ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1845
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
Федеральная служба исполнения наказаний
Вологодский институт права и экономики
Э.В. ЗАУТОРОВА
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие
Вологда – 2012
ББК 74.67
З 37
Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Учебное пособие. – 2 изд., испр. и доп. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. –
Рецензенты:
Данное учебное пособие является частью комплекса по курсу «Пенитенциарная педагогика» для курсантов, обучающихся по специальности 031001 – Правоохранительная деятельность.
В пособие раскрываются основы организации исправительного процесса, рассматриваются цели, задачи, принципы, методы и формы воспитательной работы с различными категориями осужденных.
Настоящее учебное пособие может быть использовано слушателями очной и заочной форм обучения, так и практическими работниками исправительных учреждений в процессе служебной полготовки и для самостоятельного изучения курса «Пенитенциарная педагогика».
© ВИПЭ ФСИН России, 2012
© Э.В. Зауторова, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Тема 1.1. | Введение……………………… Теоретико-методологические основы пенитенциарной Пенитенциарная педагогика: понятие, категории, задачи, связь с другими науками…………………… | |
Тема 1.2. | Становление и развитие пенитенциарной педагогики | |
Тема 1.3. | Особенности, закономерности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях | |
Тема 1.4. | Принципы исправления осужденных | |
РАЗДЕЛ 2. | Объекты и субъекты воспитательной системы в исправительных учреждениях | |
Тема 2.1. | Осужденный как объект и субъект педагогического взаимодействия. | |
Тема 2.2. | Коллектив сотрудников исправительных учреждений как субъект педагогического взаимодействия | |
Тема 2.3. | Участие общественности, родственников и иных субъектов в исправлении осужденных………………. | |
РАЗДЕЛ 3. | Средства исправления, методы и формы воспитания осужденных | |
Тема 3.1. | Система основных средств исправления осужденных, их педагогический потенциал | |
Тема 3.2. | Методы воспитания осужденных…………………… | |
Тема 3.3. | Формы воспитательной работы с осужденными……… | |
РАЗДЕЛ 4. | Содержание воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях | |
Тема 4.1. | Нравственное исправление осужденных…………… | |
Тема 4.2. | Правовое воспитание осужденных………………… | |
Тема 4.3. | Трудовое воспитание осужденных………………… | |
Тема 4.4. | Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных……………… | |
Тема 4.6. | Воспитание осужденных в коммуникативной деятельности | |
РАЗДЕЛ 5. | Особенности воспитательной работы с различными категориями осужденных | |
Тема 5.1. | Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными……………………………. | |
Тема 5.2. | Особенности воспитательной работы с осужденными женщинами………………………………………. | |
Тема 5.3. | Особенности воспитательной работы с осужденными, придерживающимися уголовных традиций……. | |
Тема 5.4. | Особенности воспитательной работы с осужденными, имеющими отклонения в развитии……………… | |
Тема 5.5. | Особенности воспитательной работы с верующими осужденными | |
РАЗДЕЛ 6. | Оценка и результаты исправления осужденных | |
Тема 6.1. | Оценка и закрепление результатов исправления осужденных. | |
Тема 6.2. | Пути повышения эффективности воспитательного процесса в исправительных учреждениях. | |
| Заключение | |
| Приложение | |
ВВЕДЕНИЕ
Изучение курса «Пенитенциарная педагогика» в высших ведомственных учебных заведениях курсантами и слушателями, обучающимися по специальности «Правоохранительная деятельность», имеет важное значение для развития профессионального сознания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы, является необходимой частью подготовки к профессиональной деятельности.
Данный курс имеет своей целью овладение обучающимися основными ключевыми положениями и проблематикой пенитенциарной педагогики, формирование собственной педагогической позиции в профессиональной деятельности сотрудника исправительного учреждения, практическими умениями и навыками, необходимыми для организации эффективного педагогического процесса в местах лишения свободы.
В ходе изучения курса формируется и развивается педагогическое мышление курсантов и слушателей, обеспечивается усвоение ими практических и теоретических основ пенитенциарной педагогики, осуществляется методическая подготовка к проведению воспитательной работы с осужденными.
В соответствии с квалификационной характеристикой и требованиями к знаниям и умениям обучающиеся в ходе изучения курса «Пенитенциарная педагогика» должны:
знать:
- основные направления и содержание уголовно-исполнительной политики;
- задачи органов, исполняющих наказание;
- теорию воспитания: категории, задачи, принципы, закономерности и особенности воспитательного процесса;
- основные положения современной методики воспитательной работы;
- приказы Минюста и ФСИН России, регламентирующие воспитательный процесс в исправительных учреждениях;
- отечественный и зарубежный опыт организации воспитательного процесса.
уметь:
- организовывать подготовку и проведение различных воспитательных мероприятий с осужденными;
- правильно использовать имеющиеся силы и средства для организации воспитательного процесса в исправительном учреждении с различными категориями осужденных;
- прогнозировать изменения и динамику уровня воспитанности осужденного;
- организовывать взаимодействие с общественностью, отделами и службами исправительного учреждения по вопросам организации процесса исправления осужденных;
- работать над повышением своего профессионального и культурного уровня.
владеть:
- научной организацией труда сотрудника-воспитателя;
- методикой гибкого применения различных средств и методов, приемов и форм педагогического воздействия на осужденных;
- навыками воспитательной работы с различными категориями осужденных;
- методикой составления характеристик и других служебных документов;
- методикой подготовки и проведения аттестации осужденных;
- навыками оценки результатов исправления личности;
- организации и проведения воспитательной работы с осужденными по подготовке их к освобождению.
Содержание предлагаемого курса опирается на основы общей педагогики, общей и пенитенциарной психологии и усилено взаимодействием с пенитенциарной социологией, уголовным м уголовно-исправительным правом и другими специальными дисциплинами.
Предлагаемое учебное пособие состоит из пяти разделов.
В 1 разделе «Теоретико-методологические основы пенитенциарной педагогики» раскрыты основные понятия и категории пенитенциарной педагогики, рассмотрен процесс становления и развития пенитенциарной педагогики как науки, показаны особенности и закономерности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях.
Во 2 разделе «Объекты и субъекты воспитательной системы исправительного учреждения» охарактеризована личность осужденного как объекта и субъекта педагогического взаимодействия, раскрыты особенности коллектива сотрудников исправительного учреждения, показаны значение и роль участия общественности, родственников и иных субъектов в исправлении осужденных..
В 3 разделе «Средства исправления, методы и формы воспитания осужденных» показаны системаосновных средств исправления осужденных и система методов воспитания осужденных, а также дана характеристика форм воспитательной работы с осужденными.
В 4 разделе «Содержание воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях» показана специфика организации нравственного, трудового, физического, санитарно-гигиенического воспитания осужденных, рассмотрены вопросы воспитания осужденных в учебной и коммуникативной деятельности.
В 5 разделе «Особенности воспитательной работы с различными категориями осужденных»
раскрыты особенности воспитательной работы с различными категориями осужденных (несовершеннолетние осужденные, осужденные женщины, осужденные, придерживающиеся уголовных традиций, осужденные, имеющие отклонения в развитии и с верующими осужденными).
В 6 разделе «Оценка и результаты исправления осужденных» представлена система использования №социальных лифтов» в исправительных учреждениях, рассмотрены пути повышения эффективности воспитательного процесса в местах лишения свободы.
Настоящее пособие предлагает список основной литературы:
Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010.
Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006.
Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда, 2012.
Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. М., 2004.
Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993.
Источники в списке литературы приводятся по степени значимости для раскрытия рассматриваемой темы.
В каждом разделе после изучения темы курсантами и слушателями предложены вопросы и задания для самопроверки.
Изучение курса «Пенитенциарная педагогика» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения, а также встречи с практическими сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.
Настоящее учебное пособие может быть использовано как слушателями очной и заочной форм обучения, так и практическими работниками исправительных учреждений в процессе служебной подготовки и для самостоятельного изучения курса «Пенитенциарная педагогика».
РАЗДЕЛ 1 | Теоретико-методологические основы пенитенциарной педагогики |
1.1. ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА:
ПОНЯТИЕ, КАТЕГОРИИ, ЗАДАЧИ,
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Педагогика как самостоятельная наука имеет свой предмет исследования, свои качественно своеобразные закономерности в объектах и процессах (социализация, человек, группа, воспитание, образование и др.), изучаемых многими науками. Это наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.
В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде областей педагогики, прежде всего в разработке новых технологий обучения. Но развитие педагогической науки не обеспечивает автоматически качество воспитания. Слишком неоднозначными оказываются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умением применять педагогическую теорию, в другом – высоким мастерством воспитателя, искусством педагогического воздействия, чутьем и интуицией.
Педагогика – это не только наука, но и целое искусство. Как искусство она кроме знаний требует желания, способностей и наклонностей. Главное – подлинная увлеченность, человечность, высокий уровень профессионализма и мастерства, заинтересованность воспитателей в судьбах своих воспитанников.