Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.2 Система социального обслуживания населения
1.3 Нормативно правовое регулирование социального обслуживания населения
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Социальное обслуживание: формы и виды
2.2 Проблемы, возникающие при реализации права граждан на социальное обслуживание и пути их решения
3 лишь в статье 9 устанавливает право получателя социальных услуг на уважительное и гуманное отношение в перечне остальных прав получателей социальных услуг.
Во взаимосвязи с принципом гуманности следует рассматривать и корреспондирующий с ним принцип ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания, который также провозглашался в прежнем Законе N 122-ФЗ4, однако в новом законодательстве он отсутствует.
Однако в Законе N 442, в статях 33 и 34, устанавливаются государственный контроль (надзор) и общественный контроль в сфере социального обслуживания.
Отношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, организацией и проведением проверок поставщиков социальных услуг, регулируются положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"1, который является правовой основой для регулирования отношений в предпринимательской деятельности.
Основным актом, регулирующим общественный контроль в данной сфере, к которому содержится отсылка в статье 34 Закона N 4422, является Закон РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-13, который, регулируя отношения, возникающие, в частности, между потребителями и продавцами при продаже товаров (оказании услуг), устанавливая, в частности, права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, а также определяя механизм реализации этих прав, является правовой базой для регулирования имущественных отношений, входящих в предмет гражданского права, а отнюдь не права социального обеспечения.
Следует особо обратить внимание, что в новом Законе N 442-ФЗ в противовес старым, утратившим силу с 1 января 2015 г. законам о социальном обслуживании 1995 г. не содержится норм (хотя бы отсылочного характера), посвященных ответственности за нарушение норм законодательства о социальном обслуживании и защите прав получателей социальных услуг.
Таким образом, отсутствие в основных положениях Закона ключевых принципов социального обслуживания - принципа гуманности и взаимосвязанного с ним принципа ответственности органов государственной власти и учреждений социального обслуживания - и отсылка к источникам гражданского права в вопросах государственного и общественного контроля свидетельствуют о следующем: акты жестокого обращения с людьми являются теперь лишь результатом некачественного оказания социальных услуг, но не нарушением принципов публично-правового института социального обслуживания. Внедрение частноправовых начал в отношения по социальному обслуживанию не сбалансированы, не обеспечены в полной мере мерами публично-правового характера: принципы государственной гарантированности и ответственности социального обслуживания в числе основных принципов социального обслуживания не обозначены законодателем.
С отсутствующим в Законе N 442-ФЗ1 принципом доступности социальных услуг, а следовательно, и их государственной гарантированности реализация права на социальное обслуживание затрудняется и проблемами процедурного характера - усложнение процедуры получения социальных услуг получателем, утратившим возможность к самообслуживанию в силу возраста и инвалидности, приводит в некоторых случаях вообще к невозможности их получения на дому. Это вынуждает многих пожилых людей не пытаться всеми силами сохранить привычный для них образ жизни, а переехать в стационар, что, в свою очередь, противоречит принципу сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.
Данный принцип социального обслуживания нарушается и в ходе так называемой и уже вышеупомянутой оптимизации учреждений социального обслуживания населения, в результате которых учреждения закрывают, сливают и перепрофилируют, что сказывается на условиях жизни граждан в сторону ухудшения и в конечном итоге на здоровье и судьбах людей, в них проживающих.
Также не представляется разумной в целях оптимизации и сокращения штата идея совмещения разных по типу учреждений социального обслуживания, предназначенных для совершенно разных категорий подопечных.
Данные положения и примеры вступают в противоречие с принципом сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.
Вышеприведенный анализ проблем правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан показывает, что, к сожалению, в настоящее время институт социального обслуживания, который должен сохранять прежде всего публично-правовую природу, все более утрачивает свое значение в качестве традиционного публичного института особенной части права социального обеспечения, так как его нормы не направлены на реализацию отраслевых принципов публично-правового института социальных услуг: гуманности, доступности, адресности, гарантированности, ответственности государства за их предоставление.
Таким образом, в новом законодательстве о социальном обслуживании все более прослеживается влияние частного права на отрасль права социального обеспечения, которое проявляется в следующих формах:
1) прямые и косвенные отсылки в Законе N 442-ФЗ
1 к источникам гражданского и предпринимательского права по вопросам регламентации осуществления государственного и общественного контроля в сфере предоставления социальных услуг;
2) заимствование приемов правового регулирования в виде гражданско-правовых элементов и конструкций (заключение договора о социальном обслуживании, платность предоставления социальных услуг, право граждан на выбор поставщиков социальных услуг, в том числе негосударственных; составление индивидуальной программы по социальному обслуживанию);
3) заимствование терминологии гражданского права;
4) принципы правового регулирования отношений по социальному обслуживанию, скорее всего, носят характер принципов, регулирующих имущественные отношения по предоставлению социальных услуг.
Вышеприведенные рассуждения позволяют сделать заключительный вывод о том, что взаимосвязь двух отраслей частного и публичного права, прослеживающаяся на примере системы правовых норм о социальном обслуживании, в нынешних реалиях российской экономической системы не случайна, а модернизация ее границ, их динамика свидетельствуют о направленности правового регулирования отношений по социальному обслуживанию на решение в первую очередь ряда определенных экономических задач, преобладании экономической функции социального обеспечения над собственно социальной.
Под «социальным обслуживанием» следует понимать все виды публичных услуг в сфере реализации социальных прав граждан, оплата которых полностью или частично производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или средств государственных внебюджетных фондов.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
I.НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
II. ЛИТЕРАТУРА
1. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения: Монография/ Н.В. Антипьева –М.: Литагент Проспект, 2016. - 240 с.
2. Волкова Н.И., Горте Ю.Д., Лукьянова Е.И. Проблемы Севера: справочное издание/ И.Н. Волкова, Ю.Д. Горте, Е. И. Лукьянова – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2019. – 280 с.
Во взаимосвязи с принципом гуманности следует рассматривать и корреспондирующий с ним принцип ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания, который также провозглашался в прежнем Законе N 122-ФЗ4, однако в новом законодательстве он отсутствует.
Однако в Законе N 442, в статях 33 и 34, устанавливаются государственный контроль (надзор) и общественный контроль в сфере социального обслуживания.
Отношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, организацией и проведением проверок поставщиков социальных услуг, регулируются положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"1, который является правовой основой для регулирования отношений в предпринимательской деятельности.
Основным актом, регулирующим общественный контроль в данной сфере, к которому содержится отсылка в статье 34 Закона N 4422, является Закон РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-13, который, регулируя отношения, возникающие, в частности, между потребителями и продавцами при продаже товаров (оказании услуг), устанавливая, в частности, права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, а также определяя механизм реализации этих прав, является правовой базой для регулирования имущественных отношений, входящих в предмет гражданского права, а отнюдь не права социального обеспечения.
Следует особо обратить внимание, что в новом Законе N 442-ФЗ в противовес старым, утратившим силу с 1 января 2015 г. законам о социальном обслуживании 1995 г. не содержится норм (хотя бы отсылочного характера), посвященных ответственности за нарушение норм законодательства о социальном обслуживании и защите прав получателей социальных услуг.
Таким образом, отсутствие в основных положениях Закона ключевых принципов социального обслуживания - принципа гуманности и взаимосвязанного с ним принципа ответственности органов государственной власти и учреждений социального обслуживания - и отсылка к источникам гражданского права в вопросах государственного и общественного контроля свидетельствуют о следующем: акты жестокого обращения с людьми являются теперь лишь результатом некачественного оказания социальных услуг, но не нарушением принципов публично-правового института социального обслуживания. Внедрение частноправовых начал в отношения по социальному обслуживанию не сбалансированы, не обеспечены в полной мере мерами публично-правового характера: принципы государственной гарантированности и ответственности социального обслуживания в числе основных принципов социального обслуживания не обозначены законодателем.
С отсутствующим в Законе N 442-ФЗ1 принципом доступности социальных услуг, а следовательно, и их государственной гарантированности реализация права на социальное обслуживание затрудняется и проблемами процедурного характера - усложнение процедуры получения социальных услуг получателем, утратившим возможность к самообслуживанию в силу возраста и инвалидности, приводит в некоторых случаях вообще к невозможности их получения на дому. Это вынуждает многих пожилых людей не пытаться всеми силами сохранить привычный для них образ жизни, а переехать в стационар, что, в свою очередь, противоречит принципу сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.
Данный принцип социального обслуживания нарушается и в ходе так называемой и уже вышеупомянутой оптимизации учреждений социального обслуживания населения, в результате которых учреждения закрывают, сливают и перепрофилируют, что сказывается на условиях жизни граждан в сторону ухудшения и в конечном итоге на здоровье и судьбах людей, в них проживающих.
Также не представляется разумной в целях оптимизации и сокращения штата идея совмещения разных по типу учреждений социального обслуживания, предназначенных для совершенно разных категорий подопечных.
Данные положения и примеры вступают в противоречие с принципом сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.
