Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1845

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.


Федеральная служба исполнения наказаний

Вологодский институт права и экономики


Э.В. ЗАУТОРОВА

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие




Вологда – 2012

ББК 74.67

З 37
Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Учебное пособие. – 2 изд., испр. и доп. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. –

Рецензенты:
Данное учебное пособие является частью комплекса по курсу «Пенитенциарная педагогика» для курсантов, обучающихся по специальности 031001 – Правоохранительная деятельность.

В пособие раскрываются основы организации исправительного процесса, рассматриваются цели, задачи, принципы, методы и формы воспитательной работы с различными категориями осужденных.

Настоящее учебное пособие может быть использовано слушателями очной и заочной форм обучения, так и практическими работниками исправительных учреждений в процессе служебной полготовки и для самостоятельного изучения курса «Пенитенциарная педагогика».


© ВИПЭ ФСИН России, 2012

© Э.В. Зауторова, 2012

СОДЕРЖАНИЕ


РАЗДЕЛ 1.
Тема 1.1.

Введение………………………

Теоретико-методологические основы пенитенциарной

Пенитенциарная педагогика: понятие, категории, задачи, связь с другими науками……………………




Тема 1.2.

Становление и развитие пенитенциарной педагогики




Тема 1.3.

Особенности, закономерности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях




Тема 1.4.

Принципы исправления осужденных




РАЗДЕЛ 2.


Объекты и субъекты воспитательной системы в исправительных учреждениях




Тема 2.1.

Осужденный как объект и субъект педагогического взаимодействия.




Тема 2.2.


Коллектив сотрудников исправительных учреждений как субъект педагогического взаимодействия




Тема 2.3.

Участие общественности, родственников и иных

субъектов в исправлении осужденных……………….




РАЗДЕЛ 3.


Средства исправления, методы и формы воспитания осужденных




Тема 3.1.

Система основных средств исправления осужденных, их педагогический потенциал




Тема 3.2.

Методы воспитания осужденных……………………





Тема 3.3.

Формы воспитательной работы с осужденными………




РАЗДЕЛ 4.


Содержание воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях




Тема 4.1.

Нравственное исправление осужденных……………




Тема 4.2.

Правовое воспитание осужденных…………………




Тема 4.3.

Трудовое воспитание осужденных…………………




Тема 4.4.

Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных………………




Тема 4.6.

Воспитание осужденных в коммуникативной деятельности




РАЗДЕЛ 5.


Особенности воспитательной работы с различными категориями осужденных




Тема 5.1.

Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными…………………………….




Тема 5.2.

Особенности воспитательной работы с осужденными женщинами……………………………………….




Тема 5.3.

Особенности воспитательной работы с осужденными, придерживающимися уголовных традиций…….




Тема 5.4.

Особенности воспитательной работы с осужденными, имеющими отклонения в развитии………………



Тема 5.5.

Особенности воспитательной работы с верующими осужденными




РАЗДЕЛ 6.


Оценка и результаты исправления осужденных




Тема 6.1.

Оценка и закрепление результатов исправления осужденных.




Тема 6.2.

Пути повышения эффективности воспитательного процесса в исправительных учреждениях.







Заключение







Приложение






ВВЕДЕНИЕ
Изучение курса «Пенитенциарная педагогика» в высших ведомственных учебных заведениях курсантами и слушателями, обучающимися по специальности «Правоохранительная деятельность», имеет важное значение для развития профессионального сознания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы, является необходимой частью подготовки к профессиональной деятельности.

Данный курс имеет своей целью овладение обучающимися основными ключевыми положениями и проблематикой пенитенциарной педагогики, формирование собственной педагогической позиции в профессиональной деятельности сотрудника исправительного учреждения, практическими умениями и навыками, необходимыми для организации эффективного педагогического процесса в местах лишения свободы.

В ходе изучения курса формируется и развивается педагогическое мышление курсантов и слушателей, обеспечивается усвоение ими практических и теоретических основ пенитенциарной педагогики, осуществляется методическая подготовка к проведению воспитательной работы с осужденными.

В соответствии с квалификационной характеристикой и требованиями к знаниям и умениям обучающиеся в ходе изучения курса «Пенитенциарная педагогика» должны:

знать:

- основные направления и содержание уголовно-исполнительной политики;

- задачи органов, исполняющих наказание;

- теорию воспитания: категории, задачи, принципы, закономерности и особенности воспитательного процесса;

- основные положения современной методики воспитательной работы;

- приказы Минюста и ФСИН России, регламентирующие воспитательный процесс в исправительных учреждениях;

- отечественный и зарубежный опыт организации воспитательного процесса.

