Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1852

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Приказ – педагогический прием, выступает как категорическое требование воспитателя, четко сформулированное и произнесенное повелительным тоном. При этом воспитатель должен рассчитывать на то, что приказ будет выполнен.

Приказ может вызвать внутренний протест и неудовольствие воспитуемого. Однако осознание возможных последствий неподчинения заставит его последовать воле воспитателя, воздержаться от совершения неблаговидного поступка, исправить поведение или выполнить порученное дело.

По мере укрепления дисциплины сознания воспитуемого его подчинение приказу не будет вызывать таких отрицательных эмоций, постепенно разовьется способность действовать по самоприказу, подавляя тенденции действовать антиобщественно. Умение осужденного действовать по самоприказу – важная сторона процесса самовоспитания.

Однако следует помнить, что в некоторых случаях чрезмерное употребление приказов и приказаний может привести к отрицательным последствиям. Осужденный со слабой волей может утратить инициативу, самостоятельность, у него выработается покорность по отношению к воздействию внешних обстоятельств. Волевые личности могут озлобиться, у них появится упрямство, желание делать все наперекор. Ограниченность возможностей приказа как приема воспитательного воздействия отмечал А.С. Макаренко.

В реальном педагогическом процессе необходимо диалектическое сочетание метода убеждения и метода организации поведения осужденных.

3. Метод коррекции поведения и его приемы


Методы и приемы, рассмотренные выше, в полном объеме способны решить основную задачу воспитания – формирование сознания, чувств, поведения осужденных. Однако даже в самом идеально организованном воспитательном процессе их применение должно быть дополнено методами, стимулирующими активность личности и тормозящими формирование отрицательных свойств и качеств, а также методами, корректирующими поведение воспитуемых.

Один из эффективных стимуляторов правопослушного поведения осужденных – положительная оценка, одобрение их поступков и действий. Воспитатель должен стимулировать каждое стремление осужденного к исправлению, а не только окончательный положительный результат. Для этого имеются разнообразные средства – от одобрения (краткой реплики воспитателя, положительно оценивающей правильный поступок) и похвалы (более развернутой оценки действия воспитуемого) до условного или условно-досрочного освобождения, помилования, которые выступают своеобразными формами метода доверия.

При выражении положительного отношения характерен теплый, приветливый контакт, улыбка.

Применение доверия в процессе воспитания осужденных – дело непростое. Оно теснейшим образом связано с общей задачей морального возрождения личности. Для воспитателей этот метод означает необходимосгь творческого поиска, неординарности применяемых решений, а подчас и педагогического риска. Осужденный, даже вставший на путь исправления, не в состоянии сразу покончить со всеми прежними пороками, отрицательными привычками. Работая с человеком, отыскивая в его душе, в сознании лучшее, вытесняя грязное, подлое, воспитатель содействует заграждению сложных и противоречивых процессов. Увидеть внутреннюю борьбу, разобраться в ней, помочь человеку сократить время блужданий, увидеть свои достоинства можно только через доверие к нему.

Действенность доверия в воспитательной работе с осужденными повышается, если оно строится на поступках воспитателя, которых иногда осужденный от него и не ожидает. Удивление, вызываемое оказанным доверием, способствует расторможенности, снятию внутреннего сопротивления воспитательным воздействиям, создает психическое состояние, благоприятное для пробуждения положительных качеств, вызывает у осужденного раскаяние, чувство стыда за свое прежнее поведение. Оправданное доверие дает осужденному эмоциональное удовлетворение, позволяет почувствовать значительность своей личности.



Раз оказанное доверие не должно сменяться недоверием, равнодушием, поскольку восстановить вновь утраченную веру в себя, в воспитателей, в других людей будет гораздо труднее. Поэтому, как правило, проявление доверия должно постепенно нарастать. Конечно, в отдельных случаях могут быть и исключения, оправданные педагогическим риском. Успех применения этого приема во многом определяется знанием индивидуальных особенностей личности осужденного.

Наказания и поощрения составляют основное содержание дисциплинарной практики, по которой можно судить в определенной мере о состоянии воспитательной работы в целом. Однако ограничиваться только этими показателями было бы неверно. Если в ИУ в какие-то временные отрезки увеличивается количество нарушений, то это может быть как следствием ослабления воспитательной работы в целом, так и следствием повышенных требований администрации, когда ни одно нарушение не остается без внимания и должного реагирования. Кроме того, если в своей работе воспитатели oгpaничиваются только методами наказания и поощрения, а оценка их деятельности зависит от конъюнктурных соображений, от формальной регистрации количества наложенных взысканий без конкретной оценки обстановки в подразделении, то это свидетельствует о низком уровне педагогической грамотности, с одной стороны, воспитателей, а с другой – руководителей учреждений и вышестоящих органов.

Наказание имеет очень сложную психологическую природу воздействия на личность, и его применение требует огромного педагогического такта и мастерства воспитателя. Любое наказание, неправильно примененное, вызывает ожесточение, создает конфликт между воспитателем и коллективом.

Условия применения наказания:

  • не должно вредить физическому и психическому здоровью;

  • если есть сомнения, то следует избегать наказания;

  • запоздало наказывать не следует;

  • наказание не должно быть поощрением;

  • при наказании не допускать оскорблений и унижения личности.