Вышеприведенный анализ проблем правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан показывает, что, к сожалению, в настоящее время институт социального обслуживания, который должен сохранять прежде всего публично-правовую природу, все более утрачивает свое значение в качестве традиционного публичного института особенной части права социального обеспечения, так как его нормы не направлены на реализацию отраслевых принципов публично-правового института социальных услуг: гуманности, доступности, адресности, гарантированности, ответственности государства за их предоставление.
Таким образом, в новом законодательстве о социальном обслуживании все более прослеживается влияние частного права на отрасль права социального обеспечения, которое проявляется в следующих формах:
1) прямые и косвенные отсылки в Законе N 442-ФЗ
1 к источникам гражданского и предпринимательского права по вопросам регламентации осуществления государственного и общественного контроля в сфере предоставления социальных услуг;
2) заимствование приемов правового регулирования в виде гражданско-правовых элементов и конструкций (заключение договора о социальном обслуживании, платность предоставления социальных услуг, право граждан на выбор поставщиков социальных услуг, в том числе негосударственных; составление индивидуальной программы по социальному обслуживанию);
3) заимствование терминологии гражданского права;
4) принципы правового регулирования отношений по социальному обслуживанию, скорее всего, носят характер принципов, регулирующих имущественные отношения по предоставлению социальных услуг.
Вышеприведенные рассуждения позволяют сделать заключительный вывод о том, что взаимосвязь двух отраслей частного и публичного права, прослеживающаяся на примере системы правовых норм о социальном обслуживании, в нынешних реалиях российской экономической системы не случайна, а модернизация ее границ, их динамика свидетельствуют о направленности правового регулирования отношений по социальному обслуживанию на решение в первую очередь ряда определенных экономических задач, преобладании экономической функции социального обеспечения над собственно социальной.
Заключение
Под «социальным обслуживанием» следует понимать все виды публичных услуг в сфере реализации социальных прав граждан, оплата которых полностью или частично производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или средств государственных внебюджетных фондов.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
-
Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения: структуры видов, форм и методов социальных услуг; структуры социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населения; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб; организации социального обслуживания; управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания. Цели социального обслуживания должны быть таковыми, чтобы способствовать стабильному социальному положению различных категорий граждан и социальной безопасности общества в целом. Задачи: бытовая поддержка; социально-бытовые услуги; социально-медицинские услуги; социально-психологические услуги; социально-педагогические услуги; социально-экономические услуги социально-правовые услуги -
Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими. -
Социальное обслуживание населения в Российской Федерации организуется, прежде всего, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Всеобщей декларации прав человека; Конституции РФ; Федеральный закон от 28.12. 2012 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон от 12.01. 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» -
Для осуществления социального обслуживания в настоящее время существуют специализированные учреждения, составляющие основу социальных служб. Существуют различные виды социального обслуживания: социально-бытовые услуги; социально-медицинские услуги; социально-психологические услуги; социально-педагогические услуги; социально-экономические услуги; социально-правовые услуги -
Существует как минимум пять проблем, которые возникают при реализации права граждан на социальное обслуживание: финансирование социального обслуживания; недостаточность нормативно-правовой базы; недостаток квалифицированных кадров; неразвитый негосударственный сектор социального обслуживания населения; неравенство ресурсной базы субъектов РФ в социальном обслуживании.
Список литературы
I.НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
-
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // "Ведомостях Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17(1831) -
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//"Российская газета", N 22-23, 10.12.1998. -
Конституции Российской Федерации// Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022. -
Федеральном законе РФ от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания населения в РФ» //"Российская газета", от 30 декабря 2013 г. N 295. -
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// "Российская газета" от 2 декабря 1995 г. N 234 -
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О ветеранах»// "Российская газета" от 25 января 1995 г. N 19 -
Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 18-ФЗ (последняя редакция) «Паллиативная медицинская помощь в России»// "Российская газета" от 11 марта 2019 г. N 52 -
Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «Обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания»// "Российская газета" от 4 августа 1995 г. N 150 -
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" //"Российская газета" от 19 декабря 1995 г. N 243 -
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ (ред. от 08.03.2022) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"//"Российская газета" от 30 декабря 2008 г. N 266 -
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (ред. от 14.07.2022) "О защите прав потребителей"//"Российская газета" от 7 апреля 1992 г., N 15
II. ЛИТЕРАТУРА
1. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения: Монография/ Н.В. Антипьева –М.: Литагент Проспект, 2016. - 240 с.
2. Волкова Н.И., Горте Ю.Д., Лукьянова Е.И. Проблемы Севера: справочное издание/ И.Н. Волкова, Ю.Д. Горте, Е. И. Лукьянова – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2019. – 280 с.