Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ИнфБиог Культура НА ТЕМУ:
Понятие «информация». Основные пути поиска информации
Выполнил(а): ______________________________ (Ф.И.О. студента) ______________________________ (направление, группа) Проверил(а): _____________________________ (ученая степень, звание, Ф.И.О. преподавателя) _____________________________ (дата) Омск 20___ г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 1 |
1.Понятие информации | 3 |
2.Восприятие информации | 5 |
3.Свойства информации | 8 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 11 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 12 |
ВВЕДЕНИЕ
Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% - при помощи органов слуха, и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг. А вот, например, для лисы, собаки и многих других животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация - звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.
Компьютер, помогающий человеку хранить и обрабатывать информацию, приспособлен в первую очередь для обработки текстовой, числовой, графической информации.
Понятие «информация» является одним из фундаментальных в современной науке вообще и базовым для информатики. Информацию наряду с веществом и энергией рассматривают в качестве важнейшей сущности мира, в котором мы живем. Однако, если задаться целью, формально определить понятие «информация», то сделать это будет чрезвычайно сложно.
В простейшем бытовом понимании с термином «информация» обычно ассоциируются некоторые сведения, данные, знания и т.п. Информация передается в виде сообщений, определяющих форму и представление передаваемой информации. Примерами сообщений являются музыкальное произведение; телепередача; команды регулировщика на перекрестке; текст, распечатанный на принтере и т.д. При этом предполагается, что имеются «источник информации» и «получатель информации».
В связи с этим цель работы - изучить понятие, восприятие информации и ее свойства и основные пути поиска информации. Для достижения этой цели нужно достичь следующих задач:
1) рассмотреть и изучить литературу, соответствующую теме работы;
2) дать понятие информации;
3) изучить восприятие информации и пути поиска информации;
4) рассмотреть свойства информации.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение.
Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.
Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.
Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей - в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.
Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.
В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.
Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.
ГЛАВА 2. ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ
Особую роль для общества играет документированная информация. Документы - это информация, зафиксированная на материальном носителе - бумаге или машинном носителе, имеющем реквизиты, позволяющие его идентифицировать.
Возможность записи информации в письменном виде - в форме последовательности знаков - привела к образованию государств, возникновению бюрократии и появлению почтовых служб. Параллельно это привело - к появлению грамотных людей - людей, умеющих читать, писать и искать информацию для решения различных проблем.
Возникновение письменности позволило людям не только передавать информацию, но и накапливать ее в форме записок, писем и рукописей в архивах, а также в личных и публичных библиотеках.
Развитие промышленного производства в XVIII-XIX веках потребовало большого числа специалистов, для подготовки которых было открыто большое число университетов. Это дало мощный толчок для развития естественных наук - химии, физики, механики, математики и подготовки инженерных кадров.
Развитие печатных станков привело к появлению и распространению газет как средств массовой информации и информатизации общества, а также появлению и распространению журналов для распространения литературных произведений. В это же время появились первые законы, регулирующие авторские права.
Изобретение в XIX - начале XX века телеграфа, радио и телефона открыло новые возможности в передаче информации и информатизации общества. Эти технические средства дали возможность практически мгновенно передавать информацию на любые расстояния.
Следующим шагом технического прогресса стало появление и развитие электроники, телевидения и радиовещания к середине XX века. Изобретение телевидения позволило людям видеть на экранах телевизоров события, происходящие в самых различных точках планеты, а изобретение магнитофона - накапливать звуковую и видеоинформацию на магнитных носителях.
Информация может существовать в самых разнообразных формах 2:
-
в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий; -
в виде световых или звуковых сигналов; -
в виде радиоволн; -
в виде электрических и нервных импульсов; -
в виде магнитных записей; -
в виде жестов и мимики; -
в виде запахов и вкусовых ощущений; -
в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.
Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.
ГЛАВА 3. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток. Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой.
Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов.
Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.
Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации.
-
Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация прочно «закрепится» в мозге. -
Аудиальный канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. -
Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. -
Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах.
Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный. Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.
ГЛАВА 4. СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ
Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенность информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информации.
С точки зрения информатики, наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.
Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
-
преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства; -
искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.
Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.
Самая ценная информация – объективная, достоверная, полная, и актуальная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека. Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:
-
имеет семантический (смысловой) характер, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира. -
имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства).
С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция – от лат; cumulatio – увеличение, скопление).
Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.
Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.
ГЛАВА 5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК: ВИДЫ, ЭТАПЫ ПОИСКА
Побудительная причина информационного поиска - информационная потребность, выраженная в форме информационного запроса. Объектами информационного поиска могут быть документы, сведения о их наличии и (или) местонахождении, фактографическая информация.
Условно информационный поиск делится на четыре основных вида: библиографический, документальный, фактографический и аналитический. Например, чтобы найти информационный источник (документ или издание), надо знать определенную совокупность библиографических данных (фактов), характеризующих его, отличающих от многих других: хотя бы от написанных тем же автором, на одну и ту же тему и т. д.