Файл: Гбоу впо тверская гма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

УДК 616-021.3

Майоров Р.В., Нусинов Е.В.

УДК 616-021.3

После усвоения материала студент должен знать:

Вопросы для самоконтроля

Основной теоретический материал.

Таблица 1 Отличительные особенности иммунодиагностических тестов 1 и 2 уровня.

Иммунодиагностические методы 1-го уровня

Изменение количества лейкоцитов.

4.0-9.0x103 в 1 мл

Изменение количества Т-лимфоцитов (CD3-)

Изменение количества Т-лимфоцитов хелперов (CD4--)

Изменение количества Т-лимфоцитов киллеров (CD8--)

Изменение соотношения CD4/ CD8

Изменение количества В-лимфоцитов киллеров (CD19--, CD20-, CD72-)

Изменение количества NK клеток (CD16- CD56-)

Изменение содержания компонентов комплемента Содержание компонентов комплемента в сыворотке

СЗ 700-1800 мкг/мл

С4 200-500 мкг/мл

Изменение концентрации иммуноглобулинов в сыворотке крови.

Оценка фагоцитоза.

Иммунодиагностические методы 2-го уровня включают в себя определение:

Для исследования иммунной системы используют различные биологические материалы:

Тестовые задания по теме.

Выберите один или несколько правильных ответов.

Ответы:

Пример ситуационных задач по теме

Пациент К. 16 лет сдал анализ крови на иммунограму 1 уровня.

Правильные ответы:

Список рекомендуемой литературы по теме.

Дополнительная литература:

ГБОУ ВПО Тверская ГМА


кафедра микробиологии и вирусологии с курсом иммунологии

Р.В. Майоров, Е.В. Нусинов


Методы оценки иммунного статуса.


рекомендациидлястудентов.



г. Тверь 2012

УДК 616-021.3


ББК 52.54

Под редакцией Е.В. Нусинова – к.м.н., доцента, заведующего курсом иммунологии. Рецензенты:

В.К. Макаров профессор, д.м.н. зав. кафедрой инфекционных болезней ТГМА, врач

иммунолог высшей категории, главный иммунолог г. Тверь
Методическое пособие одобрено на заседании ЦКМС ТГМА от, про- токол


Майоров Р.В., Нусинов Е.В.



В рекомендациях с современных позиций рассматривается информация по основнымметодамоценкииммунногостатуса.Рассмотреныиммунодиагностическиеметоды1и2 уровней. Описаны показания к назначению, подходы к интерпретации иммунодиагно-стических методов.

Изданиепредназначено для студентов лечебного и педиатрического факультетовТГМА,ординаторов,атакжеврачейтерапевтов, педиатров,аллергологов-иммунологов.
Авторы: Роман Владимирович Майоров – канд. мед. наук, доцент кафедры иммунологии, врач аллерголог-иммунолог.

Евгений Владимирович Нусинов канд. мед. наук, доцент кафедры иммунологии, заве- дующий курсом иммунологии ТГМА,
врач аллерголог-иммунолог.


УДК 616-021.3


ББК 52.54

Цель: дать основные представления о современных методах оценки иммунного статуса. Указать основные отличия и охарактеризовать иммунодиагностические методы 1-го и 2-го уровней.

После усвоения материала студент должен знать:


  1. Что такое иммунный статус.

  2. Что такое иммунная диагностика.

  3. Основные показания, характеристики и отличия тестов 1-го и 2-го уровней.

  4. Биологические материалы, используемые для иммунодиагностики.

  5. Патогенетический принцип оценки функций иммунной системы.

  6. Определение термина иммунорегуляторный индекс.

  7. Современные методы иммуноанализа.

  8. Клиническое значение изменения содержания в крови основных субпопуляций лимфоцитов.

  9. Современные подходы к определению функции фагоцитоза

  10. Клиническое значение изменения содержания в крови компонентов комплемента.




Вопросы для самоконтроля


  1. Что такое иммунный статус?

  2. Сформулируйте основные подходы к оценке иммунной системы человека.

  3. В чем состоит двухэтапный принцип оценки иммунного статуса? Перечислите тесты уровней 1 и 2.

  4. Какие биологические материалы используются для оценки состояния иммунной сис- темы человека?

  5. Перечислите основные методы оценки процессов распознавания, активации пролифе- рации, дифференцировки, регуляции иммунного ответа. Обоснуйте патогенетический подход.

  6. В чем состоит патогенетический принцип оценки иммунной системы?

  7. В чем состоит этиологический принцип оценки иммунной системы?



Основной теоретический материал.


Можно выделить 2 разновидности лабораторной деятельности, имеющей отношение к иммунологии:


    1. использование иммунологических методов для оценки неим- мунологических показателей;

    2. определение иммунологических показателей для характеристики состояния иммунной системы (иммунного статуса).

Пример деятельности первого рода - широкое использование методов иммунохи- мического анализа для определения гормонов и других физиологически значимых моле- кул в сыворотке крови и других биологических субстратах. В последние десятилетия с этой целью используют практически исключительно количественные методы иммуноли- гандного анализа: в недалеком прошлом радиоммунологического, и настоящее время им- муноферментного. С той же целью используют иммуноблоттинг. Преимущества иммуно- логических методов состоят в специфичности, высокой чувствительности, относительной простоте и дешевизне. Это направление лабораторной диагностики имеет отношение к
использованию иммунологических методов, но только иногда — к решению иммунологи- ческих (т.е. собственно иммунодиагностических) задач — при определении антител, ци- токинов и других молекул, непосредственно участвующих в иммунологических процессах (подробнеео современныхметодахиммуноанализа смотриматериалы кзанятию№4)

Одна из первоочередных задач современной иммунологии – это оценка функцио- нирования иммунной системы в норме и при заболеваниях человека. Сложность этой про- блемы обусловлена достаточно сложной, многокомпонентной организацией иммунной системы, разнообразием её структур на клеточном и молекулярном уровне, зависимостью от регуляторных сигналов со стороны нервной, эндокринной, кровеносной и многих дру- гих систем организма. Тем не менее, необходимость оценивать иммунную систему — со- временная реальность.

К сожалению, в настоящее время не придумали единого теста для оценки иммун- ной системы в целом.

Современный взгляд на оценку иммунной системы начал формироваться с начала 70-х годов XX века, когда стало ясным, что в этой системе существуют клеточное и гумо- ральное звенья. Основы такого представления об иммунной системе человека были зало- жены в учении о первичных иммунодефицитах.

Первичные иммунодефициты – это генетически обусловленные заболевания, свя- занные с тем, что у больного не вырабатываются те или иные компоненты иммунной сис- темы. Оценивая изменения в лабораторных анализах и сравнивая их с клинической карти- ной заболевания, делали заключение о функции нарушенных звеньев иммунной системы.

В дальнейшем стали появляться тесты для оценки как количественных, так и каче- ственных характеристик параметров иммунной системы на клеточном, молекулярном и позже на генном уровне.

На сегодняшний день в иммунологии огромное значение придают лабораторным
исследованиям, и в первую очередь оценке такого состояния, как иммунный статус.

Иммунный статус - комплекс количественных и функциональных показателей, отражающих конкретное состояние иммунной системы, определяемое с помощью стан- дартных общепринятых тестов.

Кроме того, выделяют понятие «иммунодиагностика».

Иммунодиагностика - проведение лабораторного и клинического исследований, которые помогают выявить конкретные нарушения в иммунной системе, позволяющие:

  1. выявить нарушенное звено в стройной системе функционирования иммунной систе- мы;

  2. провести анализ этиологии, патогенеза, прогноза заболевания;

  3. выбрать средство иммунокоррекции;

  4. провести оценку эффективности проводимой иммунокоррегирующей терапии.


В настоящее время выделяют иммунодиагностические методы 1-го и 2-го уровня.

Их основные отличительные характеристики представлены в таблице 1.