Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1836

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.


Индивидуальное правосознание осужденного, его представление о праве, своих обязанностях и правах, правомерности или неправомерности своих действий и поступков зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей личности: возраста, образования, жизненного опыта, интересов, характера, воли, срока наказания, его отбытой части, времени нахождения в ИУ и т.д.

Устранение дефектов и деформации в правовом сознании осужденных невозможно без глубокого и всестороннего изучения их личности, выявления уже сложившихся у них правовых взглядов и установок, без знания того, как воспринимается ими правовая информация, к какой они проявляют больший, а к какой меньший интерес и почему. Для такого изучения могут использоваться разнообразные методы: беседа (в том числе и с родственниками осужденных), опрос, интервьюирование, анкетирование, наблюдение, психологическое тестирование и др. Результаты изучения должны быть проанализированы сотрудниками совместно с психологом, и на основе этого должны быть определены меры дальнейшего воспитательного воздействия.

Правовой мотив – это осознанное пробуждение человека к социально одобряемому поведению, действию.

Задачи правового воспитания:

1. Организация и проведение работы по разъяснению важности правопослушного поведения.

2. Изучение взаимоотношений между осужденными, принятие мер по предупреждению и ликвидации конфликтов между ними.

3. Организация и проведение занятий по основам правовых знаний.

4. Выявление причин и условий совершения правонарушений, проведение профилактических работ.

5. Изучение прав и обязанностей осужденных как в период отбывания наказания, так и после освобождения.

Структурные элементы правосознания:

  1. Информационный (знание права).

  2. Оценочный (отношение к праву).

  3. Регулятивный (готовность к правомерному поведению).

Виды правовых мотивов у осужденных:

1. Маргинальный (поведение обусловлено страхом перед ответственностью, боязнью осуждения).

2. Конформистский (поведение является следствием приспособления осужденного к внешним обстоятельствам, пассивного соблюдения им норм права в силу подчинения своих действий (бездействий) поведению окружающих).


Превращение сознания в единственную категорию при формировании личности подростка делает его поведение неустойчивым, воспитательный процесс малоэффективным, а воспитательную работу чрезвычайно трудоемкой. Как отмечал А.С. Макаренко, в вопросах поведения апеллирование к сознанию было бы слишком убыточной нагрузкой на него, а этическая норма становится действенной тогда, когда ее сознательный период переходит в период общего опыта, традиции, привычки, когда эта норма, поддержанная сложившимся общественным мнением и вкусом, начинает действовать быстро и точно. «Сознательно, умно относиться к своему поведению недостаточно, – писал он. – Необходима привычка поступать правильно. Наша задача не только воспитывать в себе правильное разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки, то есть такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, что иначе мы не можем, потому, что мы так привыкли. И воспитание этих привычек – гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания».
На этом этапе правового воспитания несовершеннолетних осужденных рекомендуется использовать общепедагогические формы и методы, характерные и для других направлений воспитательной работы.

2. Формы правового воспитания осужденных


Одна из задач разъяснения законодательства состоит в том, чтобы не только дать необходимые сведения правового характера, но и выработать у осужденных убеждение в необходимости и справедливости законов. Нужно, чтобы они понимали, какой вред приносят любые попытки отступления от закона, нарушения прав личности, ущемления достоинств гражданина. Это подводит их к выводу о необходимости раскаяния, искупления вины, недопустимости уклонения от наказания и совершения новых преступлений.

Чтобы повседневные мероприятия по правовому воспитанию достигали поставленных задач, они должны проводиться с учетом особенностей процесса исправления и носить активный наступательный характер. В настоящее время в условиях ИУ сложились некоторые организационные формы правового воспитания:

правовая учеба – лекции, доклады и беседы с осужденными. Привлекаются работники ИУ, сотрудники и преподаватели высших и средних учебных заведений, адвокаты, работники суда, прокуратуры. Воспитывается убежденность в обязательности выполнения законов, вырабатывается привычка и потребность соблюдения всех правовых требований. Учитывается логическая последовательность, психологическая убежденность, доступное содержание. Тематика занятий предусматривает изучение Конституции Российской Федерации, основ уголовного и исправительного законодательства, законодательства об административной ответственности, гражданского и семейного законодательства, вопросов укрепления дисциплины и правопорядка в ИУ. Например, «Основные права и обязанности граждан Российской Федерации», «Что такое принцип неотвратимости наказания?», «Явка с повинной – смягчающее вину обстоятельство», «На свободу с чистой совестью» и др.

