ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1851
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
– повышение роли общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества;
– активное включение в воспитательный процесс деятелей культуры и искусства, известных спортсменов, представителей молодежных движений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке;
– содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности, за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы;
– привлечение общественных организаций к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы;
– использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
– развитие благотворительности, попечительства, создание в каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы, а также при исправительных учреждениях попечительских советов.
Общественные объединения способны оказать помощь в педагогической деятельности по всем направлениям воспитательной работы, поскольку они имеют связь с обществом, которое призвано исправить и принять снова освободившихся осужденных.
2. Основные формы участия общественности в исправлении осужденных
За годы участия общественности в деятельности исправительных учреждений сложились разнообразные формы их взаимодействия.
К данным формам относятся:
-
попечительские советы; -
общественные советы; -
родительские комитеты; -
шефство; -
религиозные объединения и др.
Попечительские советы
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1997 г. № 1295 было утверждено Примерное положение о попечительском совете при воспитательных колониях.
Попечительские советы – это добровольные объединения юридических и физических лиц, проявляющих в своей общественной или профессиональной деятельности интерес к местам лишения свободы.
В основном они образуются при воспитательных колониях для помощи в воспитательном процессе. Они укрепляют материально-техническую базу ИУ, решают вопросы социальной защиты осужденных, помогают освобождающимся в трудоустройстве. Задачи совета связываются с координацией шефской работы различных учреждений и учебных заведений, с организацией различных мероприятий воспитательного характера.
В попечительские советы могут входить представители местных органов самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций, представители Российского фонда «Милосердие», Российского детского фонда, общества Красного креста, Всероссийского фонда культуры, центров занятости населения, комиссий по социальной защите и правам человека. При подборе членов попечительских советов следует учитывать их должностное положение, возможность и желание участвовать в работе совета. При этом желательно заранее отметить направления, по которым тот или иной член совета сможет оказать помощь колонии.
В декабре 1999 г. был создан всероссийский попечительский совет УИС. Он содействует проведению культурно-массовых, физкультурно-спортивных мероприятий, оказывает гуманитарную помощь ИУ.
Например, некоммерческий благотворительный фонд «Попечитель» в начале 1998 г. взял под свою опеку Рязанскую ВК. В этом учреждении на средства фонда было заменено сантехническое оборудование. Кроме того, колонии были переданы учебники, художественная литература, одежда, обувь, продукты питания, школьно-письменные принадлежности.
Однако опрос руководителей ВК показал, что только 21,5% из них верят в то, что попечительские советы могут оказать существенную помощь. Проведенный анализ позволяет сказать, что деятельность попечительских советов в основном сводится к оказанию материальной и гуманитарной помощи учреждению в целом либо отдельным осужденным. Это, бесспорно, важная составляющая в работе данных общественных формирований, особенно в настоящее время, но все-таки неосновная. Думается, что наиболее важным направлением в деятельности попечительского совета является участие в организации процесса исправления осужденных, учебно-воспитательной работы с ними, социальной адаптации лиц, освободившихся из ВК. Последнее должно стать приоритетным направлением в его деятельности. Как показывает практика, работа в этом направлении будет идти более успешно, если попечительский совет при ВК возглавит один из руководителей органов исполнительной власти района, города, области. На сегодняшний день есть подобный положительный опыт.
Так, попечительский совет при Бобровской ВК (Воронежская область) возглавляет глава администрации района. Это позволило привлечь к нуждам колонии все необходимые районные силы. Например, районный совет ветеранов (его председатель является участником попечительского совета), выиграв грант в конкурсе Фонда Сороса, полученные материальные средства вложил в укрепление учебно-производственной базы колонии. Это позволило организовать в Бобровской ВК обучение осужденных подростков по специальности автослесаря – одной из самых популярных и престижных среди осужденных. Совместно с комитетом по делам молодежи Бобровского района попечительский совет при ВК подготовил проект «Содействие», который предполагает создание реабилитационного спортивно-оздоровительного центра для воспитанников. Этот проект включен в областную целевую программу «Молодежь», которая начала реализовываться.
Деятельность попечительского совета при ВК рекомендуется организовывать с таким расчетом, чтобы она выходила за рамки учреждения, то есть осуществлялось не только пенитенциарное, но и постпенитенциарное взаимодействие ВК с органами исполнительной власти и общественными объединениями. В этом случае членам попечительского совета предстоит решать и другие важные задачи, а именно: оказывать помощь лицам, освобожденным из ВК, в социальной адаптации, бытовом и трудовом устройстве, информировать о ходе данной работы администрацию ВК, ставить вопросы и решать их совместно с органами исполнительной власти.
