ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 2007
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Тема 1.1. Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов
Классификация и таксономия микроорганизмов
Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов
Тема 2.1. Учение об инфекционном процессе
Тема 4.1. Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий
Тема 4.3. Физиология бактерий. Бактериологические методы исследования
Особенности противовирусного иммунитета
Взятие испражнений для бактериологического исследования
Взятие крови для бактериологического исследования
Задание 2. Нарисуйте основные компоненты строения бактериальной клетки, пронумеруйте и напишите их названия.
Ультраструктура бактериальной клетки
-
клеточная стенка -
_____________________________________________ -
_____________________________________________ -
_____________________________________________ -
_____________________________________________ -
_____________________________________________ -
_____________________________________________ -
_____________________________________________ -
_____________________________________________
Задание 3. Изучите устройство микроскопа. Приготовьте мазок из зубного налета. Окрасьте препарат по Грамму. Зарисуйте и опишите изображение препарата.
Микроскопирование мазка из зубного налета.
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________
Тема 4.3. Физиология бактерий. Бактериологические методы исследования
Физиология изучает жизненные функции микроорганизмов: питание, дыхание, рост и размножение. В основе физиологических функций лежит непрерывный обмен веществ (метаболизм). У микробов интенсивный обмен веществ (за сутки микробная клетка может переработать питательные вещества в 30-40 раз превышающие ее массу).
Химический состав.
Вода - главный компонент клетки (75-80%), является растворителем для кристаллических веществ и участником химических реакций. На долю сухого остатка приходится 15-25%, из которых азота (8-15%), углерода (4555%), кислорода (30%), водорода (6-8%). Из них синтезируются белки, углеводы, липиды, ферменты, витамины и пр.
Белки - (50-80% сухого остатка). Большое значение в жизнедеятельности имеют нуклеопротеиды (соединения белка с ДНК и РНК). ДНК содержатся в нуклеоиде и обусловливают генетические свойства, РНК – биосинтез белка. Количественное и качественное разнообразие белковых веществ, их комплексов и аминокислот наделяет мембраны видовой специфичностью.
Углеводы – (12–18% сухого остатка). Основной источник энергии и углерода. Входят в состав оболочки, капсулы, слизистого слоя. Включения в виде гликогена и крахмала играют роль запасных питательных веществ.
Липиды – (10-40% сухого остатка). Повышают устойчивость бактерий во внешней среде. Входят в состав клеточной стенки и цитоплазматической мембраны. Связываясь с белками и углеводами, составляют сложный комплекс, определяющий токсические свойства микроорганизмов.
Минеральные вещества – неорганические компоненты (фосфор – в составе нуклеиновых кислот; сера, натрий – поддержание осмотического давления; магний, калий, кальций, железо – в составе ферментов, АТФ – аккумулятор энергии). Микроэлементы (молибден, кобальт, бор – в составе дыхательных ферментов, марганец, цинк, медь – участвуют в синтезе ферментов, активизируют их).
Питание бактерий
Типы питания бактерий определяются по характеру усвоения углерода и азота.
По усвоению углерода делятся на два типа:
-
аутотрофы – используют в качестве источника углерода углекислый газ из воздуха; -
гетеротрофы – нуждаются в органическом углероде (углеводы, жирные кислоты). Среди них различают сапрофиты (участвуют в разложении мертвых органических остатков) и паразиты (живут за счет органических веществ живых клеток).
По усвоению азота делятся на две группы:
-
аминоавтотрофы – используют молекулярный азот воздуха или усваивают его из аммонийных солей; -
аминогетеротрофы – получают азот из органических соединений – аминокислот, сложных белков (все патогенные и большинство сапрофитов).
По характеру источника энергии делятся на :
-
фототрофы – используют энергию солнечного света; -
хемотрофы – получают энергию за счет окисления неорганических и органических соединений.
Знание потребностей микроорганизмов в питательных веществах важно для создания питательных сред, применяемых для их выращивания.
Питательные среды делятся на группы:
-
универсальные – содержат питательные вещества, в присутствии которых растут многие виды патогенных и непатогенных бактерий; -
специальные – для выращивания бактерий, не размножающихся на универсальных средах (кровяной, сывороточный агар, сывороточный
бульон);
-
избирательные (элективные) – для выделения микробов, росту которых они способствуют, задерживая или подавляя рост сопутствующих микроорганизмов (соли желчных кислот, подавляя рост кишечной палочки, делают среду элективной для брюшного тифа); -
дифференциально-диагностические – позволяют отличить один вид микробов от другого по ферментативной активности (среды с индикаторами, при росте данного вида микробов изменяется цвет среды); -
консервирующие – для первичного посева и транспортировки исследуемого материала.
Дыхание бактерий
Дыхание (биологическое окисление) – сложный процесс, сопровождаемый выделением энергии, необходимой для синтеза органических соединений.
Все бактерии по типу дыхания делятся на:
-
облигатные (строгие) аэробы - развиваются при наличии 20% кислорода и содержат ферменты, осуществляющие перенос водорода от окисляемого субстрата к кислороду воздуха; -
микроаэрофилы – используют еще меньше кислорода, а его высокая концентрация задерживает их рост; -
факультативные (не строгие) анаэробы – размножаются как в присутствии, так и в отсутствие кислорода; облигатные анаэробы – наличие кислорода является губительным.
Рост и размножение микроорганизмов
Рост – это увеличение размеров отдельной особи, а размножение – это способность организма к воспроизведению.
Основной способ размножения – поперечное деление в различных плоскостях (цепочки, тюки, гроздья и т.д.). Делению предшествует удвоение материнской ДНК (дочерние клетки получают копию). Цитоплазма делится перегородкой. Когда ферменты разрушат сердцевину перегородки, дочерние клетки расходятся. Скорость размножения различна и зависит от вида, возраста, питательной среды и температуры.
При выращивании бактерий в жидкой питательной среде наблюдают фазы роста культур:
-
Исходная (латентная) – адаптируются к среде, увеличивается размер клеток. -
Логарифмического инкубационного роста – интенсивное деление клеток. -
Стационарная – число вновь появившихся бактерий равно числу отмерших. -
Отмирания – клетки гибнут в условиях истощения питательной среды и накопления в ней продуктов метаболизма микроорганизмов.
Если питательная среда будет обновляться, то можно поддерживать фазу логарифмического роста. При размножении на плотных питательных средах бактерии образуют типичные для каждого вида колонии (форма колоний, окраска и т.д.). Эти особенности (культуральные свойства) учитывают при идентификации бактерий.
Микробиологическое исследование – это выделение чистых культур микроорганизмов, культивирование и изучение их свойств. Чистыми называют культуры, состоящие из микроорганизмов одного вида. Они нужны при диагностике инфекционных болезней, для определения видовой принадлежности микробов, в исследовательской работе и для получения продуктов жизнедеятельности микробов (токсинов, антибиотиков, вакцин и т.п.).
Задания для закрепления материала Раздел 4. Бактериология.
Задание 1. Заполните таблицу.
-
Питание бактерий
(классификация микроорганизмов)
по характеру усвоения углерода
по характеру усвоения азота
по характеру источника энергии
Дыхание бактерий
(классификация микроорганизмов)
Задание 2. Перечислите группы питательных сред и укажите их назначение.
Питательные среды:
1._____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2._____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3._____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4._____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5._____________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 3. Перечислите и охарактеризуйте фазы роста культур в жидкой питательной среде.
Фазы роста культур:
1._____________________________________________________________
__________________________________________________________________
2._____________________________________________________________
__________________________________________________________________
3._____________________________________________________________
__________________________________________________________________
4._____________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Решите ситуационные задачи.
Задача № 1.
При выращивании бактерий в жидкой питательной среде, спустя две недели микроорганизмы погибли. Что необходимо предпринять, что бы поддерживать фазу логарифмического инкубационного роста бактерий как можно дольше?
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
Задача № 2.
В инфекционную больницу поступил больной с диспепсией. Медицинская сестра приемного покоя решила взять для исследования мокроту больного и использовать для посева среду, содержащую соли желчных кислот. Все ли действия медицинской сестры верны? Ответ обоснуйте.
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 5. Изучите основные принципы и этапы бактериологического исследования.
-
Квалифицированный выбор материала, подлежащего исследованию: для клинических образцов – с учетом характера и локализации патологического процесса, патогенеза заболевания и его стадии; для объектов окружающей среды – с учетом возможного значения их в качестве путей и факторов передачи микроорганизмов – возбудителей инфекции. -
Отбор проб материала для исследования в необходимом и достаточном объеме. Обеспечение своевременной доставки материала для сохранения жизнеспособности искомых бактерий. -
Выбор оптимального набора соответствующих питательных сред для первичного посева и накопления возбудителя с учетом характера материала, свойств искомого микроорганизма и посевных доз. -
Соблюдение классических принципов тщательного изучения посевов. -
Изучение фенотипических характеристик выделенных чистых культур, в первую очередь, биохимических свойств с максимально возможной стандартизацией условий их определения. -
Определение согласно классификационным таблицам таксономического положения выделенной культуры в соответствии с задачами исследования (родовой, видовой, внутривидовой принадлежности).