Файл: 1. Теоретические основы взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации. 4.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 76948
Скачиваний: 96
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
___МКДОУ" детский сад №4 Звездочка" _______
Тема 2. Основные характеристики семьи. Методы изучения особенностей семейного воспитания.
Тема 3. Методические особенности организации взаимодействия ДОУ и семьи
Тема 4. Методические основы педагогического взаимодействия сотрудников ДОУ.
Тема 5. Анализ собственной деятельности, обобщение результатов.
Приложение 9
Разработка конспекта досугового мероприятия с привлечением родителей на тему «ЗОЖ»
Тема совместной деятельности – Спортивные соревнования с родителями.
Цель мероприятия – организовать семейные спортивные игры.
Задачи:
- согласовать сценарий мероприятия;
- найти инструментарий;
- оповестить родителей;
- провести мероприятие.
Материалы и оборудование: мячи, скакалки, обручи.
Методы работы: коллективное взаимодействие.
Содержание мероприятия:
При составлении программы физкультурного праздника, который предполагается провести под девизом «Мы — будущие спортсмены» (праздник посвящается Дню физкультурника), целесообразно обозначить следующее:
I. Цель физкультурного праздника: пропаганда массовости физической культуры и спорта.
II. Задачи:
1) развитие у детей интереса к занятиям физической культурой, содействие творческому проявлению физических и волевых усилий в условиях соревнования;
2) воспитание чувства гордости за спортивные достижения;
3) популяризация значимости физической культуры среди родителей и общественности.
III. Место и время проведения праздника (физкультурная площадка дошкольного учреждения, стадион школы, спорткомплекса; 9.30).
IV. Руководство подготовкой праздника. Состав комиссии: коллектив дошкольного учреждения, в том числе врач или медицинская сестра, представители отдела образования, шефствующих предприятий, родительского комитета, спортивного общества (указывается фамилия, имя, отчество, занимаемая должность каждого члена комиссии).
V. Участники праздника:
Состав: дети, инструктор по физкультуре, воспитатели, родители, учащиеся спортшколы, мастера спорта, приглашенные на праздник.
Результаты работы: были собраны родители, организовано общее собрание и проведен само спортивное мероприятие.
Приложение 10
Оформление информационного стенда (папки-передвижки) для родителей.
Приложение 11
Планирование и проведение бесед с сотрудниками ДОУ по проблеме оказания педагогической помощи детям и семье на основе результатов диагностической работы.
Тематика проведения бесед с сотрудниками ДОУ
по проблеме оказания педагогической помощи детям и семье
на основе результатов диагностической работы
№ | Выявленная проблема | Тема беседы | Педагог, специалист ДОУ |
1 | Прием детей | Прием детей в группу | Родители |
2 | Питание (завтрак) | Расстановка посуды Раздача еды | Сотрудники кухни Помощник воспитателя |
3 | Прогулка | Нужно одеть детей | Помощник воспитателя |
Приложение 12
Подготовка к педсовету по теме «Взаимодействие педагогов, родителей и общественности: проблемы и перспективы».
Одним из основных принципов дошкольного образования:
1. сотрудничество организации с семьей;
2. ознакомление детей с социально-культурными нормами, традициями семьи, общества и государства.
Стандарт направлен на решение проблемы оказания психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей1.
В настоящее время все специалисты утверждают важность привлечения родителей к участию в работе дошкольного учреждения, однако в нынешних отношениях педагогов и родителей наблюдается явная дисгармония. Развитию этих отношений могут препятствовать как индивидуальные, так и профессиональные причины: нехватка времени, чувство неплатежеспособности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это имеет возможность привести к формированию личных и профессиональных предрассудков, мешающих семьям быть активными партнерами в воспитании собственных детей. В результате, учителя должны проявить инициативу и понять, как взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип личностного подхода к роли родителей, можно создать разнообразные методы вовлечения в работу большинства семей.
Посещение семьи ребенка много дает для ее исследования, установления контакта с ребенком, его родителями, проверка условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Учителю необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время визита, а еще найти цель собственного визита. Приехать в дом ребенка - значит приехать в гости. Это значит, что нужно быть в хорошем настроении, вежливым, дружелюбным. Надо забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семей, перспективы, рекомендации (отдельная!) обеспечить вежливое, ненавязчивое. Поведение и настроение малыша (веселый, расслабленный, спокойный, смущенный, дружелюбный),
помимо всего прочего, поможет понять психологический климат семьи.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность родителям познакомиться с детским садом, его традициями, правилами, особенностями образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по детскому саду с посещением группы, где воспитываются дети родителей, которые пришли. Это можно продемонстрировать часть работы детского сада (коллективный труд детей, сборы на прогулку и т. д.). Позже экскурсии и просмотр руководство или старший преподаватель общаются с родителями, знакомятся с их опытом, отвечают на возникающие вопросы2.
Разговоры ведутся как личные, так и массовые. И в том и в другом случае правильно определена задача: что нужно будет проверить, чем мы можем помочь. Содержание беседы лаконично, важно для родителей, представлено таким образом, чтобы побудить собеседников к разговору. Учитель обязан уметь не столько говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации. Традиционно, система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На массовые консультации можно пригласить родителей различных групп, имеющих одинаковые трудности или, наоборот, успехи в образовании (своенравных детей; детей с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение конкретных знаний и навыков родителей, оказание им помощи в решении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалистов с последующим обсуждением; рассмотрение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; собственно урок, например, о том,"как учить стихотворение с ребятами").
