Файл: Виды и формы социального обслуживания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Система социального обслуживания населения


Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

- помощь должна носить реинтегрирующий характер;

- при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;

- социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;

- получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;

- механизмы социальной помощи включаются тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные). Система социальных служб, включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами. В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов. Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами.


Социальное обслуживается базируется на принципах:

- равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;

- доступности;

- добровольности;

- содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

- адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;

- гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;

- профилактической направленности;

- законности и учета международных стандартов.

Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:

-Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

- Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая - необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

-Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

-Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам. Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.



1.3 Нормативно правовое регулирование социального обслуживания населения


Социальное обслуживание населения в Российской Федерации организуется, прежде всего, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Так, статья 22 Всеобщей декларации прав человека1 устанавливает, что каждый гражданин, в качестве члена общества, имеет право на социальное обеспечение и реализацию прав, необходимых для поддержания его достоинства и свободного развития личности в экономической, социальной и культурной сферах. Социальное обеспечение – это система осуществления социальной политики государства, действующая в рамках законов и других нормативных актов, которая решает вопросы материального обеспечения граждан, входящих в состав определенных законодательством категорий. Так же, у социального обеспечения есть несколько целей, которые служат определенным инструментом, используемым обществом или государством для решения одной из острейших проблем – социальной проблемы неравенства личных доходов людей. Некоторые цели социального обеспечения:

  • сглаживания проблем неравенства доходов людей;

  • оказания социально-обеспечительной помощи;

  • оказание социально-обеспечительного содержания.

Статья 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах2 признает право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Признание права за каждым на достойный жизненный уровень дополняется перечнем направлений деятельности, с помощью которых государства должны обеспечить это право. Пакт ориентирует государства на достижение наивысшего уровня физического и психи­ческого здоровья каждого человека. Он ставит задачу защиты детей и подростков, а также инвалидов и пенсионеров от экономической и социальной эксплуатации.

В Европейской социальной хартии, ратифицированной Россией в 1996 году, сказано, что в целях обеспечения эффективного осуществления права на социальное обеспечение Стороны обязуются:

  1. создать или поддерживать систему социального обеспечения;

  2. поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне, как минимум на таком, который требуется для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения;

  3. добиваться постепенного подъема системы социального обеспечения на более высокий уровень;

  4. принимать меры путем заключения соответствующих двусторонних и многосторонних соглашений или другими средствами и при соблюдении условий, предусмотренных в этих соглашениях с тем, чтобы обеспечить:


  • равенство обращения для своих граждан и граждан других Сторон в том, что касается прав на социальное обеспечение, включая сохранение преимуществ, предоставленных законодательством о социальном обеспечении, независимо от любого передвижения защищаемого лица по территориям Сторон;

  • предоставление, сохранение и восстановление прав на социальное обеспечение такими средствами, как суммирование периодов страхования или трудового стажа, приобретенных в соответствии с законодательством каждой из Сторон.

Европейская социальная хартия, ратифицированная Россией в 1996 г., обозначила в качестве целей эффективного осуществления прав на социальное обслуживание содействие деятельности или созданию служб, которые, используя методы социальной работы, способствовали бы благосостоянию и развитию как отдельных лиц, так и групп в обществе, а также их адаптации к социальной среде.

Как показывает практика, важную роль в обеспечении мер социальной защиты, социального обслуживания и предоставления социальных услуг в субъектах Федерации играют документы программного характера, которые обладают следующими признаками:

  • направлены на перспективу развития региона или муниципального образования;

  • предусматривают пути и средства решения проблем, определенных в программе;

  • имеют как правовой, так и политический характер;

  • включают в себя техническое обоснование поставленных вопросов;

  • определяют состав субъектов, которые принимают участие в реализации программы;

  • устанавливают срок реализации программы, по истечении которого она теряет свою юридическую силу.

Наиболее нуждающимися лицами в социальном обслуживании не только в России, но и во всем мире признается малообеспеченное население, которое в силу отсутствия достаточности денежных средств и при наличии сложных жизненных обстоятельств (болезнь, инвалидность, преклонный возраст и др.) не может позволить себе приобрести необходимые услуги в социальном обслуживании за счет личных средств. Так, согласно Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, по состоянию на 1 января 2015 г. в Российской Федерации насчитывалось свыше 3,7 тыс. организаций социального обслуживания для граждан старшего поколения и инвалидов различного профиля. В системе стационарных организаций социального обслуживания граждан старшего поколения с постоянным проживанием (домах-интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.) социальные услуги получали свыше 247 тыс. граждан. Дополнительно ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек.