ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1832
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
г) выполнение общественных поручений;
д) инициативные меры по восстановлению полезных социальных связей как с родственниками, так и иными лицами, оказывающими на осужденного положительное влияние, включая краткосрочные и длительные свидания, телефонные переговоры и видеообщение;
е) активное участие в спортивных и культурных мероприятиях;
д) оформление необходимых документов (паспорт, пенсия, в т.ч. по инвалидности и т.п.;
ж) очевидное стремление устроиться на работу по отбытии срока наказания, завести или восстановить семью.
3. Под иными событиями и действиями, свидетельствующими об активной позитивной позиции осужденного, следует, как правило, понимать:
а) очевидное желание порвать с уголовной субкультурой и криминальным сообществом;
б) отказ от нахождения в неформальных криминальных сообществах;
в) участие в просветительских занятиях с другими осужденными;
г) участие в профилактике недопущения беспорядков и нарушения условий отбытия наказания со стороны других осужденных;
д) заглаживание вины перед потерпевшим и обществом от совершенного преступления, например, публичное раскаяние и письменные извинения потерпевшему.
3. Документальное подтверждение поведения осужденного.
Соблюдение осужденным порядка отбытия наказанияподтверждается:
- выписками из личного дела осужденного, дневника индивидуальной воспитательной работы с осужденным, заверенными заместителем начальника ИУ по кадрам и воспитательной работе,
- выпиской из приказа о трудоустройстве, заверенной курирующим заместителем начальника учреждения (в колониях-поселениях копия - трудовой книжки),
- выпиской из графиков работ по благоустройству, заверенной заместителем начальника учреждения по тылу,
- выпиской из медицинской карты осужденного, заверенной курирующим заместителем начальника учреждения,
- копией плана воспитательной работы, заверенной курирующим заместителем начальника учреждения,
- характеристикой осужденного, представленной начальником отряда,
иными документами.
Стремление осужденного к психофизической корректировке своей личности и принятию инициативных мер к ресоциализации подтверждается:
- справкой психолога о выполнении программы психологической коррекции личности и выпиской из дневника индивидуальной воспитательной работы с осужденным, заверенными заместителем начальника ИУ по кадрам и воспитательной работе,
- копией приказа о зачислении осужденного в учебное заведение, копией диплома или аттестата об образовании;
- копиями квитанций об оплате приобретенной литературы, заверенные главным бухгалтером учреждения;
- копией библиотечного формуляра;
- копией карточки учета свиданий;
- выпиской из карточки учета корреспонденции осужденного, заверенной курирующим заместителем начальника учреждения;
- выпиской из дневника индивидуальной воспитательной работы с осужденным, заверенной заместителем начальника ИУ по кадрам и воспитательной работе;
- справкой социального работника, заверенной заместителем начальника ИУ по кадрам и воспитательной работе об оформлении необходимых документов (паспорт, пенсия, инвалидность и т п.),
- копии писем осужденного иным лицам, иными свидетельствами переписки,
- иными документами.
Иные события и действия, свидетельствующие об активной позитивной позиции осужденного,подтверждаются:
- выписками из плана работы начальника отряда об участии в воспитательных и культурно-просветительских мероприятиях, выполнении порученной осужденному общественной работе, заверенной курирующим заместителем начальника учреждения;
- выпиской из дневника индивидуальной воспитательной работы с осужденным, заверенной заместителем начальника ИУ по кадрам и воспитательной работе.
- справкой бухгалтерии исправительного учреждения либо уведомлением службы судебных приставов о переводе денежных средств потерпевшим с лицевого счета осужденного,
- копии писем осужденного потерпевшему,
сведения представителя общественной и религиозной организации (объединения),
- сведения психолога, воспитателя, социального работника.
Вопросы и задания для самопроверки
-
Назовите цели и задачи применения системы поощрения и наказания в исправительных учреждениях. -
Перечислите основные критерии оценки осужденных. -
Каково документальное подтверждение поведения осужденного? -
Как можно повысить самооценку личности? Какое значение она имеет в жизни человека?
Литература:
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997. -
Исправительная (пенитенциарная) педагогика. Рязань, 1997. -
Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: курс лекций. Рязань, 2003. -
Методические рекомендации по использованию системы «социальных лифтов» в ИУ ФСИН России. М., 2009. -
Разбирина Л.И. Использование системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства: Альбом схем. Новосибирск, 2011.
6.2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Современная социальная ситуация в Российской Федерации характеризуется неуклонным ростом преступности и, как следствие, ростом количества осужденных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, в том числе за совершение рецидивных преступлений. Пенитенциарное учреждение должно занять свою нишу в качестве подсистемы государственной социально-педагогической системы, призванной оказывать воспитательное воздействие на граждан в целях обеспечения их правопослушного поведения, являющегося важнейшим условием нормальной жизнедеятельности общества и государства.
Господствующие в обществе взгляды на проблему преступности и возможности исправления преступников менялись в зависимости от господствующих идеологий и во многом зависили от уровня развития гуманитарных наук, становления правовых и демократических основ государственного устройства. Современной уголовно-исполнительной политике Российской Федерации предшествовал длительный эволюционный путь от откровенно карательной и репрессивной политики на основе классовых подходов до - цивилизованной, основанной на общечеловеческих ценностях, признанных в современном мире.
Уголовно-исполнительная система должна обеспечивать не только изоляцию от общества наиболее опасных преступников, но и осуществлять исправительное воздействие на них. Развитие уголовно-исполнительной системы требует нового осмысления теории и практики исправления осужденных, внесения соответствующих изменений в организационный механизм проведения и содержание воспитательной работы с ними. В настоящее время достигнуты значительные результаты в ее реформировании. Методы и содержание воспитательной работы с осужденными стали более гуманными, открытыми, демократичными.
Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.
Указанные обстоятельства обусловили необходимость подготовки Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция).
1. Общие положения, цель и задачи Концепции
Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.
Основными целями Концепции являются: повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития; сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам; гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных;
- изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных;
- осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;
- изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания; модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций;
повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
- расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы; обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы; внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний; совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач;
- развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.
2. Основные направления развития
уголовно-исполнительной системы
Совершенствование уголовно-исполнительной политики
В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируются следующие мероприятия:
- совершенствование уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, направленного на изменение структуры уголовно-исполнительной системы и создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы;
- поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных; дополнение системы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации;