ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1850
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
– трудовые вахты и декадники (проводятся в честь знаменательных дат и важных событий, например, в честь дня отряда, дня смотра полезных дел). Нацелены на повышение производительности труда;
– хорошей формой трудового воспитания осужденных является их вовлечение в рационализаторскую и изобретательскую деятельность, организация работы в ИУ кружков технического и декоративно-прикладного творчества. Такие кружки могут быть созданы на базе предприятия колонии, профессионального училища, общеобразовательной школы. Центром по организации технического творчества осужденных должны стать ПУ колоний. Данная деятельность способствует внедрению новых передовых форм и способов производственной технологии.
На успешность трудового воспитания влияют сложившиеся в коллективе осужденных трудовые традиции, которые, по замечанию А.С. Макаренко, являются для коллектива тем социальным клеем, который скрепляет его в единое целое, а вместе с тем создает и наилучшие условия для воздействия на личность. Вовлечение осужденных в трудовую деятельность помогает выработке новых взглядов на труд, на значение коллективных усилий в жизни людей. А.С. Макаренко говорил, что труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, оказывался мало влиятельным фактором в ходе воспитания новых мотивов поведения.
Таким образом, методически правильно организованное трудовое воспитание осужденных не только способствует повышению их трудовой активности, но и оказывает положительное влияние на их подготовку к честной трудовой жизни, повышает результативность их социализации после выхода на свободу.
Таким образом, одним из основных средств исправления осужденных является общественно полезный труд, который должен отвечать ряду педагогических требований, вытекающих из задачи исправления осужденных, искоренения у них отрицательного отношения к труду, неуважения к общественной собственности и т.д.
В целом организация трудового воспитания несовершеннолетних осужденных должна обеспечивать:
– формирование психологической готовности к трудовой деятельности и убежденности в необходимости труда;
– развитие стремления освоить трудовую специальность или повысить квалификацию по имеющейся специальности;
– выработку установки на самосовершенствование и повышение уровня профессионального образования;
– укрепление самодисциплины и формирование трудолюбия;
– воспитание бережного отношения к результатам труда, государственной и иным формам собственности.
Основными показателями высокой эффективности трудового воспитания осужденных являются: их коллективная борьба за выполнение условий трудового соревнования, организация самовоспитания и профессионального самосовершенствования, творческое отношение к труду. Все эти показатели свидетельствуют не только о честном отношении осужденных к труду, но и о большой организаторской работе сотрудников колонии.
Проводимое в настоящее время реформирование УИС направлено на переосмысление многих сложившихся ранее стереотипов трудового воспитания и обучения осужденных, их участия в трудовом процессе с тем, чтобы в конечном итоге производственная деятельность была подчинена решению воспитательных и социальных задач. В сложившихся неблагоприятных социально-экономических условиях, когда полная трудовая занятость осужденных не обеспечивается, необходимо проявлять творческий подход, инициативу и гибкость в решении производственно-хозяйственных задач и организации трудового воспитания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Вопросы и задания для самопроверки
-
Дайте определения основных понятий темы: «общественно полезный труд», «трудовое воспитание осужденных», «формы профессионального образования осужденных». -
Определите содержание трудового воспитания осужденных в условиях исправительного учреждения? -
Проанализируйте особенности организации и методики работы по трудовому воспитанию осужденных. -
Каковы пути формирования трудовой активности у осужденных? -
Обоснуйте педагогические условия, способствующие повышению эффективности трудового воспитания осужденных. -
При каком условии даже однообразная работа содержит в себе воспитательный потенциал? Перечислите основные требования, которым должен отвечать труд человека, выполняя педагогическую функцию? -
Познакомьтесь с любой книгой по трудовому воспитанию, проанализируйте ее содержание, письменно обоснуйте свое отношение к нему и возможность применения в ИУ.