уметь:

- организовывать подготовку и проведение различных воспитательных мероприятий с осужденными;

- правильно использовать имеющиеся силы и средства для организации воспитательного процесса в исправительном учреждении с различными категориями осужденных;

- прогнозировать изменения и динамику уровня воспитанности осужденного;

- организовывать взаимодействие с общественностью, отделами и службами исправительного учреждения по вопросам организации процесса исправления осужденных;

- работать над повышением своего профессионального и культурного уровня.



владеть:

- научной организацией труда сотрудника-воспитателя;

- методикой гибкого применения различных средств и методов, приемов и форм педагогического воздействия на осужденных;

- навыками воспитательной работы с различными категориями осужденных;

- методикой составления характеристик и других служебных документов;

- методикой подготовки и проведения аттестации осужденных;

- навыками оценки результатов исправления личности;

- организации и проведения воспитательной работы с осужденными по подготовке их к освобождению.

Содержание предлагаемого курса опирается на основы общей педагогики, общей и пенитенциарной психологии и усилено взаимодействием с пенитенциарной социологией, уголовным м уголовно-исправительным правом и другими специальными дисциплинами.

Предлагаемое учебное пособие состоит из пяти разделов.

В 1 разделе «Теоретико-методологические основы пенитенциарной педагогики» раскрыты основные понятия и категории пенитенциарной педагогики, рассмотрен процесс становления и развития пенитенциарной педагогики как науки, показаны особенности и закономерности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях.

Во 2 разделе «Объекты и субъекты воспитательной системы исправительного учреждения» охарактеризована личность осужденного как объекта и субъекта педагогического взаимодействия, раскрыты особенности коллектива сотрудников исправительного учреждения, показаны значение и роль участия общественности, родственников и иных субъектов в исправлении осужденных..

В 3 разделе «Средства исправления, методы и формы воспитания осужденных» показаны системаосновных средств исправления осужденных и система методов воспитания осужденных, а также дана характеристика форм воспитательной работы с осужденными.

В 4 разделе «Содержание воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях» показана специфика организации нравственного, трудового, физического, санитарно-гигиенического воспитания осужденных, рассмотрены вопросы воспитания осужденных в учебной и коммуникативной деятельности.

В 5 разделе «Особенности воспитательной работы с различными категориями осужденных»
раскрыты особенности воспитательной работы с различными категориями осужденных (несовершеннолетние осужденные, осужденные женщины, осужденные, придерживающиеся уголовных традиций, осужденные, имеющие отклонения в развитии и с верующими осужденными).

В 6 разделе «Оценка и результаты исправления осужденных» представлена система использования №социальных лифтов» в исправительных учреждениях, рассмотрены пути повышения эффективности воспитательного процесса в местах лишения свободы.

Настоящее пособие предлагает список основной литературы:

Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010.

Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006.

Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда, 2012.

Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. М., 2004.

Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993.

Источники в списке литературы приводятся по степени значимости для раскрытия рассматриваемой темы.

В каждом разделе после изучения темы курсантами и слушателями предложены вопросы и задания для самопроверки.

Изучение курса «Пенитенциарная педагогика» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения, а также встречи с практическими сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

Настоящее учебное пособие может быть использовано как слушателями очной и заочной форм обучения, так и практическими работниками исправительных учреждений в процессе служебной подготовки и для самостоятельного изучения курса «Пенитенциарная педагогика».





РАЗДЕЛ 1

Теоретико-методологические основы

пенитенциарной педагогики


1.1. ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА:

ПОНЯТИЕ, КАТЕГОРИИ, ЗАДАЧИ,

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Педагогика как самостоятельная наука имеет свой предмет исследования, свои качественно своеобразные закономерности в объектах и процессах (социализация, человек, группа, воспитание, образование и др.), изучаемых многими науками. Это наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.


В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде областей педагогики, прежде всего в разработке новых технологий обучения. Но развитие педагогической науки не обеспечивает автоматически качество воспитания. Слишком неоднозначными оказываются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умением применять педагогическую теорию, в другом – высоким мастерством воспитателя, искусством педагогического воздействия, чутьем и интуицией.

Педагогика – это не только наука, но и целое искусство. Как искусство она кроме знаний требует желания, способностей и наклонностей. Главное – подлинная увлеченность, человечность, высокий уровень профессионализма и мастерства, заинтересованность воспитателей в судьбах своих воспитанников.