Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1844

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.


Трудовое воспитание осужденных – это процесс закрепления или формирования трудовых умений и навыков, психологической готовности к труду, нравственного к нему отношения, осознанной потребности трудиться.


Содержание трудового и профессионального воспитания:

  • формирование потребности в труде, воспитание человека-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества;

  • формирование общетрудовых знаний, умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения к труду;

  • профессиональное просвещение в области труда и производственной деятельности, экономики и права;

  • развитие механизма самообучения в сфере труда и профессиональной деятельности;

  • профессионально-правовое воспитание – передача сведений о законах и нормах, имеющих юридическую силу в области трудовых и производственных отношений, и др.

Организация трудового воспитания предполагает применение принципа индивидуального и дифференцированного подхода. Вовлекая в ту или иную деятельность осужденных, необходимо учитывать: состояние здоровья осужденного, пол, возраст, способности, срок наказания, характер совершенного преступления и др.

Эффективность трудового воспитания, как подчеркивал А.С. Макаренко, в большой степени зависит от соединения труда с нравственным воспитанием. Благодаря трудовому воспитанию у осужденных формируются такие качества, как: трудолюбие, желание участвовать в рационализаторской и изобретательской работе, осознание долга и ответственности за порученное дело, дисциплинированность, исполнительность и ответственность, уверенность в себе, самоконтроль, чувство справедливости и объективности, настойчивость и инициативность, самоутверждение личности в коллективе, уважительное отношение к результатам чужого труда, умение распределять свое время и т.д.

Дисциплинированность означает сознательное исполнение человеком общественного долга, осознание им необходимости вести себя в обществе так, чтобы личное поведение не противопоставлялось общественным интересам.

При характеристике трудового воспитания осужденных необходимо учитывать: выполнение дневного задания, качество изготовляемой продукции (что свидетельствует о степени профессиональных трудовых навыков и умений), внесение рационализаторских предложений, побуждения, которые заставляют их работать так, а не иначе.


Главное в трудовом воспитании – формирование убеждения, что труд является одной из основных общечеловеческих ценностей.

Каждому осужденному с учетом его личностных качеств и состояния трудоспособности необходимо по возможности определить тот вид и характер трудовой деятельности, который он может определить ступенчато (то есть с перспективой) – от тяжелого, приводящего к психологической встряске труда, к труду квалифицированному, требующему для своего качественного выполнения высокого интеллектуального, профессионального и культурного уровня.

Стержневым в трудовом воспитании выступает отношение осужденных к труду и мотивация этого отношения.

Мотивация активной работы может быть разной: нежелание возвращаться в жилую зону, нежелание участвовать в воспитательных мероприятиях, нежелание ходить в школу, ПУ. Статистические данные показывают, что 51,1% осужденных работают на производстве с желанием; 8,4% – во избежание упрека со стороны воспитателя; 27,4% – чтобы время летело быстро; 8,1% – из-за боязни получить взыскание; у 4,7% – другие мотивы.

Итак, при определении отношения к труду следует учитывать личностные особенности осужденных во всем их многообразии.

Основные идеи А.С. Макаренко в области трудового воспитания кратко можно сформулировать так: во-первых, труд становится результативным средством воспитания лишь будучи включенным в систему единого воспитательного процесса; во-вторых, необходимо обязательное сочетание различных видов труда (производственный труд, самообслуживание, техническое творчество и т.д.), только при этом условии человек овладевает всем богатством отношений, характерных для трудовых коллективов общества; в-третьих, самим воспитуемым, органам самоуправления коллектива должна принадлежать роль организаторов собственной трудовой деятельности.

Кроме того, в учреждениях, руководимых А.С. Макаренко, постоянно уделялось внимание воспитанию у подростков чувства хозяина. И они реально становились таковыми. Все вопросы, начиная с уборки помещения и кончая сложнейшими производственными проблемами, воспитанники решали самостоятельно.

«Труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания, – говорил А.С. Макаренко. – Если этого нет, труд теряет свое воспитательное значение». Как показывают ранее проведенные исследования, хорошо организованный и перспективный труд для несовершеннолетнего постепенно превращается в круг его постоянных забот, интересов, представлений о своем будущем. У осужденного, выполняющего важное производственное задание, исчезает, как правило, возникающее в условиях лишения свободы чувство изолированности от жизни общества. В процессе труда он начинает ощущать себя действующей и нужной силой.



Условия, способствующие повышению эффективности процесса трудового воспитания:

  • лица, имеющие специальность, должны по возможности получить в ИУ работу, соответствующую уровню их профессиональной подготовки, интересам и потребностям;

  • если предоставить работу по специальности невозможно или осужденный не имеет специальности, то, организуя его переквалификацию, необходимо учитывать его индивидуальные особенности и интересы;

  • труд осужденных должен иметь народнохозяйственное значение, а выпускаемая продукция пользоваться повышенным спросом, что подчеркивает общественную необходимость их деятельности;

  • с целью формирования у осужденных коллективизма, взаимной ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи их труд должен носить коллективный характер по форме организации. Этому способствует также бригадная система оплаты труда за сданную продукцию.

Критерии сознательного отношения осужденных к труду:

– постоянное стремление к экономии материала, сохранности инструмента и оборудования, участие в рационализаторстве и изобретательстве;

  • труд осужденных должен сочетаться с их постоянной работой над собой, с профессиональным самосовершенствованием, с организованными коллективными и индивидуальными формами повышения квалификации;

  • трудовая активность осужденных должна проявляться в борьбе за коллективные показатели, за высокое место звена, бригады, производственного участка в трудовом соревновании, выполнении производственных и общественных показателей, включающих в себя приобщение к труду нерадивых, формирование у них установки трудиться, в борьбе с теми, кто стремится уклониться от работы.


2. Формы трудового воспитания осужденных

Особое значение А.С. Макаренко придавал коллективному характеру труда, который ставит людей в отношения взаимного контроля, деловой ответственной зависимости. Коллективный труд способствует вовлечению осужденных в трудовое соревнование, развивающее инициативу и творчество, трудовую взаимопомощь и взаимовыручку.

Выделяются следующие основные формы трудового воспитания:

трудовое соревнование, обеспечивающее концентрацию усилий частей и служб ИУ в трудовом воспитании осужденных и развитии у них трудовой и общественной активности. В основе трудового соревнования лежит потребность человека в самоутверждении, состязательности, стремление проявить свои способности, желание заслужить признание коллектива. Чтобы трудовое соревнование не превратилось в формальность, необходимо главные усилия направлять на развития духа состязательности, соперничества на здоровой нравственной основе. Условия трудового соревнования должны вырабатываться с участием всех осужденных.


Формы трудового соревнования:

  • за повышение производительности труда;

  • за выпуск продукции с первого предъявления;

  • за быстрейшее освоение технологии производства новой продукции;

  • за выполнение и перевыполнение норм выработки;

  • за досрочное выполнение плана;

  • за внедрение новых методов и новой технологии;

  • за своевременное и качественное выполнение трудовых обязанностей;

  • за улучшение качества и снижение себестоимости продукции;

  • за экономию сырьевых и энергетических ресурсов.

Результаты должны и оформляться наглядно.

В процессе трудового соревнования вырабатываются привычки дисциплинированного поведения, навыки здоровых общественных отношений, формируются потребности в повышении образовательного и профессионального уровня.

Общее руководство организацией трудового соревнования возложено па заместителя начальника подразделения по производству и заместителя начальника подразделения по воспитательной работе. В организации и подведении итогов трудового соревнования участвуют советы производственных бригад и бригадиров, а также советы коллективов отрядов и советы коллективов ИУ. Важнейшим условием эффективности трудового соревнования должно быть непосредственное участие осужденных в разработке условий его проведения и методики подведения его итогов.

