Файл: Составление таблицы Этапы географического познания Земли иобозначение на контурной карте имен знаменитых путешественников..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА N2 1

ТЕМА: Составление таблицы «Этапы географического познания Земли» и обозначение на контурной карте имен знаменитых путешественников.»

Цель: обобщить и систематизировать собранный материал о знаменитых географических путешествиях и экспедициях разных исторических эпох; закрепить знания о выдающихся первооткрывателях, путешественниках и исследователях, их вкладе в географическое познание Земли.

Основные понятия

Эпоха Великих географических открытий период с середины ХУ до середины XVII в., ознаменовавшийся крупнейшими географическими открытиями, сделанными европейскими путешественниками. Великие географические открытия шли по трём главным направлениям: южным путём —— вокруг Африки, западным через Атлантический океан, северным водным — вдоль северных окраин Евразии и Северной Америки и северным сухопутным через Северную Азию.

Ход работы

Заполните таблиц «Этапы гео а ического из ения Земли».

№ п/п

Век (год), исследователь

Основные события и их значение

Древняя эпоха

1.

до VI в. до н. э.




2

V в. до н. э. Ге одот




З

IV в. до н. э. Аристотель




4

III П вв. до н. э. Э атос ен




5

I—II вв. н. э. Клавдий Птолемей




С едние века -—XV вв.

6

1271 - 1295 гг. Марко Поло




7

1325 - 1349 Ибн Батута




8

1468 г А анасий Никитин




9

1492 г Ма ин Бехайм




10

ХУ в Ген их Мо еплаватель




Эпоха Великих геог а ических отк ытий се едина ХУ —се едина XVII в

11

1487- 1488 г Ба оломе




12

1492-1504 гх исто о ко 6




13

1497 1499 г Васко да Гама




14

1519 — 1521 Фе нан Магелан




15

1577 — 1580 Ф енсис ейк




16

1642 — 1643 Абель Тасман




17

XVI — XVII в Р сские землеп оходцы




Геог а ия Нового в емени

18

1768 - 1779 г Джеймс К




19

1803 1806 г Иван К зенште н




20

1820 г Ф. Беллинсга ен М. Лаза ев




Сов еменные гео а ические исследования

21

1909 гР.Пи и




22

  1. г Р Амундсен

  2. Р скотт




22

С 1956 исследование Анта ктиды





ВЫВОДЫ: Сформулируйте вывод, в котором перечислите этапы географического познания Земли. Укажите этап, который, на ваш взгляд, сыграл самую важную роль в познании нашей планеты, и кратко обоснуйте свою точку зрения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАЛИ.

ТЕМА:Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.

А нализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»



Цель: изучить движение Земли вокруг Солнца и его географические следствия.



Изучить движение Земли вокруг своей оси и его географические следствия.

Ход работы:

№ддщщД: По учебным пособиям изучить тему: «Движение Земли вокруг Солнца и его географические следствия», «Суточное вращение Земли и его географические следствия», подготовиться к обсуждению следующих вопросов:

Географические следствия движения Земли вокруг Солнца:

  • годовая ритмика природных процессов;

  • особенности тропиков и полярных кругов;

  • дни солнцестояний и равноденствий, их характеристика; - пояса освещенности.

Географические следствия суточного вращения Земли:

  • суточная ритмика, ее проявление в природе;

  • изменение продолжительности дня и ночи на разных широтах;

  • время (местное, всемирное, поясное, декретное, летнее, зимнее);

  • отклоняющая сила вращения Земли, ее проявления в природных процессах (отклонение воздушных масс в циклонах и антициклонах, отклонение морских течений и

т.д.);

•Найдите в атласе схемы движения Земли, рассмотрите их, заполните таблицу 1.

  • Найдите в учебнике географические следствия вращения Земли вокруг своей оси S 6, стр. 22 и кратко запишите в таблицу 1.

  • Найдите в учебнике географические следствия вращения Земли вокруг Солнца S 6, стр. 23 и заполните таблицу 1. Таблица 1.

Виды движения Земли

Географические следствия вращения Земли

1




2

З

2

1

2


2.Используя схемы или теллурий, определите зенитальное положение Солнца в разные периоды года и заполните таблицу:

Ключевые даты.

Где наблюдается зенит?

Высота Солнца в нашем го оде.

Время года в северном и южном полушарии.

Продолжительность дня в северном и южном полушарии и в нашем городе.

Летнее солнцестояние













Зимнее солнцестояние













Весеннее авноденствие













Осеннее авноденствие













2. Какие. выводы вы можете сделать?



е

Зомт Сотаю

22



Зомт Сомиа эпатфе В Сев. — •ео•.

Д•• по

$*пдоетме

• Зе»мт Соми на »•аторе ,

На заметку!

Информация о высоте Солнца и продолжительности дня в любом городе онлайн. https://voshod-solnca.ru/sun

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА З


ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА МЕСТНОСТИ

Цель: научиться ориентироваться на местности по компасу, Солнцу и местным признакам, сторонам горизонта, находить азимут

Задание 1.Укажите стороны горизонта по предложенной схеме



Задание 2. Подпишите азимуты основных сторон горизонта

Задание З. Определите и подпишите азимуты объектов на схеме



Задание 4. Определите по Солнцу и часам основные стороны горизонта в классе

Задание З. Ориентирование по местным признакам:

  1. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?

  2. С какой стороны на деревьях растет мох?

З. С какой стороны муравьи строят муравейник

  1. В какой стороне восходит Солнце

  2. С какой стороны ягоды краснеют раньше?

  3. С какой стороны ветви деревьев гуще?


выводы:

ПРАКТИЧЕСКАЯ N2 4


ТЕМА: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МАСШТАБА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ МЕЖДУ ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ ОБЪЕК-

ТАМИ С ПОМОЩЬЮ МАСШТАБА

Цель: научиться пользоваться различными видами масштаба и уметь переводить один вид масштаба в другой, измерять расстояния на карте с помощью масштаба.

Основные понятия

Масштаб (плана или карты) — величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем реальное расстояние на местности. Виды: численный, именованный, линейный.

Помни! 1 м 100 см; 1 км 100 000 см 1 25 000 численный;

1 см =250 м - именованный;

Ход работы


1. Пе еведите численный масштаб в именованный.

ва иант

ва иант

а 1 • 20 000



6 1 : 300

6 1 : 600 000

П. Перевести именованный масштаб в численный

ва иант

11 ва иант

а в см 300 м

а в 1 см = 5 км

б в 1 см—

б в 1 см=40м

Ш. Почему на картах используют различные масштабы?

О б р а з е ц : Определите масштаб карты, если реальное расстояние в 15 км на карте равно

5 см.

Решение

1) По условию задачи 5 см = 15 км. 2) 1 см км : 5 см = З км.

Ответ: масштаб карты — 1 см = З км

  1. Выполните задания

    ва иант

    ва иант

    а) Определите масштаб карты, если:

    расстояние между городами Москвой и Оренбургом - 1250 км, а на карте составило

    5 см

    расстояние между городами Иркутском и Владивостоком - 2250 км, а на карте составило 10 см

    б) Определите действительное расстояние между городами Нью - Дели (Индия) и Канбе а (Авс алийский Союз), если:

    масштаб карты - 1 см = 250 км, а на карте

    пол и 11 см

    масштаб карты - 1 см = 550 км, а на карте по или 5 см

  2. По физической карте России с помощью масштаба определите расстояние


между городами:

а) Москва - Санкт-Петербург



б) Казань — Волгоград

в) Севастополь — Москва

  1. Начертите отрезок в масштабе 1 : 5000, если на местности он составил 250 м.

выводы:



в 1 см — 100 м проведены через 1 м

100 о 100 200 зоо 400 м

УСЛОВНЫЕ ЗНАНИ












с

ад.

шк.






Дет.

болен.













пес.







4 4

сад

нирпи









Город




Памятник, школа,




Кирпичный завод.

Церковь.

Теплицы. Машинно-

Силосная башня

Хатезная дорога,

Металлический мост.




Улучшенная грунтовая

тракторная мастерская




сманция. Выемка




Линия связи

дорога. Деревянный мост

Я род.




Снов

оз.

Грунтовая дорога.

Полевая и лесная

Река и направление

Озеро. Болото.

Овраг, обрыв, промоина

Родник. Колодец,

Узкая лесополоса




течения реки

Камышот* заросли

















дуб4
сосна * ,лесњ

дуб сосна

Мельницы: водяная,

Лиственный лес

Хвойный пес и

Фруктовый сад

Смешанный лес.

Линия электроперерчи.







просеки

Вырубленный лес

Дом лесника

Трансффматорная будка

Сплошные заросли

Отдельно стоящие

Редкие кустарники.




