Файл: Анализ состава и эффективности использования трудовых ресурсов организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


− количество работников, уволенных по собственному желанию, за нарушения трудовой дисциплины и по служебному несоответствию, называется излишним оборотом [18, с.43].

Отношение излишнего оборота к среднесписсочной численности называется коэффициентом текучести;

− коэффициент замещения- отношение разности принятых и выбывших работников к среднесписочной численности.

Положительное значение этого коэффициента свидетельствует о том, что процесс принятия на работу новых сотрудников возмещает убыль ресурсов рабочей силы, при этом на предприятии дополнительно создаются новые рабочие места.

Отрицательное значение коэффициента имеет место, когда число уволенных превышает число принятых;

− коэффициент постоянства кадров – отношение численности работников, состоящих в списочном составе весь отчетный год, к среднесписочной численности работников [14].

Помимо описанных выше направлений анализа эффективности использования трудовых ресурсов предприятия, также могут быть использованы такие показатели как:

− обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами;

− производительность труда персонала;

− использование фонда оплаты труда;

− показатели структуры и состава персонала.

Представленные выше показатели достаточно активно используются для проведения анализа трудовых ресурсов организации.

Нельзя не отметить и тот факт, что наличие описанных выше показателей для проведения анализа позволяет принимать наиболее обоснованные управленческие решения относительно развития системы управления персоналом, а также обеспечить решение проблемы повышения качества использования трудовых ресурсов.

Следует отметить, что описанные показатели не анализируются в статике, а рассматриваются в динамике. В связи с чем для повышения качества исследования они рассматриваются за несколько лет.


  1. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО СТМ-СЕРВИС




2.1. Организационно-правовая характеристика ООО СТМ-СЕРВИС



Общество с ограниченной ответственностью «СТМ-Сервис» создано в апреле 2011 года, входит в дивизиональный холдинг АО «Синара-Транспортные Машины».

ОГРН-1116672008661

ИНН/КПП 6672337623

Основные направления деятельности — полный спектр услуг по фирменному обслуживанию железнодорожной техники (ремонты различной степени сложности, модернизация, поставка запасных частей, обучение и технический консалтинг).

Дополнительные виды деятельности:

-производство частей железнодорожных локомотивов, трамвайных и прочих моторных вагонов, и подвижного состава;

-производство путевого оборудования и устройств для железнодорожных, трамвайных и прочих путей, механического и электромеханического оборудования для управления движением (30.20.4);

-ремонт и техническое обслуживание прочих транспортных средств и оборудования (33.17);

-торговля оптовая эксплуатационными материалами и принадлежностями машин (46.69.2);

-торговля оптовая неспециализированная (46.90);

-обучение профессиональное (85.30).

Компания «СТМ-Сервис» осуществляет сервисное обслуживание локомотивов парка РЖД: магистральных грузовых электровозов постоянного тока 2ЭС10, 2ЭС6, ВЛ10, ВЛ11; магистральных электровозов переменного тока ВЛ60, ВЛ80; магистральных тепловозов М62, ТЭ10, 2ТЭ25КМ, ТЭ116, маневровых тепловозов ТЭМ7, ТЭМ14, ТГМ23, ТЭМ2, ТЭМ3, ТЭМ18, ЧМЭ3; пассажирских электровозов и тепловозов ЧС2, ЧС7, ЭП1, ЭП2К, ТЭП70.

Для организации сервисного обслуживания в компании создано 5 сервисных управлений (Московское, Куйбышевское, Свердловское, Южно-Уральское и Западно-Сибирское), в состав которых входят два сервисных центра и 27 сервисных локомотивных депо, расположенных на территории 7 железных дорог – филиалов ОАО «РЖД», 25 субъектов РФ.

В состав ООО «СТМ Сервис» входит Сервисное локомотивное депо (СЛД) «Дема» – депо, в котором производится техническое обслуживание и ремонт локомотивов. СЛД Дема служит местом приписки 212 локомотивов.

Основные задачи и функции.