Поощрение способствует закреплению положительных качеств у воспитанника, по отношению к которому оно применяется. Поощряемый служит эталоном поведения для окружающих. Поощряя воспитанника, необходимо учитывать характер поступка и степень прилагаемых усилий. За один и тот же результат в учебе, производственных или бытовых делах одного человека можно поощрить, а другому высказать порицание. Все зависит от того, как соотносится достигнутый результат и потенциальные возможности воспитанника.


При поощрении следует соблюдать меру. Слишком частое поощрение одних и тех же может привести к развитию у них эгоизма и зазнайства. Поощрение важно сочетать с предъявлением новых, повышенных требований, способствующих дальнейшему развитию личности.

По мнению А.С. Макаренко, самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим. Так, доверие, неправильно оказанное, незаслуженная похвала или поощрение могут принести гораздо больший вред воспитательной работе, чем даже самое строгое наказание, если оно объективно и поддержано мнением коллектива.

Такие приемы, как поощрение и наказание, являются центральными в группе методов коррекции поведения: поощрения – в группе стимулирования, наказания – в группе торможения. В применении наказания и поощрения следует придерживаться постепенности и последовательности. Наказание и поощрение являются методами ситуативными, поэтому слишком частое их применение снижает эффективность воспитательного воздействия. Они должны быть гласными, дифференцированными и разнообразными.

Приказы и постановления о поощрении и наказании следует объявлять на разводах, вечерних проверках, широко использовать при проведении воспитательных мероприятий, освещать в стенной печати. Кандидатов на поощрение или взыскание целесообразно обсуждать на общих собраниях коллективов осужденных отряда, бригад, звеньев, заседаниях секций самодеятельных организаций. Позитивные сдвиги в поведении осужденных и даже самые незначительные поступки не должны оставаться незамеченными, а реагирование на них, то есть поощрение, должно быть своевременным. Однако наказание может быть и отсроченным. Применение наказаний и поощрений не должно оставлять осужденных равнодушными.
4. Методы воспитания в педагогической практике А.С. Макаренко

А.С. Макаренко применял в колониях и коммуне теоретически обоснованный метод исправления, названный им методом взрыва, которому придавал решающее значение в педагогическом процессе. Под взрывом понимается «мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления».

На многих осужденных, совершивших преступление впервые в результате неблагоприятно сложившихся обстоятельств, живо реагирующих на отношение к ним коллектива, считающихся с общественным мнением и глубоко переживающих осуждение их судом, даже сам факт приговора к лишению свободы и нахождение в исправительном учреждении иногда может произвести психологическое воздействие, равнозначное взрыву. Тем более не исключается большое воспитательное влияние проводимых в исправительном учреждении мероприятий, способных быстро вызвать глубокие изменения в психике осужденных (например, резкое осуждение поведения осужденного на общем собрании исправительного учреждения и др.).


В практике имеются случаи, когда оказанное осужденному доверие, умело данное поручение, организованная встреча с близкими, от которых он скрывал свое отрицательное поведение и т.п. являются толчком для начала исправления.

Метод «взрыва» в исправительном учреждении используется как вспомогательный метод, при этом удачный «взрыв» может использоваться в качестве толчка к началу или ускорению процесса исправления.

В практике работы исправительного учреждения по исправлению осужденных широкое применение находит метод перспективных линий, разработанный А.С. Макаренко.

Сущность рассматриваемого метода заключается в области организации перспективы: личной, при помощи воздействия на материальные интересы личности и метода «повышения коллективного тона и организации сложнейшей системы коллективной перспективы» (А.С. Макаренко).

Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного, поэтому необходимо воспитать у него перспективные пути – его «завтрашнюю радость». Организовать перспективу – это не только составить план поведения на конкретный интервал времени, но и определить тенденцию развития личности.

Динамически развивающиеся перспективы – ближняя, средняя, дальняя – существуют для личности одновременно и являются на ситуационно разных уровнях регуляторами ее поведения. При этом близкая перспектива начинается с личной линии, она должна рассматриваться как поведенческая установка личности для ряда конкретных ситуаций (улучшение жилищно-бытовых условий для осужденных, организация их питания и др.). В создании ближайшей перспективы многое зависит от умения воспитателя организовать ее, вызвать у осужденных стремление к завтрашней радости.

Правильное использование личной заинтересованности осужденных играет важнейшую роль в переходе к средней перспективе – ориентации личности как члена общества. Организация и осуществление этой перспективы приходится на основной этап исправления (различные мероприятия, проводимые в исправительном учреждении, завершение учебы, получение свидетельства о приобретенной специальности и др.). Важнейшим событием, относящимся к средней перспективе, имеющим огромное воспитательное значение, является подготовка и представление осужденных к условно-досрочному освобождению.

Цель далекой перспективы состоит в том, чтобы довести личную перспективу и радость до общей, «такая перспектива является очень важным этапом в деле воспитания, самой высокой ступенью в деле организации перспективных линий». В период отбывания наказания осужденные должны быть подготовлены к честной трудовой жизни после выхода на свободу.