профориентационная работа, основное место в которой занимают мероприятия информационно-просветительского характера (беседы и рассказы о рабочих специальностях), а настоящий профотбор, реализующий требования профпригодности и исследования психофизиологических качеств осужденных, отсутствует. Во многом в настоящее время профотбор не выходит за рамки определения трудоспособности осужденного и не выполняет своей основной функции – определения пригодности к конкретным видам профессиональной деятельности. Профессиональная подготовка осужденных в ВК ведется, как правило, по ограниченному кругу профессий (специальностей), зачастую не имеющих большого спроса на рынке труда. Думается: необходимо пересмотреть номенклатуру профессий, обучение которым проводится в ИК;

- профессиональное обучение осужденных. Необходимо использовать все возможности организации дополнительного обучения, в том числе по заочной и дистанционной формам. Для этого потребуется помощь местных органов исполнительной власти, образовательных учреждений, попечительских советов, общественности. Особое внимание следует обращать на создание гибкой, отвечающей требованиям времени и особенностям той социальной среды, в которой окажется осужденный после освобождения, системы профессиональной подготовки и образования в ИК. Прежде всего, необходимо организовать получение осужденными в ИК профессий, востребованных в обществе, чтобы после освобождения у них была реальная возможность трудоустроиться. При этом необходимо учитывать и то, что в условиях конкуренции рабочих мест уже оказывается недостаточным уровень начального профессионального образования. Необходимо предпринимать усилия, чтобы осужденные в ИК получали полное (среднее) общее или среднее профессиональное образование. Это ускорит процесс ресоциализации осужденных и облегчит решение проблемы трудоустройства после освобождения.


экономические конференции (проводятся инженерно-техническими работниками совместно с преподавателями профессионально-технического училища). Конференции – одно из средств воспитания у осужденных любви к труду, избранной профессии, развития мышления и стремления к самообразованию, формированию навыков выражения собственных суждений по рассматриваемым вопросам. Тема конференции объявляется заранее.

общественные смотры и рейды (проводятся по проверке: качества выпускаемой продукции; обеспечения сырьем, инструментами, техническим оснащением рабочих мест; состояния борьбы за экономию сырья и электроэнергии; внедрения новой технологии; проведения дней качества). Общественные смотры осуществляются раз в год в соответствии с разработанным положением, где определен порядок их проведения и поощрения победителей. Рейды проводятся в целях: контроля качества выпускаемой продукции, соблюдения правил техники безопасности, проверки соблюдения трудовой дисциплины и культуры производства.

производственные собрания (проводятся ежемесячно). На них обсуждаются производственные вопросы. Цели этих собраний: повышение трудовой активности осужденных, освоение новой техники и технологии, внедрение новых приемов труда, развитие рационализаторства и изобретательства.

Собрания должны проходить на высоком деловом уровне.

Подготовка собрания:

– заранее определяется повестка дня, тема;

– выбирается докладчик;

– определяется время и место проведения;

– обеспечивается гласность;

– обеспечивается активное участие осужденные в подготовке и обсуждении вопросов повестки собрания, внесении предложений.

По итогам собрания вырабатывается решение, которое принимается в результате голосования для выполнения всеми осужденными;

вечера, посвященные разным профессиям. Методика проведения вечера: выступление специалистов (гостей или самих осужденных) по определенной профессии, показ своей специальности (продуктов деятельности, процесса выполнения); поощрения и концерт;

школа передового опыта и классы мастеров, где рассматриваются эффективные приемы и методы трудовой деятельности. Цель – обучить осужденных передовым методам труда без отрыва от производства. Для этого привлекаются передовики труда, рационализаторы, коллективы шефствующих предприятий, которые помогают осужденным повысить качество выполняемых работ, производительность труда, овладеть современным оборудованием. Классы мастеров (25–30 чел.) имеют целью дальнейшее улучшение работы по исправлению осужденных и обеспечение предприятий колонии квалифицированными специалистами. Занятия ведутся по специальной программе. Возглавляют школы передового опыта инженерно-технические работники учреждения;