При наличии в ИУ необходимой видеотехники в решении задач правового воспитания осужденных на всех этапах полезно использовать художественные, научно-популярные, хроникально-документальные, учебные фильмы, другие кино- и видеоматериалы. Эти наглядные средства воспитания обычно с интересом воспринимаются осужденными, а самое главное, они эффективно воздействуют на их сознание и рационально дополняют все остальные;

  • вечера вопросов и ответов (проводятся не реже одного раза в квартал). Цель – снятие психологического напряжения с осужденных, предоставление им квалифицированных ответов на возникшие вопросы, воспитание правовой культуры;

  • диспуты и конференции на правовые темы. Эти занятия, как правило, проводятся в общеколонийском масштабе с участием работников суда, прокуратуры, адвокатуры, юстиции. Влияние таких занятий па формирование нравственно-правовых позиций осужденных повышается, если в них принимают участие творческие работники, ветераны войны и труда. Осужденные в этом случае имеют возможность сопоставить свои взгляды с общепринятыми, выяснить интересующие их вопросы по широкому кругу проблем;


юридические консультации (индивидуальные и коллективные).Не усвоив требований закона и не имея возможности получить консультацию у квалифицированных юристов, осужденные нередко пишут многочисленные жалобы, письма и заявления в различные инстанции по вопросам, которые могли бы быть решены на месте. Целью работы юридических консультаций является предоставление осужденным возможности проконсультироваться у квалифицированного юриста и получить ответ на интересующие их вопросы, а также создание условий для правильного и своевременного разрешения на месте возникающих проблем (например, предоставление помощи общественным благотворительным фондом в организации юридической консультации для осужденных).

В этой части рекомендуется администрации ИУ совместно с руководством юридической консультации по месту ее дислокации разработать график, в котором указываются дни и часы приема осужденных по правовым вопросам. Такой график доводится до сведения всех сотрудников и осужденных. Следует заметить, что очень важно принимать меры к тому, чтобы не было срывов запланированных консультаций. Если по какой-либо причине консультация в назначенное время состояться не может, об этом необходимо заранее проинформировать осужденных, определить новое время ее проведения и сообщить им. Эффективность этой формы работы может быть достигнута при условии, если юридические консультации проводятся не от случая к случаю, а систематически и в соответствии с графиком;

работа с жалобами и заявлениями осужденных.Регулярная деятельность в этом направлении позволяет увидеть состояние правового воспитания и организовать индивидуальную работу по повышению уровня правовых знаний того или иного осужденного;

  • средства массовой информации (просмотр телепередач на правовую тематику, обсуждение статей из газет и журналов). На страницах газет ведутся постоянные рубрики по правовой тематике: «Человек и закон», «Осужденный спрашивает – юрист отвечает», «Права человека: как мы их понимаем», «Слово о законе» и т.д. Публикуются выступления на правовые темы профессиональных правоведов, своими мыслями делятся представители шефских, других общественных организаций, свое отношение к действующим законам и их реализации в ИУ высказывают осужденные. В газетах даются консультации к занятиям по правовым знаниям; рекомендации по подготовке и проведению тематических вечеров, диспутов, оформлению, наглядной агитации; интервью с лицами, отбывшими уголовное наказание в виде лишения свободы;

  • оформление уголка правовых знаний, стенная печать(могут помещаться специальные подборки правовых актов, отдельных статей, публикуются разъяснения по вопросам правовых знаний и т.д.). Полезно оборудовать уголки правовых знаний, содержащие справочные материалы, брошюры, подшивки газетных и журнальных статей по правовым вопросам. На стендах, в альбомах и витринах рекомендуется излагать основные права и обязанности законопослушных и осужденных. Во всех общежитиях на видных местах следует вывешивать выдержки из правил внутреннего распорядка и из других нормативно-правовых актов. Также представляется возможным использование в условиях ИК электронной техники для создания специальных юридических справочников, с помощью которых осужденные могут оперативно получить правовую информацию по различным интересующим их вопросам.


Но необходимо учитывать, что полученную правовую информацию каждый осужденный воспринимает в соответствии с собственными взглядами и с позиций, не всегда совпадающих с общеправовыми требованиями. Поэтому важно организовывать обсуждение наиболее острых и актуальных правовых проблем. В процессе этой работы администрация ИУ должна формировать у осужденных интерес и потребность в изучении правовых норм;

  • проведение открытых судебных заседаний. В процессе отбывания наказания у многих осужденных вырабатывается неадекватная оценка содеянного ими и определенного судом наказания. Как правило, в приговорах они усматривают чрезмерную строгость суда, завышенную оценку опасности их преступного деяния. Справедливость в этом деле может быть восстановлена, если администрация будет проводить в исправительных учреждениях открытые судебные процессы, на которых будут рассматриваться вопросы об условно-досрочном освобождении, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, отсрочке отбывания наказания для беременных женщин, а также об изменении вида ИУ.

Выездные заседания судов в исправительных учреждениях по рассмотрению дел об условно-досрочном освобождении, условном освобождении с обязательным привлечением к труду, переводе для дальнейшего отбывания наказания в колонии-поселения дают возможность осужденным убедиться в практической реализации гуманной сущности закона. Это особенно важно при рассмотрении уголовных дел по явке осужденных с повинной.

Выездным открытым заседаниям суда в ИУ должна предшествовать большая организационная и разъяснительная работа: изучение общественного мнения, глубинных процессов в среде осужденных; выявление лидеров различных неформальных групп и оценка их с точки зрения отношения к установленному порядку отбывания наказания, возможности совершения провокационных действий; оценка реальных возможностей актива и его влияния на основную массу осужденных.

Такой подход позволяет осужденному скорее прийти к осознанию своей вины, возможности улучшения своего положения и определению перспектив после освобождения. Правовая грамотность помогает преодолению сложных психологических состояний, связанных с ограничением прав, так как