Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1849

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



УИК РФ среди основных видов воспитания (нравственного, правового, трудового, физического и др.) на первое место ставит нравственное (ч. 1. ст. 110). Это объясняется тем, что нравственность является базовой составляющей личности, влияет на все стороны жизни и проявляется практически во всем: во взаимоотношениях, работе, учебе, общении и т.п. Кроме того, именно по ней судят о ценности человека.

Таким образом, содержание нравственного воспитания составляют:

  • моральное воспитание – формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;

  • этическое воспитание – формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;

  • патриотическое воспитание – формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту своего народа;

  • интернациональное воспитание – формирование уважения к другим нациям и народам;

  • политическое воспитание – формирование политического сознания.

Нравственное воспитание тесно связано с иными формами воспитательной работы.

Нравственное исправление осужденных в современных условиях становится одним из основных направлений психолого-педагогического процесса в ИУ, решающим фактором повышения эффективности воспитательной и профилактической работы в местах лишения свободы.

1. Понятие нравственного воспитания осужденных



Нравственное воспитание – сложный и многогранный процесс целенаправленного формирования моральных качеств личности. Этот процесс включает в себя воспитание лиц, лишенных свободы, и развитие у них таких нравственных качеств, как уважение к труду, обществу и человеку. Основу нравственного воспитания осужденных составляет формирование положительной моральной направленности личности, которая рассматривается как стремление к готовности сочетать свои интересы с интересами других людей, общества.

В процессе нравственного воспитания осужденного формируется «единство сознания и поведения». Сложность нравственного воспитания заключается еще и в стойкости эгоистических взглядов и антиобщественных убеждений осужденных. Многим из них присуща озлобленность, конфликтность, сознательное противодействие педагогическим мерам. В различных ситуациях отбывания наказания у осужденного могут проявляться новые положительные качества, ослабевать или погашаться старые, аморальные.

В связи с этим необходимо коренным образом улучшать профилактическую и воспитательную работу в ИУ, повышать качество и эффективность воздействия на правонарушителей. Для этого осужденных в колониях следует больше привлекать к работе на производстве, обучению в общеобразовательных и профессиональных школах, участию в самодеятельности, техническому и художественному творчеству, то есть к такой деятельности, которая будет направлена на развитие положительных, нравственных качеств и искоренение отрицательных.

Необходимо, прежде всего, в процессе воспитания осужденного ставить задачу целостного формирования высоконравственной личности. Было бы неправильно делить процесс нравственного воспитания осужденных на обособленные друг от друга этапы постепенного воспитания отдельных качеств, поскольку нравственное воспитание – это не воспитание суммы разрозненных нравственных качеств, а единый целостный процесс.

Нравственное воспитание осужденных – процесс, направленный на преодоление у осужденных чуждых обществу взглядов и убеждений, отрицательных качеств, на формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, на формирование в конечном итоге личности гражданина.



Целью нравственного воспитания является корректирование деформированных качеств и свойств личности и формирование новых позитивных свойств.

Исходя из этого можно сформулировать задачи нравственного воспитания:

  • воспитание добросовестного отношения к труду, трудолюбия, потребности вести честный трудовой образ жизни;

  • формирование уважения к общественной и личной собственности граждан;

  • формирование заботы о сохранении и умножении общественного достояния;

  • формирование потребности видеть в другом человеке личность, наделенную чувствами, умом, волей;

  • развитие требовательности к себе, к своему поведению;

  • формирование у осужденных потребности в повышении общеобразовательного и культурного уровня.

Организация процесса нравственного воспитания опирается на знание исходного уровня воспитанности осужденных, их личностных характеристик и степени нравственной запущенности. В основу этого процесса должна быть положена программа нравственного исправления, состоящая из двух периодов.

Первый период данной программы является подготовительным. Он делится на три этапа: первичный, конфликтный и завершающий.

Этапы подготовительного периода

Характеристика этапов

Первоначальный

Создаются такие условия, которые способствуют образованию нового нравственного поведения, то есть осужденный задумывается над своими поступками, но делает это неосознанно. Именно здесь создаются предпосылки для образования нового поведения

Конфликтный

Имеет наибольшее значение для нравственного исправления. На этом этапе происходит отказ от старых привычек и переход к новому моральному поведению. Личность осознает свои действия и начинает первоначальные мероприятия по проведению их в жизнь

Завершающий

Создаются благоприятные условия для работы осужденного над собой. Он стремится к поставленным перед собой целям, идеалам, моральным устоям и желает их достижения

Во время второго периода происходит собственно нравственное исправление
, то есть непосредственное формирование и развитие нравственного сознания и поведения, что приводит к полному искоренению старых привычек.

