ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1859
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
5. Формирование– это процесс становления человека как социального существа под воздействием различных факторов.
6. Развитие– это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека.
7. Педагогический процесс – это учебно-воспитательный процесс, организованный в целом в соответствии с требованиями педагогической науки (деятельность педагогов и воспитанников – воспитание, деятельность преподавателей и учащихся – обучение и образование).
Отрасли педагогической науки:
-
История педагогики (рассматривает историю развития процесса воспитания). -
Общая педагогика. Включает в себя основы, дидактику, теорию воспитания, школоведение. Это базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека. -
Возрастная педагогика (изучает закономерности воспитания подрастающего человека с учетом возраста, включает в себя дошкольную, школьную, педагогику высшей школы). -
Прикладные отрасли: военная, спортивная, семейная, пенитенциарная педагогика (исследует закономерности воспитания людей, совершивших преступление) и т.д. -
Коррекционная (специальная) педагогика. Изучает людей с отклонениями, задержками развития. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика. -
Частные и предметные методики. Рассматривают закономерности преподавания и изучения конкретных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
3. Связь педагогики с другими науками
Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками.
Фундамент педагогики – философия. Философия помогает определить критерии и разработать принципы, необходимые для выявления сути предмета и методов воспитания. Философские науки (социология, этика и др.) помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учесть действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, а также снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания.
Наиболее тесно и непосредственно педагогика взаимодействует с психологией. Так, существует несколько важных узлов связи между ними. Главный из них – предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Важный момент – общность педагогических и психологических методов исследования. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению педагогических проблем (психологические анкеты, тесты и т.д.). Будучи научной дисциплиной, педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения педагогических фактов.
Тесно связана педагогика с физиологией и анатомией, которые составляют базу для понимания биологической сущности человека, развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Антропология, являясь комплексной наукой о человеке, дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.
Особое значение сегодня имеет связь с
медициной, в частности с санологией (учением о противодействии организма болезни) и с валеологией (наукой о здоровье).
Сложными и неоднородными являются связи между педагогикой и экономическими науками. Экономический фактор оказывает большое влияние на развитие педагогических исследований. Связь экономики и педагогики послужила основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических факторов в сфере образования.
Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества в целом входит как составляющая в мировую культуру современности, педагогические проблемы имеют общекультурное значение, поэтому важно укрепить связь педагогики с культурологией.
Человек, сфера его обитания, его жизнь, условия развития вызывают у педагогов профессиональный интерес, помогая постичь предмет науки во всех его связях. Формы связи педагогики с другими науками разнообразны: применение методов других наук (математическое и компьютерное моделирование и проектирование, социологические опросы, социометрия и т.д.); использование результатов исследований, полученных различными науками; объединение усилий педагогов с представителями других наук, совместная разработка новых понятий (диверсификация образования, педагогическая квалиметрия, экономика образования и т.д.).
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
Специфика осуществления воспитательного воздействия в условиях отбывания наказания и исключительно высокая степень социально-нравственной деформации личности осужденных обусловили необходимость выделения из общей педагогики самостоятельной отрасли – исправительной (пенитенциарной) педагогики. Термин «пенитенциарный» (от лат. poenitentiarius — покаянный, исправительный) стал применяться в США в XVIII в. по отношению к тюрьмам, в которых содержали преступников и пытались их исправить через покаяние, обращение к Богу.
Выделение пенитенциарной педагогики в отдельную отрасль педагогических наук стало возможно благодаря тенденциям гуманизации, характерным для советского общества в начале 60-х гг. XX в., благодаря замещению карательных принципов в исполнении уголовного наказания исправительными. Так, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие 1 июля 1997 г., провозгласил цель – исправление осужденных и предупреждение совершения ими и иными лицами новых преступлений (ст. 1).
Пенитенциарная педагогика является одним из звеньев в системе педагогических наук и имеет ряд признаков, присущих другим наукам этой отрасли знания (общей, возрастной, специальной, профессиональной, социальной и другим педагогикам). Пенитенциарная педагогика занимается теоретическим обоснованием процесса исправления осужденных, содержащихся в местах лишения свободы за совершенные преступления, а также разрабатывает его практику.
Объект пенитенциарной педагогики – педагогическая система исправительных учреждений (исправительных и воспитательных колоний, колоний-поселений, тюрем, следственных изоляторов).
Предмет пенитенциарной педагогики – закономерности воспитания и особенности их проявления в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения.
Задачи пенитенциарной педагогики:
1. Изучение всех элементов педагогической системы в их взаимосвязях и взаимозависимостях.
2. Вскрытие и объяснение закономерностей воспитательного процесса, осуществляемого в исправительных учреждениях.
3. Описание педагогических явлений, которые характерны для мест лишения свободы или ограничения свободы.
4. Прогнозирование развития педагогической системы органов, исполняющих наказания.
5. Исследование воспитательного процесса, его содержания, средств, форм и методов воздействия, условий его протекания, объекта и субъекта воспитания в многообразной системе отношений, возникающих в процессе жизни и деятельности осужденных, в профессиональной деятельности руководителей, воспитателей.
Основные категории пенитенциарной педагогики:
1. Исправление осужденных – формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям, стимулирование правопослушного поведения (ст. 9 УИК РФ), нравственное изменение, формирование у осужденного социально одобряемого поведения.
Исправление является не только целью, которую ставит уголовно-исполнительное законодательство, но и важнейшей категорией пенитенциарной педагогики. Без правильного ее понимания невозможно достижение положительных результатов. Исправление в пенитенциарных учреждениях представляет собой воспитание у осужденных правопослушного поведения, соответствующего нравственным и правовым нормам, принятым в обществе и государстве (на уровне действующего уголовного законодательства).
В концепции воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях содержится информация о факторах, влияющих на исправление осужденных, принципах и методах воспитательной работы в исправительной колонии, критериях оценки результативности воспитательной работы с осужденными. Организация педагогического стимулирования в пенитенциарном учреждении эффективна при дифференциации осужденных по степени их сопротивления воспитательному воздействию и по степени социального вклада в исправительный процесс. Она основывается на формировании социально-педагогической иерархии осужденных.
2. Воспитательная работа с осужденными – действия администрации пенитенциарного учреждения, образовательных, культурных и иных организаций, граждан, направленные на формирование правопослушного поведения лишенных свободы на основе социально-педагогической системы, обеспечивающей исправление нравственным, правовым, трудовым, физическим и иными путями воспитательного воздействия, повышением образовательного и культурного уровня осужденных (С.А. Ветошкин).
Система воспитательной работы – это, прежде всего, система социальных связей, воспитательных отношений, возникающих между субъектами и объектами воспитательного процесса. Такая система в пенитенциарном учреждении включает в себя не только упорядоченные отношения между сотрудниками и осужденными, но она еще предполагает и конкретизацию педагогической цели, определение содержания компонентов, составляющих данную систему.
Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личностей, характеров осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений (ст. 109 УИК РФ). В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ст. 110 УИК РФ).
-
Исправительно-воспитательный процесс – это деятельность воспитателей и осужденных, система внешних воздействий, применяемая сотрудниками. Педагогический процесс организуется в различных учреждениях, в том числе и в исправительных. Объектами воспитания для органов, исполняющих наказания, являются осужденные, группы осужденных. Субъектами – воспитатели, коллективы сотрудников, администрация, представители общественности. Цель, стоящая перед исправительным учреждением, – формирование социально одобряемого поведения у осужденных, то есть воспитание правопослушных граждан.