Семинар-практикумы. Родители, особенно молодые, должны приобрести реальные навыки воспитания детей. Их следует приглашать на рабочие совещания. Такая форма работы позволяет говорить о методах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать фотографии, рассказывать о прочитанном, как готовить руку ребенка для письма, как осуществлять артикуляционные аппарат и т. д.
Родительские собрания проводятся массово и совместно (для родителей всего учреждения). Совместные заседания проводятся 2-3 раза в год. Они обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и трудности летнего периода восстановления и другие. На одну встречу можно пригласить медицинского работника, библиотекаря или представителя методической службы города. Учитываются выступления родителей. Массовые собрания проводятся каждые 2-3 месяца. На рассмотрение выносятся 2-3 вопроса (1 вопрос готовит преподаватель, по другим можно предложить поговорить родителям или кому-то из профессионалов). Ежегодно одно заседание должно быть посвящено рассмотрению семейного опыта воспитания детей. Выбранной темы, относящиеся к данной категории, например, " почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать интерес детей к книге", " телевизор - друг или враг в воспитании детей?".
Круглый стол по проблеме интеллектуального становления детей дошкольного возраста. В нем участвуют старший преподаватель, специалист по психологии, воспитатели групп и другие специалисты. Сообщники непринужденно беседуют друг с другом. Темы подобных встреч могут быть такие, как" развитие любознательности у дошкольников"," формирование речи"," особая готовность ребенка к школе " и другие. Такие встречи можно проводить в любой возрастной группе, ориентируясь на цели программы, над которой работает ДОУ. Целесообразно применять такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь можно показать родителям открытое (или в видеозаписи) занятие с детьми, организовать выставку литературы для детей и родителей по данному вопросу. Предполагается раскрыть сущность обучения родителей дошкольников, его специфику, которая содержится в применении игровых методик. В форме ясности, как следует открытое занятие для родителей с детьми или видео фрагменты уроков математики, развития речи и др., необходимо обратить внимание учебный материал, методы обучения детей, удивительные моменты в классе и так далее
Обсуждение проблемы, например, психического воспитания детей. Эту дискуссию хорошо провести с опекунами предварительной группы, заранее пригласив профессионалов: учителей начальных классов, специалиста по психологии, учителей подготовительной группы. Используйте такие методы, как постановка неоднозначных вопросов, ознакомление родителей с результатами тестирования, ребят, всеми словами специалистов, анализ педагогических ситуаций. Рекомендуется проводить дискуссии в соответствии с телевизионными "ток-шоу": например, разделить участников на 2 группы: 1 – е-те, кто читает, что психическое развитие ребенка - это искусство письма, счета, чтения; 2-е-родители с другой позицией. Главное-со всех сторон развитие малыша, его познавательная деятельность. Нужно понимать возможность говорить с представителями других мнений, давать слово профессионалу, доказывать правильность позиции. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера детские высказывания, произведения детского творчества, видеоролики и др. В конце подведем итог.
Устный журнал. Журнал состоит из 3-6 страниц, каждая из которых занимает от 5-10 минут, следовательно, общая продолжительность-40 минут.. Достаточно большой объем информации, размещенной в относительно короткий промежуток времени, вызывает значительный интерес у родителей. Каждая страница журнала представляет собой устное сообщение, которое можно проиллюстрировать дидактическими пособиями, аудиозаписями, выставками поделок, рисунками, книгами. Родителям заранее полагается литература для ознакомления с проблемой, актуальной работой, вопросами для обсуждения. Эта форма имеет возможность часто проводиться с установленными заголовками, происходящими в любом журнале. Например, рекомендации специалиста", "это интересно знать", "Говорят дети" и т. д.; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, рекомендации могут дать психолог, физиолог, медицинский персонал и другие специалисты. В "устном журнале" освещаются важные проблемы интеллектуального развития малыша. Главное-сделать эти встречи неформальными, и привлечь родителей отвечать на их вопросы, не заниматься теорией вопроса, а преподнести то, что было использовано выразительно, доступно, ориентируясь на их мастерство.
К приятным формам работы с родителями можно отнести подготовку записок, папок, движений, мат-ла стендов, фотовыставок и многое другое. Например, можно подготовить для родителей в письменном виде показатели умственного развития детей по возрастам или предложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания, воображения, мышления, и даже варианты проведения дидактических игр с детьми.
Брифинг. Встреча, в которой кратко излагается позиция по 1 из актуальных вопросов. Имеет возможность быть проведенным старшим преподавателем, групповым преподавателем или экспертом, который заранее готов ответить на вопросы по конкретной теме. Позволяет максимальную активацию родителей. 2 Команда 1 задает вопросы, другая отвечает; организатор попросила родителей ответить.
Родительские конференции. Основная задача конференции-обмен опытом домашнего образования. Родители готовят сообщение заранее, учитель при необходимости оказывает поддержку в выборе темы, оформлении речи. На конференции сможет выступить специалист. Его заявлению дается "семя" для того, чтобы вызвать дискуссию и, когда это возможно, дискуссию. Конференция пройдет в масштабе 1-го детского сада, хотя практика и конференция городского, местного масштаба. Необходимо найти важную тему конференции ("забота о здоровье детей"," приобщение детей к государственной культуре», «роль семьи в воспитании ребенка"). Конференция готовит выставку детских работ, учебной литературы, учреждений и др. завершить конференцию возможно общим выступлением ребят, работников детского сада, членов семьи.