Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1839

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.

вообще не иметь воспитателя, чем иметь воспитателя, который сам не воспитан». Слова об ответственности, долге, чести, произносимые человеком, который сам совершает нарушения, не имеют никакого воспитательного воздействия, а напротив, способствуют выработке у воспитанников двойного стандарта поведения.

Поэтому для вышеназванных категорий сотрудников должны быть введены дополнительные занятия по педагогике, а также составлены новые планы и квоты на переподготовку (особенно воспитателей, учителей, методистов).

Таким образом, в современных условиях растущей криминализации осужденных, их моральной деградации особое место отводится нравственному воспитанию. Взаимосвязь между повышением педагогической запущенности отбывающих наказание, низким уровнем грамотности и размытостью нравственных ориентиров сделала необходимым поиск новых форм и методов нравственного воспитания. В этой связи предлагается шире использовать принципы обучающего воспитания и воспитывающего обучения. Открытия, сделанные учеными в ХХ в., позволили найти механизм, который дает возможность повысить эффективность работы. Это параллельное осуществление развития понятийного мышления воспитанников в области этики (с прояснением слов и реализацией принципа наглядности) и тренировок законопослушного поведения.

2. Формы нравственного воспитания осужденных


При выборе той или иной формы нравственного исправления в каждом конкретном случае надо учитывать особенности личности осужденного, обстановку, вызвавшую необходимость данного мероприятия. Следует также учитывать вид ИУ, культурный и моральный уровень осужденных, степень их исправленности и т.д.

Формы нравственного воспитания осужденных:

– лекции и беседы на нравственные темы;

– тематические вечера (музыкальные, поэтические);

– кружки по интересам (книголюбов, любителей спорта, рукоделия);

– диспуты;

– конкурсы и викторины;

– концерты, художественная самодеятельность;

– устный журнал;

– читательский конференции;

– литературно-музыкальные композиции и др.

Диспут(от лат. рассуждаю, спорю) предполагает столкновение различных точек зрения в аудитории или на страницах печати, в ходе которого высказываются различные мнения по отдельному вопросу. Диспут существенно отличается от спора. Диспут не борьба противоречащих друг другу мнений, как в споре, а форма сотрудничества в коллективной работе.

Диспут может быть эффективным в том случае, если он проходит в своем развитии по крайней мере четыре этапа:

1. Фактографический, когда собираются факты, данные по обсуждаемому вопросу (проблеме).

2. Диагностический или оценочный, когда оцениваются и интерпретируются собранные данные, высказываются различные мнения по их поводу.

3. Поисковый, когда с учетом полученных фактов происходит поиск ответа на поставленный в теме диспута вопрос.

4. Итоговый, когда в качестве вывода принимается тезис или антитезис.

Этапы могут комбинироваться.

Цели диспута: приведение участников диспута к общему согласию по определенному вопросу, возбуждения желания участников проникнуть в суть обсуждаемого вопроса, осознать его глубину и сложность, воспитание принципиальности и способности отстаивать индивидуальное мнение при обсуждении темы.

Поскольку диспут ограничен во времени, он требует тщательной и заблаговременной подготовки. Здесь важен выбор ведущего: он должен быть уважаемым в коллективе осужденных человеком, способным давать ясные и четкие ответы на вопросы, обсуждаемые участниками, а значит, хорошо эрудированной личностью. Диспут ставит перед ведущим ряд требований: он

должен уметь слушать выступления, следить за их соответствием теме, выявлять и фиксировать аргументы обеих сторон, кратко записывать главное из заключительного слова, выявлять пассивных участников диспута, учитывать личностные особенности участников диспута, вежливо останавливать любящих поговорить, привыкших перебивать, корректно реагировать на резкие выпады выступающих, провоцирующих высказывания в свой адрес, поизносить вступительное и заключительное слово.

Диспут, прежде всего, метод, с помощью которого формируется умение отстаивать свою точку зрения, накапливается речевой опыт осужденных.

Начинает диспут ведущий, для которого характерно определенное речевое поведение, то есть последовательность речевых и неречевых действий, организованная по правилам роли и в соответствии с потребностями полемического общения. Оно включает в себя приветствие участников диспута, вступительное слово, ведение диспута (реплики, замечания, уточняющие вопросы), заключительное слово.

Во вступительном слове ведущий объявляет тему диспута; представляет его участников и гостей, дает обоснование темы, формулирует проблему и цель диспута, показывает актуальность темы для всех присутствующих и дает краткую характеристику основных понятий.

Затем ведущий объявляет вопросы, которые будут рассмотрены, и предлагает начать диспут. Именно здесь большую помощь оказывает инициативная группа, так как ее члены высказывают свои мнения, тем самым поощряя высказываться и других участников.

Специалисты, приглашенные на диспут, также высказывают свои мнения. В отличие от других участников они дают более полные ответы, так как характеризуют поставленный вопрос с научной и профессиональной точки зрения.

Каждый участник должен знать основные правила речевого поведения во время диспута:

  • диспут начинается с точного обозначения предмета обсуждения, высказывания своей позиции каждым участником;

  • позиции участников должны быть четко выражены, стабильны, неизменны на протяжении всего диспута;

  • речь каждого участника должна быть аргументированной.

Главная задача ведущего – слить воедино отдельные высказывания участников. Кроме того, в процессе диспута ведущий должен произносить реплики, организующие обсуждение в целом, то есть:

    • стимулирующие участников к высказыванию;

    • корректирующие диспут, направляющие его на соответствие теме;

    • подчеркивающие то общее, что прозвучало в высказываниях;

    • снимающие напряжение, возможный конфликт, двусмысленность;

    • корректно и тактично указывающие на ошибки.


В заключительном слове ведущий подводит итоги: отмечает результат проведенного диспута (результативен, мало или частично результативен, нерезультативен), формулирует общую точку зрения либо указывает на противоположные точки зрения и аргументы, отмечает наиболее аргументированные и конструктивные выступления, характеризует поведение участников.

По окончании ведущий благодарит всех участников диспута за активную работу.

Устный журнал является необычной формой нравственного исправления. Он состоит из ряда тем или страничек, поэтому и проводится в течение нескольких вечеров. Цели проведения: воспитательная, познавательная. В зависимости от содержания устные журналы бывают двух видов: смешанные и тематические.

Смешанный журнал не связан одной темой: одна его страничка может быть посвящена важнейшим политическим событиям, другая – развитию техники и науки, третья – достижениям в области спорта и т.д. Тематический журнал посвящен одной теме, но раскрывает ее с различных сторон. Например, тема «Искусство в нашей стране» может раскрываться в трех подтемах:

  1. Живопись (первая страничка журнала).

  2. Театр (вторая страничка журнала).

  3. Эстрада (третья страничка журнала).

В ходе подготовки в первую очередь необходимо создать рабочую группу. Если же устный журнал поводится часто, то целесообразно создать редколлегию из 3–5 чел., которая и будет заниматься подбором авторов страничек, организацией художественного и, если это необходимо, музыкального оформления вечера. Обязательным компонентом подготовки является также оформление афиши. Ее можно оформить в виде макета из бумаги или картона. На афише пишется номер, название и дата выпуска, а также указывается автор выпуска. Странички журнала должны быть красочно оформлены и соединены в книжечку. Для проведения устного журнала подбирается ведущий, который подготавливает сценарий.

Ведущий
открывает устный журнал сообщением о количестве страничек и их названиях. Он также представляет авторов данного номера. Затем вечер продолжают авторы страничек. В заключение можно предложить просмотр какого-либо фильма.

Так как устный журнал проводится в течение нескольких вечеров, то ведущий в начале каждого вечера должен напоминать тему и обозначать взаимосвязь между выступлениями (если это тематический устный журнал), а также подводить итоги по выступлениям.

Тематический вечер – особая форма воспитательной работы, имеющая в качестве основного стержня тему, которая должна быть актуальной, конкретной, познавательной и интересной. При выборе темы необходимо учитывать политическую обстановку в стране, задачи, решаемые коллективом сотрудников ИУ, и запросы личного состава. Кроме того, тема вечера должна быть звучной, привлекающей внимание. Цели проведения: познавательная, воспитательная.

Подготовка к вечеру начинается примерно за месяц. В первую очередь создается рабочая группа по подготовке и проведению вечера, подбираются выступающие, назначаются ответственные за музыкальное оформление и оформление сцены, также выбирается лицо, ответственное за наглядное оформление вечера (например, выставку книг). Все материалы подготавливаются так, чтобы тема воспринималась зрительно, то есть делаются различные плакаты, альбомы и т.д. Рабочая группа должна продумать элементы, активизирующие внимание слушателей в процессе тематического вечера, это может быть, например, выступление художественной самодеятельности, сценка.

Важное значение имеет и подбор ведущего, который должен обладать хорошей дикцией, умением общаться с публикой, достаточной эрудицией. Причем ведущий должен раскрывать только то, что невозможно показать.

Для проведения вечера составляется сценарий, в котором отражается композиционное построение, учитывается связь выступлений с главной идеей и указывается местоположение каждого из участников (если же участники постоянно передвигаются по сцене, то есть после выступлений уходят за кулисы, то и порядок выхода на сцену). Передвижение по сцене должно проходить незаметно для присутствующих. Оно также может сопровождаться музыкальным оформлением, которое оговаривается в сценарии.