Представляется, что в состав попечительских советов при ВК в обязательном порядке должны входить представители территориальных органов управления образованием, органов социальной защиты, опеки и попечительства, территориальных служб занятости населения, органов здравоохранения, потому что среди осужденных много больных и после освобождения с ними тоже должна проводиться соответствующая работа. Естественно, что в попечительских советах должны быть представлены также органы внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних. К сожалению, норм, закрепляющих участие вышеуказанных представителей в работе попечительских советов, пока нет ни в одном нормативно-правовом акте. Нет и единых требований к деятельности этих общественных формирований. Между тем именно они могли бы стать тем связующим звеном между средой места лишения свободы и открытой средой, которое так необходимо для осужденных, особенно несовершеннолетних.
Контроль за деятельностью попечительского совета осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления, на территории которого расположена воспитательная колония.
Общественные советы
Главной задачей общественного совета является контроль за соблюдением прав человека, оказание помощи в данном направлении.
На сегодняшний день свою деятельность осуществляет Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы, а также общественные советы при территориальных органах УИС. Общественным советом при ФСИН России периодически проводятся круглые столы в различных субъектах Российской Федерации, на которых обсуждаются важнейшие вопросы, как-то:
– повышение уровня правовых знаний членов совета;
– организация обмена опытом работы по защите прав осужденных и сотрудников УИС;
– ознакомление общественности через местные и региональные СМИ со всеми сторонами деятельности исправительных учреждений, в том числе с проблемами социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в гражданском обществе.
С целью решения указанных вопросов Общественным советом при ФСИН России организован выпуск информационного бюллетеня «Территория партнерства». Развитие взаимодействия общественных советов как между собой, так и с учреждениями ФСИН России ведет к изменению внутренней сути и идеологии пенитенциарной системы – преобразует ее из уголовно-исполнительной в реабилитационную.
Родительские комитеты
Другим общественным формированием, помимо попечительского совета, работающим с осужденными в ВК и предусмотренным законодательством, является родительский комитет (ст. 142 УИК РФ).
Семья и родственники играют ведущую роль в структуре полезных связей, так же как и представители бывшего учебного коллектива, общественных организаций и др. Социально полезные связи открывают перед юными правонарушителями определенные перспективы, дают им возможность изменять свою жизнь, делают их будущее более определенным и конкретным. Немаловажным направлением в этой работе является осуществление педагогического просвещения семьей неблагополучных подростков (знания о воспитании детей, эмоциональная поддержка и т.д.), помощь в решении проблем опеки и попечительства.
Основная цель создания родительских комитетов – это оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебного процесса и повышении эффективности воспитательного воздействия на осужденных подростков. Многие несовершеннолетние осужденные только в местах лишения свободы начинают понимать, насколько важна для них семья. Семья – это дом, объединяющий людей, где закладываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности. Анализ социально-педагогического влияния на личность показал, что на 40% людей решающее влияние в жизни оказала семья, на 30% – средства массовой информации, на 10% – улица. Остро переживая отрыв от семьи, несовершеннолетние пересматривают свое отношение к родителям и близким родственникам. Это обстоятельство следует использовать в работе с осужденными в ВК.
Родительские комитеты должны создаваться при каждом отряде. Их деятельность регулируется положением, утверждаемым начальником ВК. Родители могут проводить работу с осужденными в разных формах, например: дежурить по графику в выходные и праздничные дни, организовывать воспитательные мероприятия (особенно в летний период, когда в колонии не работает общеобразовательная школа и профессиональное училище), оказывать помощь в ремонте помещений, знакомиться с бытовыми условиями тех лиц, которые готовятся к освобождению из ВК.
В родительский комитет с согласия включаются родители осужденных, содержащихся в воспитательной колонии, лица, их заменяющие, другие близкие родственники.
Следует избирать родителей и иных лиц с учетом их индивидуальных качеств, уровня образования, авторитетности среди воспитанников колонии, способности положительно влиять на подростков, возможностей в оказании другой помощи. Имеет значение также то, есть ли свободное время того или иного лица для работы в родительском комитете (занятость на работе, близость места жительства, места расположения колонии и др.).
Как только подросток попадает в место лишения свободы, целесообразно начинать проведение параллельной работы с его семьей. Это необходимо делать, потому что подросток вернется в семью. Осуществляется данная работа с помощью родительских комитетов, создаваемых при отрядах осужденных ВК.