Основной задачей сервисного локомотивного депо является содержание локомотивов в соответствии с планами (графиками) проведения обслуживания, а также поддержание локомотивов в технически исправном состоянии, отвечающим требованиям технических условий, руководств и

других документов производителей локомотивов, оборудования и нормативных документов Заказчика, и позволяющем эксплуатировать локомотивы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010г. №286, договором на сервисное обслуживание локомотивов от 30 декабря 2013 г. и настоящим положением.


2.2. Краткая финансово-экономическая характеристика основных средств, оборотных средств, финансового состояния



Первоначально рассмотрим общую динамку движения персонала предприятия. Для большей наглядности она проиллюстрирована на рисунке 2.


Рисунок 2 - Динамика численности персонала в 2019- 2021 гг., чел.*

*Выполнено по [7, c.89]
Представленные на рисунке данные говорят о том, что на протяжении исследуемого период наблюдается постепенное увеличение числа персонала, привлекаемого предприятием. В значительной степени, это связано с ростом числа производственных и управленческих процессов, реализуемых предприятием.

Однако, как было отмечено раннее прирост числа персонала не повлек за собой рост уровня производительности труда.

Анализ трудовых ресурсов компании может быть продолжен исследованием структуры персонала по основным признакам:

− половозрастная структура персонала;

− структура персонала по стажу работы на предприятии;

− структура сотрудников по уровню образования.

На основе исследования данных предприятия, в соответствии с представленными выше характеристиками персонала была составлена таблица 1.
Таблица 1 - Структура трудовых ресурсов ООО «СТМ Сервис» в 2019-2021 гг.


Наименование характеристики персонала

2019

2020

2021

2021 г. к 2019 г.+-

Гендерная структура




Мужчины

58

62

64

110.34%

Женщины

42

38

36

85.71%

Структура трудовых ресурсов по возрасту




Старше 20-ти лет

18

22

25

138.89%

Старше 35 лет

38

41

45

118.42%

Старше 45 лет

28

18

12

42.86%

Старше 65 лет

16

19

18

112.5%

Структура трудовых ресурсов по стажу работы на предприятии




Более года

10

12

17

170%

Более пяти лет

23

27

25

108.7%

Более 10 лет

35

38

42

120%

Более 15 лет

32

23

16

50%

Структура трудовых ресурсов по уровню образования




Высшее

57

62

65

114.04%

Среднепрофессиональное

25

24

22

88%

Среднее

18

14

13

72.22%


*Разработка автора
Анализ представленных данных позволяет сделать следующие выводы:

− большая часть персонала (от 58% в 2019 г. до 64% в 2021 г.) представлено мужчинами.

− анализ трудовых ресурсов по возрасту, позволяет выделить, что предприятие привлекает и молодых специалистов, в возрасте до 20 лет, и опытных сотрудников в возрасте более 45 лет.

Отдельно следует выделить, что существует и определенная доля персонала, в возрасте более 65 лет.

Исследование структуры персонала по стажу работы на предприятии говорит о том, что наблюдается наличие наиболее опытного персонала со стажем работы более 15 лет в организации.

Это позволяет обеспечить высокое качество реализации отдельных управленческих и производственных подразделений.

Также нельзя не выделить и тот факт, что предприятие активно привлекает молодых сотрудников к работе, что подтверждается ростом доли персонала, работающего более одного года и более пяти лет; − ключевой категорией персонала являются сотрудники с высшим образованием.

Их превалирование в структуре трудовых ресурсов обосновывается тем, что наличие высшего образования является требованием к новым сотрудникам.

Исходя из всего вышесказанного можно отметить, что существующая структура персонала полностью соответствует требованиям, предъявляемым к сотрудникам.

Большая часть сотрудников представлена рабочими.

Это обосновывается тем, что производственные процессы, протекающие на предприятии, требуют большого числа персонала. При этом, специалисты компании задействованы в управленческих процессах.

Таким образом, на основе исследования основных показателей, характеризующих персонал исследуемого предприятия, можно выделить, что сформированная сегодня структура трудовых ресурсов компании полностью соответствует ее потребностям.

Так, компания, привлекает как молодых специалистов, так и опытных сотрудников. Это обеспечивает наиболее эффективную реализацию всех основных производственных процессов на предприятии, а также гарантирует передачу опыта от более опытных сотрудников к молодому персоналу.

Смотрите также файлы