Файл: 1. Теоретические основы взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации. 4.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 76942
Скачиваний: 96
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
___МКДОУ" детский сад №4 Звездочка" _______
Тема 2. Основные характеристики семьи. Методы изучения особенностей семейного воспитания.
Тема 3. Методические особенности организации взаимодействия ДОУ и семьи
Тема 4. Методические основы педагогического взаимодействия сотрудников ДОУ.
Тема 5. Анализ собственной деятельности, обобщение результатов.
Приложение 3
Представим разработанную памятку по теме «Брачно-семейная адаптация: понятие, классификация супружеских отношений, супружеские конфликты»:
Жизненный цикл семьи - закономерная последовательность стадий развития любой семьи на протяжении всего периода ее существования, обусловленная объективными изменениями в ее составе и жизни, а также необходимостью решения ряда психосоциальных задач .
Первоначально стадии жизненного цикла выделялись в зависимости от количества и возраста детей. Сейчас к ним добавились и другие критерии: социальные и экономические. Число стадий у разных исследователей колеблется от 4 до 8 этапов.
При переходе от одного этапа жизненного цикла на другой возникает нормативный кризис (естественные изменения в развитии семьи, связанные с закономерными внутренними новообразованиями и объективными внешними событиями). Также в прохождении семьи по этапам жизненного цикла неизбежны ненормативные кризисы (незапланированные события, которые носят травматичный и болезненный характер для одного или всех членов семьи) и возрастные кризисы (психологические изменения по мере индивидуального развития человека).
Нормативные кризисы, несмотря на закономерность и полезность для развития семьи в целом, вызывает на индивидуальном уровне стресс, что порождает рост напряжения, конфликтов у всех членов семьи. Каждый этап направлен на решение определенных психосоциальных задач. Глубина и острота кризиса и стресса зависит от того, как эффективно и качественно решаются поставленные этапом задачи супругами. Нерешенные задачи предыдущих этапов превращаются в острые проблемы текущего периода.
Таким образом, можно утверждать, что проявление супружеских конфликтов на том или ином этапе жизненного цикла может быть связано с рядом причин, характерных с содержанием периодов. Этапы жизненного цикла семьи имеют особенности и характеристики на основе тех задач и отношений, которые преобладают. Однако возникновение супружеских конфликтов возможно на каждом из них. Это связано с желанием удовлетворить индивидуальные и социальные потребности в браке обоих супругов. Рассмотрение супружеских конфликтов через призму этапов жизненного цикла семьи и психосоциальных задач определённого этапа позволяет получить теоретическую базу конфликтогенных факторов формирования супружеского конфликта в привязке к жизненному циклу семьи.
Теоретический анализ супружеских конфликтов показал, что на разных этапах супруги испытывают различные негативные проявлении при решении партнёрских задач, но есть психосоциальные задачи и негативные последствия конфликтного взаимодействия, которые остаются актуальными на большинстве периодов жизненного цикла семьи. К таким задачам стоит отнести укрепление супружеской подсистемы и создание атмосферы близости между партнерами, налаживание открытой, ясной коммуникации, выстраивании внешних и внутренних границ, которые защищали бы супружество и семью в целом от стрессоров внешней среды, создание собственных правил семейной жизни и стереотипов взаимодействия. К негативным проявлениям возможным на каждом этапе жизненного цикла можно отнести ревность, потерю супружеской близости и измены.
Изучение основ совместной жизни, понимание задач этапов жизненного цикла и нормативных кризисов, а также популяризация полученных данных может выступать профилактическими мерами по укреплению института брака и снижению конфликтности в паре.
Приложение 4
Далее был составлен буклет для родителей «Педагогические правила поощрения и наказания»:
Приложение 5
Консультация для родителей
«Упрямство и капризы»
Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, то есть поставить ее в определенные рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
• Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве.
• Детским негативизмом, то есть непринятием чего-либо без определенных причин.
• Своеволием.
• Недисциплинированностью.
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.
Понятия "капризы" и "упрямство" очень родственные и четкой границы между ними провести нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.
УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
• в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
• выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, то есть ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому "стоит на своем".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
О капризах мы не будем много говорить, так как вся информация во многом пересекается с вышесказанным.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, то есть "Я так хочу и все!!!". Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
• в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
• в недовольстве, раздражительности, плаче.
• в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы.
3. Упрямство в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
4. Пик упрямства приходится на 2,5 - 3 года жизни.
5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!
8. Если дети по достижению 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идет о "фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. 3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.
4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребенку только этого и нужно.
7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".
9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдет о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
• достигнуто не своим трудом,
• не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум),