Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1855

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Результаты исследований, проводимых в 2004 г. в карантинных отделениях исправительных учреждений различных регионов страны, показали, что около 7% опрошенных осужденных алкоголь начали употреблять с 8–13 лет, причем в большинстве случаев пример подали близкие родственники и даже родители. Осужденные же, начавшие употреблять алкоголь с возраста старше 14 лет, указывали, главным образом, на сверстников или более старших подростков.

Немалую роль играет асоциально-криминальное поведение среди взрослого населения, стимулирующее развитие аналогичных проявлений в подростково-молодежной среде. Пройдя через стадии предварительного расследования, изоляторы временного содержания, следственные изоляторы и суд, некоторые подростки «заражаются» криминальной романтикой и нередко «преисполняются» чувством гордости за содеянное.

Несовершеннолетние осужденные – это, как правило, лица, не достигшие социальной, психологической и нравственной зрелости, не получившие достаточного образования и должного воспитания. Все это указывает на незавершенность процесса социализации личности. Одновременно большинству осужденных присуща педагогическая запущенность.

Психолого-педагогическая характеристика

несовершеннолетних осужденных

Подростковый возраст (14-15 лет) является переходным от детства к юношеству. Он отличается бурным физическим развитием организма, появлением в связи с этим диспропорций между костно-мышечной и сердечно-сосудистой системами, усиленным развитием нервной системы. В связи с этим отмечается общий подъем жизнедеятельности, проявляющейся в бурной активности, кипящей энергии, инициативности, не всегда соизмеряемыми со своими физическими силами и возможностями. Повышенная возбудимость, неуравновешенность, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения могут служить причиной нарушения дисциплины, общественного порядка в виде озорства, лихачества, хулиганства.

Подростки весьма восприимчивы как положительным внешним воздействиям, так и к отрицательным. Восприимчивость и впечатлительность подростка являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера и других психических особенностей человека, оказывающих существенное влияние на его поведение, образ мыслей, чувства и волю. Впечатления, полученные в подростковом возрасте, могут на длительное время определить жизненный путь.


В этом возрасте идет активный поиск личного идеала. Но поскольку собственные принципы поведения не сложились и заимствуются у других, то основным механизмом следования идеалу является некритическое подражание. Идеал в этот период носит конкретный характер (определенная личность из окружающей микросреды чаще всего более старшего возраста или литературный герой). Выбрав себе за образец подражания какую-либо конкретную личность, наделив ее всеми положительными чертами, сделав из нее кумира, подросток еще не в состоянии соотнести этот идеал с действительностью. Поэтому даже незначительная ложь взрослого, старшего человека (отца, учителя), отступление их от каких-то принципов поведения могут стать для подростка причиной для низвержения положительного идеала вообще.

На поведение подростка влияет также самооценка, которая в большинстве своем является либо завышенной, либо заниженной. Это объясняется тем, что часто успех вызывает у подростков переоценку своих возможностей, а неудача порождает чувство неуверенности и даже неполноценности. При завышенной самооценке поведение базируется на желании доказать свою исключительность, выделиться среди других (неважно чем), доказать, что стал взрослым, хотя бы во внешних формах проявления (грубости, курении, развязности манер). Такие подростки мало прислушиваются к советам взрослых людей: они самоуверенны, болезненно самолюбивы и обидчивы, нетерпимы к попыткам взрослых ограничить их «независимость» и «самостоятельность». При заниженной самооценке поведение регулируется преимущественно внешними влияниями, зачастую случайными, чему способствует неуверенность в себе, боязнь выглядеть хуже других, что приводит к совершению преступления в группе.

Для подростков характерна повышенная эмоциональность, которая выражается в страстном, резком и бурном выражении своих чувств. Эмоции часто становятся мотивами поведения. В этом возрасте начинает формироваться воля и складываются волевые качества. Осознавая себя личностью, подростки впервые начинают заниматься самовоспитанием, беря за образец сильных, волевых людей. Идеалами выступают физически сильные и выносливые люди. Однако часто внешняя форма заслоняет у них содержание поступков, их нравственную направленность. В результате нередко образцом для подражания становятся люди, ведущие преступный образ жизни.

Основной формой существования, развития и проявления личности является сфера общения, которая имеет большое значение для становления личности подростка. Главные сферы общения для данного возраста – семья, школа, неформальная группа. Роль семейного общения в это время ослабевает, а

усиливается роль неформальной группы, двора, улицы. Уличное общение менее управляемо, носит стихийный характер и может принимать форму ложного товарищества, круговой поруки, бравады и ложного героизма. Именно этим объясняется, что большинство преступлений подростки совершают в группах, руководителями которых являются люди более старших возрастов.

Сами подростки, совершившие преступления, в индивидуальных собеседованиях оценивали свое прошлое практически одинаково: «… учителя видели во мне хулигана и старались от меня избавиться. Относились ко мне, будто я и не человек вовсе. Дома – то же самое, постоянная ругань, угрозы сдать в колонию, вопли, что ничего путного из меня не выйдет, что я позор всей семьи…». Понимание многие из них находили на улице: «… там ждали меня друзья, только они и понимали меня. Многие уже сидели в колонии. Меня тянула к ним их сила и независимость, среди них я чувствовал себя взрослым…». На вопрос «Чем же Вы занимались на улице?» следовал почти стандартный ответ: «… болтали…, за пивом, сигаретами… шмонались… Мы хотели делать то, что нам нравилось и ходить там, где нам хотелось… Нет, мы не дрались, только защищались…».

Почти половина обследованных (47%) имели ближайших родственников, которые были осуждены, причем одна треть из них находится в местах лишения свободы в настоящее время. Около 20% подвергались в процессе семейного воспитания физическому воздействию и издевательствам: «… отчим, как только разозлится, бил меня шнуром от утюга…, бил кулаком по голове…».

Подавляющее большинство осужденных (72%), среди которых имелись также подростки с достаточно хорошими интеллектуальными способностями, в школе учились плохо или посредственно, систематически прогуливали занятия, четверть из них оставалась на второй год обучения в пройденном классе: «… учиться вообще не стоит… лучше повеселиться, прогулять, как это все делают… Свой – значит, свободный, надежный. Ему наплевать на уроки и на разговоры предков… Поможет в любой беде, даст крышу, денег, предоставит хату…». Об учениках, которые хорошо учатся, мнение почти однозначное: «… зубрилы, слабаки, маменькины сынки, зануды, боятся раскрутиться на полную катушку…».

В жизни подростков большое место наряду с учебой в школе занимает игровая деятельность. Игра для них – это сама жизнь, и поэтому нормы и правила этой игры становятся нормами и правилами поведения и воплощаются в качествах личности. Если умело не направлять игры подростков, то это может привести к озорству, хулиганству, издевательству над более слабыми и беззащитными, истязанию животных. Совершая преступление, они расценивают это как озорное действие. Подростки не видят грани, где нарушение, сходное с озорством, переходит в преступление. Подавляющее большинство из них не видят в преступлении что-либо постыдное и рассматривают это деяние как проявление отваги, силы, смелости. Для них типичны такие утверждения: «Смелость – это способность никого не бояться, рисковать, а ради чего – неважно», «Решительность – это умение действовать автоматически, не рассуждая», «Самостоятельность – это способность все решать самому – без чужих советов, хоть и неправильно».


Юношеский возраст(16–18 лет) – это переход от детства к взрослости, когда человек превращается в личность с определенной системой взглядов на жизнь и свои обязанности, на отношение к окружающей действительности. У юноши формируется ярко выраженная направленность личности в виде определенных целей и перспектив в жизни, мотивов поведения, нравственных установок. Мировоззрение превращается в систему взглядов и убеждений, что способствует успешному становлению воли, характера. В связи с этим юноши действуют более осознанно: в их поступках проявляется целеустремленность, возрастает чувство ответственности за свое поведение. Им свойственна большая организованность и уравновешенность поведения, более строгий подход к выбору друзей.

