширения спроса на них; -
инвестиции; -
охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности.
Государство должно создать условия для вовлечения предпринимательства в инновационную сферу, хотя бы частично компенсируя его расходы, связанные с рисками; привлекать частный и иностранный капитал к созданию наукоемкой продукции; содействовать развитию различных форм кооперации между государственным, научным и предпринимательским секторами. Партнерство государства и частного бизнеса снижает риски неэффективных решений в области инновационной деятельности. Поэтому центр тяжести в решении проблемы соотношения государства и рынка переносится на аспекты их взаимной дополняемости, а не противопоставления. Именно на этой базе и должны формироваться национальные инновационные системы. Необходимость государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок вызвана, с одной стороны, важной ролью технологического прогресса в обеспечении ускорения экономического роста, а с другой – тем, что частный сектор не всегда готов финансировать необходимые для поддержания конкурентоспособности НИОКР в необходимом масштабе.
Последнее обстоятельство можно объяснить, во-первых, существованием большой неопределенности и высокой степенью рисков при осуществлении исследований и разработок, особенно фундаментального и поискового характера. Выгода общества от проведения подобных работ может оказаться более очевидной, чем потенциальная прибыль частной компании, вложившей свои средства в проведение научных исследований и разработок. Во-вторых, частная фирма, финансирующая НИОКР, не получает долговременное преимущество перед конкурентами, так как результаты выполненных исследований и разработок становятся общим достоянием, вследствие чего первоначальные затраты на их получение не компенсируются. Необходимо отметить еще одно важное обстоятельство: значительные масштабы и сроки реализации исследовательских проектов выводят их за
пределы финансовых возможностей одной компании, даже если она выделяет на проведение НИОКР значительные суммы. Отсутствие сформировавшегося рынка или наличие единственного потенциального потребителя (например, государства) также может выступать фактором, сдерживающим интерес бизнеса к достижениям науки и техники.
В большинстве развитых стран для поддержки НИОКР со стороны государства обычно используются универсальные экономические инструменты. Меры прямой государственной финансовой поддержки сегодня, как правило, носят адресный характер. Они в большей степени ориентированы на достижение конкретных целей и приоритетов государства. Но для них характерна более высокая степень сопутствующего риска и большие административные расходы. Инструменты косвенного стимулирования имеют более широкий диапазон действия, лучше сочетаются с условиями рыночных отношений, чем прямое бюджетное финансирование. Они предоставляют выбор приоритетов инновационной деятельности частному сектору, являются более прозрачными для бизнеса, требуют меньших административных расходов. В последние годы возросло значение мер косвенного стимулирования инноваций в промышленности со стороны государства за счет широкого спектра предоставляемых налоговых льгот, формирования необходимой инновационной инфраструктуры и соответствующих институтов, передачи технологий из государственного сектора в промышленность, целенаправленной поддержки малого и среднего инновационного бизнеса.
Для решения поставленной задачи наряду с привлечением капиталовложений в модернизацию промышленных предприятий потребуется: создать инновационную инфраструктуру, состоящую из специализированных научных центров и инновационных фирм; развить научные парки, бизнес-инкубаторы и другие элементы инновационной инфраструктуры, не получившие еще достаточного распространения, но хорошо зарекомендовавшие себя в целом ряде индустриально развитых стран; сформировать новую законодательную базу, поощряющую инновационное предпринимательство и связанные с ним финансовые риски, гарантирующую защиту прав интеллектуальной собственности.
АНАЛИЗ ПОРТФЕЛЯ ПРОДУКТОВ ПО ДОХОДНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМОГО РЕСУРСА
Эффективность инновационной деятельности предприятия (организации) зависит от достоверного анализа портфеля продуктов.
Рассмотрим матричную модель. Она характеризует продукты по двум векторам:
-
вклад в покрытие накладных расходов и прибыль в расчете на единицу затрат выбранного ресурса (удельный вклад); -
тип рынка.
На матрице выделят четыре типа рынка (стадия нового рынка, стадия роста, стадия зрелости и стадия спада) и несколько базовых уровней удельного вклада. В ячейки матрицы заносятся соответствующие обозначения продуктов и величину суммарного вклада в покрытие накладных расходов и прибыль каждого продукта и/или совокупности всех продуктов, позиционируемых в ячейке.
Удельный вклад
max
Ut | | | |
Uf | | базовые уровни | |
| | | |
0 Новый Растущий Зрелый Спад
тип рынка
Рисунок 1 – Матрица «Удельный вклад \ Тип рынка»
Вклад в покрытие накладных расходов и прибыль в расчете на единицу затрат выбранного ресурса (удельный вклад) рассчитывается по формуле:
где: i – индекс продукта;
– оптимальная цена продукта (без учета НДС);
– прямые затраты на единицу продукта;
– продолжительность производственного цикла.
Для целей анализа необходимо