Степь. Луг

Огород Пашня

кустарников

деревья: хвойные, лиственные

Одиночный ост

Пески






ПРАКТИЧЕСКАЯ 5


ТЕМА: Составление плана местности

Цель: научиться определять азимут, расстояния между объектами с помощью масштаба, составлять описание маршрута по условным знакам.

Основные понятия

План местности —- чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде с помощью условных знаков.

Горизонталь - линия на плане (карте), соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой.

Т.ЩДЦ22Щ-КОМплексное применение знаний

Плани емые ез льтаты.

П еДметные: знания мения п еДставления давать определение понятиям ориентирование, стороны горизонта, компас, азимут, маршрутная, полярная съёмка местности, способы измерения расстояний на местности.

Метап еДметные: познавательные е лятивные комм никативные УУ умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Личностные: (личностные УУД): учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров, осознание ценность географических знаний как важного компонета культуры личности

Образовательная цель: создать условия для применения знаний по построению простейшего плана местности.

Рддццддщщц_цедщ способствовать формированию умения производить глазомерную съёмку местности различными способами; фиксировать результаты проделанной работы.

формированию коммуникативных качеств личности, межличностных партнёрских отношений.

ФОПД: индивидуальная с элементами групповой

Методы обучения объяснительно-иллюстративный, частично-поисковыЙ.

Средства обучения: Учебник, планшет с компасом, визирная линейка, измерительная рулетка (шагомер)

Составление плана местности по описанию.

Содержание задания

Выполняемые действия

По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с югозапада на северо-восток.

В центре листа обозначают точку, которая будет точкой пересечения шоссе и грунтовой дороги. Из этой точки определяют направление на север и обозначают шоссе, проходящее с севера на юг. Из этой же точки определяют направление на юго-запад и северо-восток и обозначают грунтовую дорогу,

В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокине, который тянется вдоль шоссе на ,5 км.

В соответствии с величиной масштаба из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают 10 см на север и определяют южную границу поселка. Затем откладывают еще З см и определяют его северную границу. Обозначают поселок условным знаком по обе стороны шоссе. Подписывают название поселка.





Вдоль западной окраины поселка расположен сад.

Определяют западную окраину поселка и условным знаком обозначают сад, четко показав его северную, южную и восточную границы.

В З км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в югозападном направлении.

Из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают к югу 6 см и обозначают металлический мост.

Их центра моста определяют направление на юго-запад и обозначают реку. Стрелкой показывают направление ее течения.

На правом берегу реки лежит луг, а вдоль левого тянется смешанный лес.

Определяют правый и левый берег реки. Вдоль правого берега обозначают луг, вдоль левого- смешанный лес, не указывая точные границы их распространения.

Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны.

В соответствии с величиной масштаба на расстоянии см к западу и востоку от шоссе рисуют границу распространения кустарника и обозначают его.

ПРАКТИЧЕСКАЯ 6


ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ ПО ГЕОГРАФИЧЕской КАРТЕ

Цель: научиться определять географические координаты отдельных объектов по карте. Основные понятия

Географические координаты величины (в градусах), определяющие местоположение любой точки на земной поверхности. В систему географических координат входят широта и долгота.

Географическая широта — расстояние в градусах вдоль меридиана от экватора до любой точки на земной поверхности. Широта бывает северная и южная.

Географическая долгота — расстояние в градусах вдоль параллели от нулевого меридиана до меридиана, проведенного через заданную точку. Долгота бывает западная и восточная



Сантьяго

Джакарта

Тегеран

Алжир

Ход работы


1. Определите географические координаты городов.

  1. Москва

  2. Оттава

З. Канберра

П. По предложенным географическим координатам определите названия объектов.

  1. 40 ю. Ш., 380 в. д

  2. 390 с. Ш., 118 0 в. д

З. 560 с. Ш., 1600 в. д

ш. Какой географической широты не бывает? Отметьте знаком «+» свой вариант ответа. 400 с. ш.

300 з. ш.

600 ю. ш.

1200 с. ш.

IV. Какой географической долготы не существует? Отметьте знаком «+» свой вариант ответа.

200 в. д.

400 з. д.

60 0 с. д.

800 ю. д.

360 с. Ш.,

  1. Какой город и почему расположен ближе к экватору?

а) 33 0 с. ш., 68 0 в. д. б) 28 0 с. ш., 770 в. д.

  1. По политической карте полушарий определите географические координаты пе-