ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Виды информационного поиска в зависимости [7]:

- от цели - адресный (формально-механический) и семантический (тематический);

- от объекта поиска - документный и фактографический;

- от степени использования технических средств - ручной или автоматизированный.

- от функциональной роли – доминирующие / второстепенные, центральные / периферические, устойчивые / ситуативные потребности.

Все виды информационного поиска пересекаются, так как их цели и объекты часто взаимосвязаны. Например, документный и фактографический виды поиска могут быть как адресными, так и семантическими.

Информационный поиск производится при помощи информационно-поисковых систем (ИПС). ИПС - это комплекс связанных друг с другом отдельных частей, предназначенный для выявления в каком-либо множестве элементов информации, отвечающих на предъявленный информационный запрос. Информационный поиск осуществляется по определенным правилам, определяющим стратегию поиска. Стратегия информационного поиска зависит от типа поисковой задачи, критериев выдачи и характера диалога между потребителями информации и ИПС.

В общем случае процедура информационного поиска состоит из четырех этапов [7]:

- уточнения информационной потребности и формулировки запроса

- определения совокупности держателей информационных массивов

- извлечения информации из информационных массивов;

- ознакомления пользователя с полученной информацией и оценки результатов поиска.

Эффективность информационного поиска определяют показатели, характеризующие нахождение релевантных документов. Они делятся на семантические (точность и полнота поиска, коэффициент информационного шума и коэффициент потерь) и технико-экономические (оперативность поиска, стоимость и трудоемкость поиска).

С проблемой информационного поиска раньше всего столкнулись библиотекари. Для того, чтобы читатели могли находить в фондах библиотеки, интересующие их документы, в ней создаются различные каталоги и указатели.

5.1. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ


ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТИП ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Документ – это материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве.


Под производственными документами имеется в виду совокупность текстов которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах

Бытовыми документы – совокупностью официальных и личных материалов, которая обеспечивает информационное обслуживание людей в быту они, как правило, представляют собой личную собственность человека

Существует следующее деление документов [1]:

1. По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки, магнитные ленты).

2. По типу авторства (личные и общественные, например, расписка в получении денег и протокол собрания коллектива).

3. По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка).

4. По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполненные анкеты, и вторичные – отчёт, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет).

5. По способу получения документа (естественно функционирующие в обществе, например, статистические отчёты по установленному образцу и «целевые», т.е. созданные по заказу журналиста – допустим, справка о деятельности учреждений).

По целевому назначению информационные издания делят на библиографические, реферативные и обзорные

Библиографическое издание – представляет собой библиографическое пособие содержащее упорядоченное множество библиографических записей, объединенных по какому-либо признаку. К библиографическим изданиям относят библиографические указатели, обзоры, списки, информационные издания.

Реферативные издания – содержат аннотации и рефераты. К реферативным изданиям относят – экспресс-информацию, реферативные журналы, реферативные сборники, информационные листки.

Экспресс-информация – самый оперативный вид реферативных изданий, обработка первичных документов при их подготовке занимает не более 1–1,5 месяца, выпускаются с частой периодичностью..

Реферативные журналы – охватывают с возможной полнотой как отечественные, так и зарубежные публикации. Срок подготовки реферативного журнала – 3-4 месяца с момента получения первичного документа.

Источники информации «ИНТЕРНЕТ» подразделяются на группы:

По способу представления информации:

Web-страницы – сегодня это основной и наиболее распространенный тип информационных ресурсов в Сети. Этот ресурс представляет собой страницы так называемого гипертекста, то есть текста, который может содержать в себе ссылки. Взаимосвязанная логически и посредством ссылок совокупность гипертекстовых страниц, расположенная в одном месте, представляет собой единицу, называемую сайтом. Кроме текста web-страница может также содержать информацию в произвольной форме: графической, звуковой, видео и т.д.



Базы данных – также могут иметь интерфейс в Интернете, т.е. могут быть доступны через Сеть. Базы данных могут содержать произвольную информацию: публикации, табулированные данные и.т.д.

Файловые серверы – традиционный способ хранения данных в Интернете. Представляет собой компьютеры, часть дискового пространства которых доступна по Сети.

Телеконференции – способ общения людей, имеющих доступ в Сеть. Предназначены для обсуждения каких-либо вопросов или распространения информации. Все телеконференции разбиты по тематическому признаку на рубрики, или группы новостей.

Chart – также, в определенной степени, является источником социологического порядка. Здесь можно выяснить общественное мнение по насущным вопросам или интересующей исследователя тематике.

По языковому признаку: в силу историко-географических причин основным языком в сети Интернет является английский, но практически все языки мира представлены в Сети. Многие сайты поддерживают несколько языков – на выбор пользователя. Российский сегмент Интернет называется «Рунет».

По территориальному признаку: произвольный информационный ресурс в подавляющем большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, осуществляющей свою деятельность на определенной территории, и может быть предназначен для аудитории, находящейся преимущественно в пределах другого региона.

По виду и характеру представляемой информации: данный вид разделения информации с практической точки зрения является наиболее важным, т. к. именно информационное наполнение, в конечном итоге, оказывается решающим при отборе и использовании источников.

