Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.2 Система социального обслуживания населения
1.3 Нормативно правовое регулирование социального обслуживания населения
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Социальное обслуживание: формы и виды
2.2 Проблемы, возникающие при реализации права граждан на социальное обслуживание и пути их решения
1.2 Система социального обслуживания населения
Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.
Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:
- помощь должна носить реинтегрирующий характер;
- при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;
- социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;
- получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;
- механизмы социальной помощи включаются тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные). Система социальных служб, включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.
К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами. В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов. Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами.
Социальное обслуживается базируется на принципах:
- равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;
- доступности;
- добровольности;
- содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;
- адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;
- гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;
- профилактической направленности;
- законности и учета международных стандартов.
Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:
-Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.
- Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая - необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.
-Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.
-Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам. Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.
1.3 Нормативно правовое регулирование социального обслуживания населения
Социальное обслуживание населения в Российской Федерации организуется, прежде всего, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Так, статья 22 Всеобщей декларации прав человека1 устанавливает, что каждый гражданин, в качестве члена общества, имеет право на социальное обеспечение и реализацию прав, необходимых для поддержания его достоинства и свободного развития личности в экономической, социальной и культурной сферах. Социальное обеспечение – это система осуществления социальной политики государства, действующая в рамках законов и других нормативных актов, которая решает вопросы материального обеспечения граждан, входящих в состав определенных законодательством категорий. Так же, у социального обеспечения есть несколько целей, которые служат определенным инструментом, используемым обществом или государством для решения одной из острейших проблем – социальной проблемы неравенства личных доходов людей. Некоторые цели социального обеспечения:
-
сглаживания проблем неравенства доходов людей; -
оказания социально-обеспечительной помощи; -
оказание социально-обеспечительного содержания.
Статья 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах2 признает право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Признание права за каждым на достойный жизненный уровень дополняется перечнем направлений деятельности, с помощью которых государства должны обеспечить это право. Пакт ориентирует государства на достижение наивысшего уровня физического и психического здоровья каждого человека. Он ставит задачу защиты детей и подростков, а также инвалидов и пенсионеров от экономической и социальной эксплуатации.
В Европейской социальной хартии, ратифицированной Россией в 1996 году, сказано, что в целях обеспечения эффективного осуществления права на социальное обеспечение Стороны обязуются:
-
создать или поддерживать систему социального обеспечения; -
поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне, как минимум на таком, который требуется для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения; -
добиваться постепенного подъема системы социального обеспечения на более высокий уровень; -
принимать меры путем заключения соответствующих двусторонних и многосторонних соглашений или другими средствами и при соблюдении условий, предусмотренных в этих соглашениях с тем, чтобы обеспечить:
-
равенство обращения для своих граждан и граждан других Сторон в том, что касается прав на социальное обеспечение, включая сохранение преимуществ, предоставленных законодательством о социальном обеспечении, независимо от любого передвижения защищаемого лица по территориям Сторон; -
предоставление, сохранение и восстановление прав на социальное обеспечение такими средствами, как суммирование периодов страхования или трудового стажа, приобретенных в соответствии с законодательством каждой из Сторон.
Европейская социальная хартия, ратифицированная Россией в 1996 г., обозначила в качестве целей эффективного осуществления прав на социальное обслуживание содействие деятельности или созданию служб, которые, используя методы социальной работы, способствовали бы благосостоянию и развитию как отдельных лиц, так и групп в обществе, а также их адаптации к социальной среде.
Как показывает практика, важную роль в обеспечении мер социальной защиты, социального обслуживания и предоставления социальных услуг в субъектах Федерации играют документы программного характера, которые обладают следующими признаками:
-
направлены на перспективу развития региона или муниципального образования; -
предусматривают пути и средства решения проблем, определенных в программе; -
имеют как правовой, так и политический характер; -
включают в себя техническое обоснование поставленных вопросов; -
определяют состав субъектов, которые принимают участие в реализации программы; -
устанавливают срок реализации программы, по истечении которого она теряет свою юридическую силу.
Наиболее нуждающимися лицами в социальном обслуживании не только в России, но и во всем мире признается малообеспеченное население, которое в силу отсутствия достаточности денежных средств и при наличии сложных жизненных обстоятельств (болезнь, инвалидность, преклонный возраст и др.) не может позволить себе приобрести необходимые услуги в социальном обслуживании за счет личных средств. Так, согласно Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, по состоянию на 1 января 2015 г. в Российской Федерации насчитывалось свыше 3,7 тыс. организаций социального обслуживания для граждан старшего поколения и инвалидов различного профиля. В системе стационарных организаций социального обслуживания граждан старшего поколения с постоянным проживанием (домах-интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.) социальные услуги получали свыше 247 тыс. граждан. Дополнительно ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек.