ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1843
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
Одним из условий, накладывающих отпечаток на особенности воспитательного процесса в пенитенциарной системе, является осуществление исправления осужденных в жестких правовых рамках.Поэтому в нормах уголовно-исполнительного законодательства закреплены права и обязанности осужденных, их юридический статус. Правовая регламентация процесса исправления вызывается необходимостью соблюдения законности при исполни уголовного наказания. В зависимости от вида исправительного учреждения, режима отбывания наказания правовая регламентация поведения и деятельности осужденных различна. Условия содержания осужденных в колонии особого режима и тюрьме более жесткие по сравнению с условиями колонии общего режима. Кроме того, в исправительных учреждениях всех видов режима созданы различные условия для содержания лиц, лишенных свободы: обычные, облегченные и строгие. Вид условий определяется в зависимости от поведения осужденного. В сторону гуманизации смещаются рамки правового регулирования исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных и лиц женского пола. Строгая регламентация деятельности исправительных учреждений несет в себе положительный воспитательный потенциал. Она способствует выработке соответствующего отношения к закону, требованиям и традициям общества, формирует дисциплинированность и ответственность, умение соотносить свои потребности и возможности с потребностями других людей, групп, коллективов.
Учитывая то, что большинство лиц, совершивших преступления, до осуждения не работали, не учились и вели праздный образ жизни, правовое регулирование основных видов деятельности (труда, обучения, общественной работы) также играет положительную роль и способствует исправлению личности осужденных. Тем не менее в реальном процессе исправления часто возникают противоречия между педагогической целесообразностью и юридическими предписаниями. Воспитательный процесс – процесс творческий, требующий от сотрудников новаторства, педагогической изобретательности
, активности. Юридическая же норма более консервативна. Так, например, неоправданным являлось ограничение переписки с родственниками, запрет на отпуск за пределы учреждения при хорошем поведении осужденных, запрет на телефонные переговоры с родителями и др. Практика показала, что преодоление данных правоограничений усилило воспитательную ценность права, открыло перспективу в жизнедеятельности осужденных.
Таким образом, взаимное влияние педагогики и права расширяет сферу их положительного воздействия на осужденных и усиливает процесс исправления личности. При совершенствовании норм уголовно-исполнительного права нужны не просто их гуманизация или ужесточение, а создание эффективной системы исправления (М.П. Стурова). Чем в большей степени в условиях исполнения уголовных наказаний жизнь и деятельность осужденных приближается к условиям нормального человеческого общежития, тем более реальным становится достижение цели – исправления осужденных, возвращения в общество лиц, не совершающих преступлений не из-за страха перед наказанием, а в силу соответствующих жизненных установок и позиций.
Воспитательный процесс в исправительных учреждениях проходит в условиях полной или частичной изоляции осужденных от общества, которая определяет его специфику. Действительно, изоляция, вызванная необходимостью социальной защиты общества от преступных элементов, как профилактическое средство весьма противоречива. С одной стороны, она позволяет «вырвать» правонарушителя из привычной для него среды, окружения, оградить от лиц или групп, влияющих на его преступное поведение и деятельность, а с другой – ведет к потере полезных связей с родителями, родственниками, семьей, помещает его в среду, отличающуюся специфической субкультурой, уголовными традициями, асоциальными нормами, ценностями и обычаями. Эта среда оказывает отрицательное влияние на осужденных, создает трудности в процессе исправления их личности. Такое противоречие требует от сотрудников проявления высокого уровня гражданской зрелости и профессионального мастерства.
Осуществляя воспитательный процесс, следует иметь в виду, что условия его эффективности зависят от срока наказания и времени исправления осужденных. Определяя срок наказания, суд учитывает характер и тяжесть преступления, совершенного человеком. При этом могут возникнуть ситуации, когда тяжесть преступления неадекватна степени криминальной и педагогической запущенности личности виновного. Это приводит к тому, что для одних осужденных время и срок наказания могут быть недостаточны для исправления их личности, для других – превышают необходимый временной отрезок.
Таким образом, объективно складываются противоречия между сроком наказания и временными рамками специально организуемого в условиях исполнения наказания процесса исправления. При этом временные рамки для каждого осужденного различны. Если сотрудники не учитывают этой особенности воспитательной работы, эффективность снижается.
Процесс исправления в колонии осуществляется в условиях исполнения наказания, поэтому он воспринимается осужденными в качестве кары. Отрицательное отношение к каре порождает в сознании правонарушителей смысловые и эмоциональные барьеры, которые препятствуют усвоению нравственных и правовых норм общества. Преодоление этих барьеров требует от сотрудников колонии большого профессионального мастерства.
Таким образом, специфические условия отбывания наказания определяют особенности воспитательного процесса в исправительном учреждении.
2. Закономерности воспитательного процесса
Одна из главных задач педагогики – открытие и исследование закономерностей педагогического процесса, которые выполняют логическую функцию в познании, обеспечивая систематизацию научных знаний, превращение их в педагогическую теорию. Изучение закономерностей педагогического процесса необходимо для обеспечения научных основ управления, а также для более глубокого проникновения в сущность воспитания. Изучение исправления осужденных предполагает определение системы закономерностей, вскрывающих его существенные связи и отношения. Эти закономерности являются методологической основой при определении системы принципов, средств, направлений, форм и методов организации педагогического процесса в ИУ. При изучении системы закономерностей и принципов исправления осужденных следует исходить из логики процесса воспитания, определяемого как взаимодействие внешних и внутренних факторов развития личности. Объективные закономерности педагогического процесса реализуются через сознательную деятельность субъекта и объекта воспитания, но это не лишает их объективного характера. Именно с этих позиций следует рассматривать и систему принципов исправления осужденных, в основе которой лежат объективные связи и зависимости, определенные на уровне их субъективного осознания и обусловливающие деятельность воспитателей.По своей сущности исправление – это закономерно развивающийся процесс, в котором специфически проявляются законы и закономерности разного порядка и уровня.
Закон– строго зафиксированные закономерности. Закономерности – это устойчивые соотношения между объектами или явлениями. Чтобы понять сущность явлений и управлять ими, необходимо вскрыть их закономерности.
Закономерности определяются как научные законы только в том случае, когда:
-
четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь; -
исследованы вид, форма и характер этой связи; -
установлены пределы действия (проявления) связи.
Закономерности и законы – главные компоненты научной теории.
Педагогические закономерности характеризуют сущность педагогического процесса, выражают основные тенденции и логику его развития, являются основой научного познания и практической преобразовательной деятельностью в области воспитания, образования, обучения.
Сотрудник исправительного учреждения для реализации воспитательной функции:
1) должен знать:
-
истоки внешних и внутренних, объективных и субъективных противоречий; -
причины и следствия служебно-педагогических ошибок, которые могут спровоцировать противоречия;
2) должен уметь:
-
анализировать и объективно оценивать внутренние и внешние условия, в которых протекает воспитательный процесс; -
находить пути и способы разрешения и устранения противоречий.
Закономерности воспитательного процесса обусловлены закономерностями воспитания как общественного явления, а также закономерностями развития личности. В основе принимаемых воспитательных решений должны лежать знания и опыт, вытекающие из сущности взаимодействия субъекта и объекта воспитания. Познание сущности педагогического процесса, связей и отношений его субъекта и объекта есть познание закономерностей исправления и воспитания осужденных. Этим закономерностям присущи все особенности социальных закономерностей. Они проявляются в целенаправленной сознательной деятельности людей, носят массовый характер, то есть действуют как тенденции, пробивающие себе дорогу через случайности, их невозможно выразить в количественных показателях.
Закономерности позволяют выявить сущность процесса исправления осужденных как целостного явления и его связи с системами высшего порядка, связи и отношения процесса исправления личности, ее развития, взаимоотношения субъекта и объекта педагогического процесса в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Исправление осужденных как подсистема общей системы государственного воспитания также зависит от характера и уровня развития общественных отношений. В связи с этим ясно прослеживается такая закономерность, как обусловленность целей, задач и содержания процесса исправления осужденных совокупностью объективных и субъективных факторов общественной среды.
Различные социально-экономические условия (способ производства материальных благ, политическая система, господствующая идеология, социальная структура общества, духовная культура его членов и др.) обусловливают не только различную организацию пенитенциарных учреждений, но и порождают различные системы пенитенциарного воздействия на осужденных. Указанная закономерность может проявляться как прямо (в виде требований пенитенциарной политики, принятия норм исправительного законодательства), так и опосредованно (через систему комплектования ИУ кадрами, через развитие пенитенциарной практики, повышение общей культуры людей и др.).