Тематическая информация – наиболее ценная информация, непосредственно относящаяся к конкретной предметной области.

Научные публикации – статьи, рефераты, обзоры и прочие публикации научного характера, хранящиеся в Интернете.

Рекламная информация – большинство web-сайтов коммерческих компаний, представленных в Сети, носят в той или иной степени рекламный характер. Но данный вид информации может помочь в поисках нужных вам данных.

Справочная информация – разнообразные справочные материалы, ссылки на web-сайты компаний, часто представленные аналогично традиционным «желтым страницам», нормативные базы и т.д.

Новости – эта информация легко доступна по Сети, представляет собой вид «сырой», необработанной информации, которая ценна не столько сама по себе, сколько в контексте прочих событий или в динамике развития, и часто нуждается в последующей обработке и анализе.

5.2. МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА


Сплошной метод. Это обследование сплошь и без пропусков все наличие имеющихся пособий и источников. Очевидно, что в современных условиях этот прием трудно реализуем даже для узкой темы. Поэтому часто он рассматривается только в качестве чисто теоретического.

Выборочный метод – более рациональный и реальный путь поиска информации, который сводится к подбору и изучению определенной совокупности источников.

Интуитивный метод. Под ним понимается умение найти нужный материал посредством библиографического чутья, продолжительного опыта.

Типологический, или рецептурный метод, когда использование задач информационного поиска позволяет для каждого конкретного информационного поиска намечать определенный путь и документальные средства (пособия, источники) решения.

Индуктивный метод информационного поиска. Процесс познания с использованием индукции совершается от единичных суждений и фактов к общим правилам и обобщениям, в которых выражается общая закономерность.

Дедуктивный метод информационного поиска. Обратная картина сложится, если мы будем осуществлять поиск дедуктивным методом. Такая направленность мысли может иметь место при исследовании определенной области явлений, создании развернутой научной теории и т.п.

Метод информационного поиска по библиографическим ссылкам. Возможность его использования заключается и в самом характере литературы, состоящей из определенной взаимосвязи фактов, произведений, документов и изданий. Каждое новое литературное произведение – это в известной степени анализ, оценка и обобщение социальной информации, уже имеющейся в литературе.

Изложенные методы позволяют найти необходимую информацию в традиционной информационной среде. [1]

Однако в настоящее время гораздо более важны методы и методика поиска информации в новой информационной среде – Интернете.

По используемым поисковым технологиям информационные системы можно разбить на 4 категории [2]:

1. Тематические каталоги; 

2. Специализированные каталоги (онлайновые справочники); 

3. Поисковые машины (полнотекстовый поиск); 

4. Средства метапоиска.

В Интернете информационно-поисковые системы размещается на одном или нескольких серверах. В информационно-поисковой системе собирается, индексируется и регистрируется информация о документах, имеющихся в обслуживаемой системой группе веб-серверов. В документах индексируются все значащие слова или только слова из заголовков.


Тематические каталоги предусматривают обработку документов и отнесение их к одной из нескольких категорий, перечень которых заранее задан. Фактически это индексирование на основе классификации. Индексирование может проводиться автоматически или вручную с помощью специалистов, просматривающих популярные веб-узлы и составляющих краткое описание документов-резюме (ключевые слова, аннотация, реферат).

Поисковые машины (самое развитое средство поиска в Интернете) реализуют технологию полнотекстового поиска. Индексируются тексты, расположенные на опрашиваемых серверах. Индекс может содержать информацию о нескольких миллионах документов.

При использовании средств метапоиска запрос осуществляется одновременно несколькими поисковыми системами. Результат поиска объединяется в общий, упорядоченный по степени релевантности список.

Базы информационных данных могут содержать практически любые виды информации, в том числе в любой комбинации. Для формирования запросов используются специальные информационно-поисковые языки.

Информационно-поисковые системы внутри найденной выборки обычно пытаются расположить документы в порядке их "релевантности", то есть близости к введенному пользователем запросу. Критериев такой близости много и выявление близких "по смыслу" к запросу документов не решает проблемы получения информации при отсутствии релевантного документа. Подобная ситуация достаточно тривиальна, в том числе и потому, что пользователь зачастую ищет документ, который сам собирается написать.

Информационно-поисковые системы фактически являются системами информационного обеспечения и представляют собой базы и банки данных. В качестве объекта в них выступает индивид, организация, отрасль, регион и т.п. Субъектом информационного обеспечения является специалист-информатик, любой потребитель информации.

5.3. ПОИСК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОИСКОВЫХ МАШИН


Наиболее широко используемым, но в то же время наиболее сложным является метод поиска с использованием поисковых систем. Его широкая распространенность обусловлена тем, что поисковые системы содержат в себе индексы громадного количества сайтов и при правильно сформированном запросе можно сразу же получить ссылки на интересующие ресурсы. Сложность метода состоит в том, что для того, чтобы результат был качественным, необходимо уметь выбрать наиболее подходящие поисковые системы, правильно формулировать запросы к ним, учитывать их особенности и функциональные возможности.