Файл: Отчет по учебной практике по получению навыков исследовательской работы студенты.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Выраженная пассивная профессиональная идентичность. Характеризуется тем, что человек усваивает базовые знания, требования к профессионалу в этой сфере деятельности, способен осуществлять деятельность, руководствуясь образцами (профессиональный опыт не равен нулю); устанавливаются профессиональные связи и происходит вступление в профессиональную общность (профессиональное общение не равно нулю); соответствие человека и профессии устанавливается в направленности: «знаю», субъект деятельности характеризуется как «осведомленный».
3. Активная профессиональная идентичность. Характеризуется реализацией профессиональных планов и целей на практике, осознанием выполнения деятельности и формированием индивидуального стиля деятельности (постоянный профессиональный опыт); у человека формируется определенный круг знакомых членов профессиональной общности (постоянное профессиональное общение); соответствие человека и профессии устанавливается в направленности: «могу»; субъект деятельности характеризуется как «умелый».
4. Устойчивая профессиональная идентичность. Характеризуется тем, что человек способен свободно выполнять свою профессиональную деятельность, у него повышается уровень притязаний, из-за чего он ищет более сложные профессиональные задачи, профессионально совершенствуется и повышает свое мастерство и творчество (профессиональный опыт стремится к бесконечности); индивид также ощущает значимость профессиональных контактов, осознает свою индивидуальность и неповторимость как профессионала и стремится передавать свой опыт другим людям (профессиональное общение стремится к бесконечности); соответствие человека и профессии устанавливается в направленности: «делаю»; субъект деятельности характеризуется как «творческий» [10].
Иной подход к периодизации профессиональной идентичности предлагает другой отечественный психолог – Э.Ф. Зеер. Он выделил следующие стадии становления профессиональной идентичности:
1. Аморфная оптация (0–12 лет). Профессионально ориентированные интересы и склонности.
2. Оптация (12–16 лет). Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования, учебно-профессиональное самоопределение.
3. Профессиональная подготовка (16–23 года). Профессиональная подготовленность, готовность к самостоятельному труду.
4. Профессиональная адаптация (18–25 лет). Освоение новой роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества.
5. Первичная профессионализация (26–33 года). Профессиональная позиция, индивидуальный стиль деятельности. Квалификационный труд.
6. Вторичная профессионализация (34–42 года). Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом,
гибкий стиль деятельности, корпоративность.
7. Профессиональное мастерство (42–60 лет). Творческая профессиональная деятельность, вершина профессионального мастерства [10].
Е.А. Климов же выделяет следующие стадии становления профессиональной идентичности: стадию предыгры; стадию игры; стадию овладения учебной деятельностью; стадию оптации; стадию профессиональной подготовки; стадию развития профессионала.
Таким образом, рассмотрев и проанализировав различные подходы к периодизации профессиональной идентичности, можно точно сказать, что многие авторы подчеркивают особое влияние этапа обучения, получения профессионального образования на становление профессиональной идентичности. На основе этого можно сделать вывод о том, что профессиональная идентичность начинает формироваться у индивида еще на этапе выбора профессии и поступления в учебные заведения, а более выраженной становится на этапах получения основных, базовых знаний о выбранной профессиональной деятельности, изучения требований к профессионалу, а также получения первого профессионального опыта [10].
1.3 Эмпирическое исследование профессиональной идентичности у студентов старших курсов
Кафедра философии и юридической психологии решает различные практические задачи и в рамках практики совместно с руководителем было принято решение изучать одну из актуальных проблем практической психологии – сформированность профессионального компонента «образа Я» у студентов старших курсов.
Эмпирическое исследование было проведено при помощи интернет-ресурсов, онлайн, в связи с напряженной эпидемиологической ситуацией. Методические материалы, используемые в исследовании, были перенесены в электронную форму.
В ходе исследования профессионального компонента «образа Я» у работающих и неработающих студентов старших курсов были использованы 2 методики: опросник «Кто я?» (М. Кун и Т. Макпартленд) и семантический дифференциал для оценки профессионала (В.П. Серкин).
Опросник «Кто я?», разработанный авторами М. Куном и Т. Макпартлендом, используется для исследования различных компонентов идентичности личности. Респондентам во время прохождения данного теста предлагается ответить на вопрос «кто я?» и написать свои ответы в каждую из 20 пронумерованных строк. Всего в методике выделяется 7 шкал идентичности: «социальное Я», «коммуникативное Я», «материальное Я», «физическое Я», «перспективное Я» и «рефлексивное Я». Из достоинств данной методики можно выделить то, что она не ограничивает испытуемого какими-то фиксированными рамками и дает ему возможность самому выбирать, что лучше всего смогло бы его описать. Недостатками данной методики являются трудоемкость и сложность в количественной обработке, а также то, что она имеет сильный упор на лингвистические способности респондентов.
База исследования:
Эмпирическая выборка исследования составила 24 респондента: 12 работающих и 12 не работающих студентов ВГУЭС 3 и 4 курса различных направлений.
С целью удобства описания результатов диагностики обозначим сравниваемые группы как «работающие студенты» и «неработающие студенты».
В результате проведения психодиагностического обследования респондентов при помощи методики «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда были получены данные о различных компонентах идентичности личности.