В этом возрасте получают дальнейшее развитие романтические устремления, тяга к необычному, интересному, яркому в жизни и деятельности, в окружающей обстановке. На смену конкретному идеальному образу приходит абстрагированный нравственный идеал. Дальнейшее развитие получают эмоции и нравственные чувства, проявление которых все более контролируется сознанием.

В юношеском возрасте зарождается интерес к лицам противоположного пола, что повышает интерес и к собственной личности. Это выражается в повышении требований к себе, стремлении совершенствовать свои нравственные и психологические качества, заботе о своем внешнем виде, стремлении следовать моде.
3. Организация воспитательной работы

с несовершеннолетними осужденными

Пребывание осужденного в отряде (отделении) – основной этап в процессе воспитательной работы с ним. В это время происходит либо психологический, нравственный «перелом» во внутреннем мире осужденного, либо продолжает развиваться и закрепляться в неблагоприятной педагогической среде мест лишения свободы отрицательный, криминальный опыт поведения.

Этот этап работы с осужденными является наиболее продолжительным. В ходе его решаются следующие основные задачи:

– формирование установки на законопослушное поведение как в период пребывания в воспитательной колонии, так и после освобождения;

– формирование осознания необходимости выполнения в обществе определенных социальных ролей, таких как гражданин, работник, семьянин и др.;

– приобретение осужденным соответствующего уровня общего и профессионального образования и профессии.


Основное содержание работы по данным направлениям:

  • осуществление индивидуального подхода, развитие интересов и способностей (кружки художественного творчества, самодеятельность и др.);

  • привлечение родителей к исправительно-воспитательному процессу (попечительские советы, родительские комитеты, родительские конференции и др.);

  • привлечение общественных организаций (в целях оказания материальной помощи, улучшения условий содержания подростков, контроля за соблюдением защиты прав и законных интересов детей и др.);

  • повышение образовательного уровня несовершеннолетних (создание системы стимулов, закрепляющих интерес к учебе, способствующих вовлечению в образовательный процесс и др.);

  • включение в социально значимую трудовую деятельность (привитие трудовых навыков, помощь в получении специальности и др.);

  • развитие умения анализировать свое поведение (соблюдение правил поведения, привитие бытовых навыков и др.);

  • участие подростков в работе общественных формирований;

  • высокое качество воспитательных мероприятий (должны носить профилактический характер, быть обращены к каждому воспитаннику, эмоционально затрагивать душу ребенка и т.д.);

  • усиление организации работы по трудовому и бытовому устройству после освобождения (взаимодействие с территориальными органами по месту жительства и др.);

  • участие церкви в воспитательном процессе (большая помощь в нравственном воспитании и т.д.);

  • создание профилактической службы (лечебно-профилактические мероприятия, психокоррекционная работа и др.).

Направления воспитательной работы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В процесс нравственного воспитания формируется жизненная позиция, причем следует отметить, что именно отсутствие нравственных основ привело в свое время большинство несовершеннолетних к совершению преступления. Под нравственным воспитанием понимается процесс, направленный на формирование качеств личности, соответствующих нормам поведения человека в обществе, выражающихся в отношении к закону, труду, окружающим, самому себе, своим поступкам.

В решении задач нравственного воспитания особое место принадлежит просвещению. Однако полученные знания о морали необходимо подкреплять реальным опытом отношений в различных сферах: учебе, труде, быту, взаимодействии с другими осужденными, сотрудниками колонии, родителями. Участвуя в общественно полезной деятельности, общаясь с окружающими, подростки выполняют различные функции, каждая из которых готовит их к определенным социальным ролям. Например, в школе он – ученик, староста класса, член школьной комиссии, в отряде – участник редколлегии, в спортивной секции – член команды и т.д. Любая роль, выполняемая в процессе какой-либо деятельности, требует освоения и применения нравственных качеств: сознательности, ответственности, трудолюбия, готовности оказать помощь другому и т.д.