Степень успешности нравственного исправления проявляется в формулах нравственного поведения: действии или бездействии; позиции, высказанной в словах; отношении, выраженном жестом, взглядом, тоном, определенным подтекстом.

Условно можно выделить следующие направления нравственного воспитания:

– нравственное обучение (то есть передачу осужденному и усвоение им определенного объема знаний об общечеловеческих духовно-нравственных ценностях, должном поведении, нравственных нормах и т.п.);

– развитие нравственных чувств (прежде всего, чувства долга, чувства ответственности, чувства собственного достоинства и т.п.);

– формирование навыков нравственного поведения (использование знаний в повседневной жизни).

Основой формирования и чувств, и навыков являются знания о том, что считается в обществе правильным и хорошим, а что нет, какие в современном мире существуют кодексы чести и т.п.

Таким образом, эффективное нравственное воспитание осужденных должно включатьтри обязательные составляющие: обучение, формирование нравственных чувств и тренировку нравственного способа поведения. Это приводит к следующим результатам: 1) осужденный знает и понимает нормы, идеалы и т.п.; 2) осужденный признает их значимыми для себя; 3) осужденный поступает в соответствии с ними.

Чрезвычайно важно при реализации всех направлений нравственного воспитания обеспечить некоторые общие условия.

Заставить, принудить осужденного принять общечеловеческие нормы и вести себя в соответствии с ними нельзя: человек только сам может изменить свои ценностные установки, если увидит в этом личностный смысл. Воспитатель же призван помочь воспитаннику принять решение о ведении социально-полезной жизни. Основой для этого является общение. Открытое, искреннее общение, полное дружественности к воспитаннику и заинтересованности в его делах, способно разрушить межличностные барьеры и позволить сотруднику проникнуть во внутренний мир осужденного.

Чтобы это было возможно, необходимо больше обращать внимание на положительные черты характера воспитанника и на его созидательные поступки. Необходимо уметь выявлять сильные стороны каждого осужденного, опираться на то хорошее, что есть в нем. Ведь как писал в свое время известный ученый С.Л. Рубинштейн, в борьбе с недостатками надо искать союзника в самом человеке. Этим создается не только почва для понимания, но и сохраняется душевное спокойствие и позитивный настрой самого сотрудника.


Как показывает опыт, осужденный лучше идет на контакт, если в начале работы с ним воспитатель постарается вникнуть в проблемы и трудности воспитанника и поможет ему их преодолеть.

Особое место в формировании нравственности имеют поощрения и взыскания. Хотя УИК РФ и предлагает целую систему мер взыскания, однако внешнее реагирование на антисоциальное поведение подростков в большей мере формирует послушание (повиновение, покорность), чем внутреннюю этику. Поэтому, опираясь на положение А.С. Макаренко о том, что «наказание воспитывает раба», предлагаем в нравственном воспитании больше внимания уделять поощрениям социально полезных поступков воспитанников (обращать на них внимание, хвалить, отмечать, одобрять и т.п. в зависимости от творческих способностей воспитателя). Одновременно в каждом учреждении можно разработать свою градиентную шкалу для реагирования на недостойное поведение воспитанников, которое не подпадает под действие УИК РФ. Это может быть, например, игнорирование, меньшее внимание и меньшая заинтересованность делами осужденного, замечание один на один и т.п.

Таким образом, условиями, способствующими нравственному исправлению осужденного, являются:

  • заинтересованность и активность самого воспитуемого, его готовность к сотрудничеству в сфере позитивного изменения нравственных ориентиров;

  • дружественность общения;

  • создание доброжелательной, предсказуемой, спокойной атмосферы;

  • внимание к положительным качествам и поступкам воспитанника;

  • поощрение его в социально направленном поведении.

Показателями нравственного изменения воспитанников являются поступки, поведение в целом (проявление стойкости к антиобщественным влияниям среды, добросовестный труд, аккуратное выполнение поручений, умение доводить начатое до конца, стремление повысить свой образовательный уровень, формирование человечных взаимоотношений с сотрудниками и осужденными, улучшение эмоционального состояния, здоровья воспитанника, состояния принадлежащих ему вещей и т.п.).

Однако данные методические рекомендации не дадут должного эффекта без основной составляющей – субъекта воспитания (в первую очередь заместителя начальника по воспитательной работе, учителей, методистов, воспитателей). В свое время А.С. Макаренко писал о нравственном воспитании: «Ваше собственное поведение – решающая вещь», «Лучше