Рисунок 1 - Результаты исследования по методике "Кто я?" у работающих студентов старших курсов
Рисунок 2 - Результаты исследования по методике "Кто я?" у неработающих студентов старших курсов
По результатам, полученным в ходе диагностики работающих и не работающих студентов старших курсов при помощи методики «Кто я?» (рис. 1) и (рис. 2), можно сказать о том, что у работающих студентов, в отличие от неработающих в большей степени выражен деятельный компонент, и рефлексивный компонент. В то же время для неработающих студентов большую значимость имеет перспективный и материальный компоненты, в отличие от работающих студентов.
Также для нашего исследования важно отметить количество определений в методике «Кто я?» у обеих групп студентов, которые так или иначе связаны с профессиональной ролью или профессиональной деятельностью, чтобы определить, представлен ли профессиональный компонент у обеих групп.
Таблица 1 - Соотношение «профессиональных» характеристик в различных компонентах «образа Я» у работающих и неработающих студентов.
| Количество данных респондентами определений в методике «Кто я?», связанных с профессиональной ролью или профессиональной деятельностью | |||
Определения в «социальном Я» | Определения в «перспективном Я» | Определения в «коммуникативном Я» | Определения в «рефлексивном Я» | |
Работающие студенты | 16 | 2 | 1 | 7 |
Неработающие студенты | 9 | 4 | 0 | 5 |
По результатам, представленным в табл. 1, можно сказать о том, что для работающих студентов в большей степени характерны представления о себе, связанные с профессиональными ролями («социальное Я»). В основном, это выражено в виде определений, отражающих профессионально-ролевые позиции: психолог, финансист, управленец, специалист или работник в определенной области и т.д. Также у работающих студентов в «рефлексивном Я» несколько больше выделено характерных им качеств, которые могут быть связаны с профессиональной деятельностью, среди них были такие качества как: помогающий, отзывчивый, ответственный, целеустремленный.
С другой стороны, для неработающих студентов в большей степени свойственны определения, связанные с «перспективным Я», в отличие от работающих студентов. Среди них можно выделить следующие: будущий психолог, будущий специалист, почти дипломированный психолог, будущий офисный работник. Определения в «рефлексивном Я», которые связаны с профессиональной деятельностью, у неработающих студентов были даны следующие: помогающий, ответственный, неудачник, эмпатичный.
Таким образом, по результатам этой методики можно сделать вывод о том, что у работающих студентов старших курсов профессиональный компонент представлен в большей степени, чем у неработающих студентов.
Таким образом, опираясь на результаты методики можно прийти к выводу о том, что профессиональный компонент «образа Я» у работающих студентов представлен, хоть и не на очень высоком уровне, но в большей степени, чем у неработающих. Это может быть связано с тем, что работающие студенты имеют представления о себе как о профессионале на основе реального опыта, в то время как у неработающих студентов эти представления основываются скорее на предположениях и желаниях.
Заключение
Тема учебной практики по получению навыков исследовательской работы была посвящена проблеме сформированности профессионального компонента «образа Я» у студентов старших курсов. В ней изучалось и было исследовано профессиональное самосознание, а также факторы, влияющие на его формирование и становление.
Было очень интересно провести исследование, направленное на выявление степени сформированности профессионального компонента «образа Я» у студентов старших курсов. Полученные в ходе исследования результаты по методике «Кто я?» М. Куна, Т. Макпартленда позволяют сделать вывод о том, что у работающих студентов профессиональный компонент «образа Я» представлен, в отличие от неработающих студентов.
Можно точно сказать, что проблема, изучаемая в данной работе, является важной, так как сформированность у студентов старших курсов профессионального компонента «образа Я» оказывает большое влияние на профессионализацию специалиста, которая выражается в становлении профессиональной идентичности и влияет на качество профессиональной деятельности индивида, а также обеспечивает ему целостность, тождественность и определенность в своей профессиональной деятельности.
Список использованных источников
-
Жданов А.А. Соотношение понятий «я-концепция» и «самосознание» / А.А. Жданов //Провинциальные научные записки. – 2016. – №1. – С.80-84. -
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание : пер. с англ. / Р. Бернс. – Москва : Прогресс, 1986. – 420 с -
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие / Е. А. Климов. Ростов: Феникс, 1996. – 509 с. -
Климов Е.А. Введение в психологию труда : учебник / Е.А. Климов. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Издательcтво Московского университета : Академия, 2004. – 336 с -
Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. — М., 1996. — 309 с. -
Шнейдер Л.Б., Акбиева З. С., Цариценцева О. П. Психология карьеры : учебник и практикум для вузов / Л. Б. Шнейдер, З. С. Акбиева, О. П. Цариценцева. – 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 187 с. -
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 2006. - 344 с. -
Стрельникова Ю.Ю., Емельянова С.В. Исследование феномена профессиональной идентичности в различных направлениях психологической науки / Ю.Ю. Стрельникова, С.В. Емельянова // Пенитенциарная наука. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-fenomena-professionalnoy-identichnosti-v-razlichnyh-napravleniyah-psihologicheskoy-nauki (дата обращения: 21.07.2020). -
Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: Теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер. – Изд-во: МПСИ.2007 -
Эмильбекова А.Э. Профессиональное становление и динамика профессиональной идентичности на разных этапах формирования личности / А.Э. Эмильбекова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. №1 (790). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-stanovlenie-i-dinamika-professionalnoy-identichnosti-na-raznyh-etapah-formirovaniya-lichnosti (дата обращения: 23.07.2020). -
Белякова Е.Г., Захарова И.Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования / Е.Г. Белякова, И.Г. Захарова // Образование и наука. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-i-professionalnaya-identichnost-studentov-pedagogov-v-usloviyah-individualizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 23.07.2020).