Литература
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997. -
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544. -
Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010. -
Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. -
Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006. -
Юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004. -
Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993. -
Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. -
Зауторова Э.В. Развитие профессионального ориентирования несовершеннолетних осужденных: Метод. матер. для сотрудников ВК. Вологда: ВИПЭ Минюста РФ, 2003. -
Радкевич B.C., Матросов В.А. Организация трудовой деятельности осужденных в условиях рыночной экономики // Совершенствование законодательства и практики учреждений, исполняющих наказания, на основе Конституции Российской Федерации. М., 1995
4.4. ФИЗИЧЕСКОЕ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ
Физическая культура как часть образа жизни человека основана на системе специальных упражнений и спортивной деятельности, направленной на развитие физических и духовных сил. Будучи частью общей культуры, она направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека. Каждый цивилизованный человек должен заботиться о своем физическом совершенствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни.
Содержание физического воспитания включает:
-
совершенствование организма человека, которое предполагает развитие двигательной, костно-мышечной и нервной систем, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья (от физического состояния зависит успешность учебной и профессиональной деятельности, счастье всей жизни); -
просвещение в вопросах физической культуры и личной гигиены; -
формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины и др.
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Физическое воспитание в современных условиях нацелено на формирование здорового образа жизни, становление личностных качеств, которые обеспечат человеку психическую устойчивость в нестабильном обществе. Участие в спортивных соревнованиях формирует личностные качества, необходимые для эффективной профессиональной деятельности. Таким образом, физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейших функций.
1. Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную системы, психические процессы, руки и ноги, гибкость и стройность тела, глаза и уши, способность ориентироваться в пространстве и действовать в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям.
2. Воспитательная функция направлена на укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Древние говорили: «В здоровом теле – здоровый дух». Физическое здоровье обеспечивает ощущение полноты и радости жизни, успех в труде и творческой деятельности. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высокими нравственными целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля, твердость и решительность характера, коллективистская направленность личности послужат интересам общества (борьбе с разгильдяйством, распущенностью, хулиганством, курением, наркоманией, пьянством) и будут способствовать активному труду и здоровому отдыху.
3. Образовательнаяфункция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни человека, с разнообразными видами физкультуры и спорта как средства удовлетворения физических и духовно-эстетических потребностей.
4. Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей в связи с дефицитом активного действия развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Спортивные игры приводят организм в движение, создают хорошую основу для борьбы с такими вредными привычками, как алкоголизм, курение, безделье.
5. Общекультурная функция состоит в том, что физкультура и спорт организуют и заполняют свободное время полезными и увлекательными занятиями.
Многовековая история физической культуры породила у людей физкультурное сознание – понимание сущности физической культуры, ее жизненной необходимости, значения как естественной основы умственного, трудового, нравственного, эстетического развития.
Физкультурное сознание имеет свои специфические функции: просветительскую (содействует всеобщему движению, достижению массовости спорта, борьбе за здоровье), стимулирующую (разнообразные стимулы побуждают человека к непосредственной деятельности, помогают проявить выдержку), контролирующую и тормозящую (увлечение спортивными достижениями побуждает игнорировать свои основные дела, обязанности и нравственно-правовые нормы).
Демократизация и гуманизация нашего общества заставляют по-новому взглянуть на физическое воспитание в условиях исполнения уголовного наказания, на эффективное использование средств массовой физической культуры. Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела человека в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным и эстетическим воспитанием.
Физическое воспитание осужденных есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических сил и морально-волевых качеств.
Основная задача физического воспитания осужденных – сохранить и укрепить здоровье, выработать, развить у них трудовые навыки, закалить физически, с тем чтобы после отбытия срока наказания они смогли в полную силу включиться в ряды общества.
Физическое воспитание способствует приобретению необходимых в труде двигательных навыков, а также лучшему приспособлению организма к физическим и психологическим нагрузкам в процессе труда, преодолению утомляемости в работе. Занятия физкультурой и спортом помогают быстрее овладеть специальностью, способствуют выполнению норм выработки, росту производительности труда.