Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1834

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.

1. История возникновения и развитие науки о воспитании


Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и, по существу, неотделима от развития общества.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе слово «пайдогогос» означает «детоводитель». Так, педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. От этого слова и получила свое название наука о воспитании – педагогика.

Первоначально педагогика развивалась в недрах философии. Колыбелью европейской системы воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель – мыслитель-энциклопедист Демокрит. Он одним из первых сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, сравнивал природу человека и Космоса. Его афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы», «Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу» и др.

Вклад в развитие теории педагогики внесли и другие крупные древнегреческие мыслители. Сократ, например, рассматривал воспитание как восходящий путь интеллектуального и нравственного развития человека и характеризовал воспитание как второе рождение. Он утверждал: «Всякий может стать добрым, приобретая знания и развивая свой интеллект» – и отмечал при этом, что легко познается то, что значимо для познающего. Платон выдвинул идею создания системы государственных школ. Ему принадлежит заслуга осмысления целей и содержания школьного образования. Он писал: «Делать надлежит только то, что само по себе хорошо и поэтому не зависит ни от авторитетов, ни от кажущейся выгоды и ни от какого удовольствия». Аристотель,ставивший духовный труд неизмеримо выше физического, практически во всех основных сочинениях затрагивал вопросы воспитания и обучения. Он, в частности, утверждал: «Характер выражает сущность человека, его черты формируются вместе с опытом. Характер воспитуем».

В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества
, направив воспитание в религиозное русло. В тисках теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. М. Монтень (главный труд – «Опыты») рассматривал человека как самую большую ценность, выступал против схоластики и деспотизма. Ф. Рабле (главный труд – «Гаргантюа и Пантагрюэль») отвергал средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, предрассудки и др.

Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Это было связано с именем великого чешского педагога Я. А. Коменского. Его главный труд – «Великая дидактика», где он впервые в истории образования предложил стройную систему школ. В основе педагогической системы Я.А. Коменского лежит принцип природосообразности воспитания. По его мнению, истинные требования, предъявляемые к человеку, заключаются в том: 1) чтобы он был знающим все вещи; 2) владыкою всех вещей и самого себя; 3) чтобы он себя и все возводил к Богу – источнику всех вещей. Я.А. Коменский был и остается пока единственным педагогом-философом, увидевшим в воспитании подрастающего поколения предпосылку дальнейшего прогресса человечества.

Английский педагог Д. Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В труде «Мысли о воспитании» он излагал взгляды на воспитание джентльмена – человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами. Ж.-Ж. Руссо (главный труд – «Эмиль, или О воспитании») средствами воспитания считал среду, пример и окружение.

Демократические идеи французских просветителей во многом определены творчеством великого швейцарского педагога И.Г. Песталоцци, который считал целью воспитания развитие всех природных сил и способностей человека.

Корни русской народной педагогики уходят в быт древних славян. Древнейшим памятником русской педагогической мысли было «Поучение Владимира Мономаха детям» (примерно 1117 г.). Большой вклад в развитие русской педагогики внес М.В. Ломоносов, создавший ряд учебных книг («Риторика», «Российская грамматика» и др.).

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский

. Основы его педагогической системы – требования демократизации образования и идея народности воспитания. Он особо выделял два фактора воспитательного воздействия на ребенка: семью и личность учителя-воспитателя. К.Д. Ушинский охватил своим творчеством практически все основные аспекты педагогической теории, разработал лучшую для того времени методику начального обучения.

Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе.

Активное участие в творческих изысканиях новой педагогики приняли С.Т. Шацкий, П.П. Блонскийи др. Известность педагогике советского периода принесли работы Н.К. Крупской, освещавшие вопросы организации внеклассной работы, зарождения пионерского движения. А.С. Макаренко выдвинул и опробовал на практике принципы педагогического руководства коллективом, трудового воспитания, сознательной дисциплины. В.А. Сухомлинский исследовал моральные проблемы воспитания молодежи.

В конце 70-х – начале 80-х гг. XX в. на арену общественно-педагогической жизни вышла большая группа педагогов-новаторов: В.Ф. Шаталов (индивидуальный подход, оптимизм), Е.И. Ильин (творческое восприятие учебных предметов), И.П. Волков (различные виды деятельности для развития способностей), В.В. Краевский (рефлексия в научной и педагогической деятельности) и др.

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории


Педагогика – наука о воспитании, об отношениях, возникающих в процессе воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

Объект педагогики – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Педагогическая система – это совокупность взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, образующих устойчивую структуру, которая включает в себя:


  • цель, задачи и результаты функционирования системы;

  • содержание воспитания;

  • средства, формы и методы воспитательного воздействия;

  • субъект и объект воспитания;

  • условия воспитания.

Каждая страна имеет разветвленную систему воспитания, в которую входят:

  • учебные заведения (дошкольные, школьные, средние специальные, высшие);

  • внешкольные и общественные учреждения;

  • трудовые коллективы;

  • неформальные объединения;

  • религиозные объединения;

  • специальные учреждения.

Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Педагогика занимается:

  • изучением сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание;

  • определением целей воспитания;

  • разработкой содержания воспитания;

  • исследованием и разработкой методов воспитания.

Задачи педагогики:

  1. Научное обоснование процесса развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

  2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

  3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

  4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

  5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

  6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога, путей формирования и развития его профессионального мастерства.

  7. Разработка методологических проблем, методик исследования, обобщение, распространение и внедрение опыта обучения и воспитания.


Основные функции педагогики:

1) теоретико-познавательная:


  • усвоение системы знаний науки, основных закономерностей и связей, категориального аппарата, сущности педагогических явлений;

  • анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта;

  • разработка новых педагогических технологий;

  • научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами;

2) прикладная:


  • формирование навыков и умений, необходимых для решения педагогических задач в исправительном процессе;

  • развитие педагогической культуры.

Чтобы понимать язык науки необходимо знать ее категории.

Категория(от греч. kategoria – высказывание, признак) – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности.

Основные категории педагогики:

1.Воспитание (от лат. disciplina – обучение, воспитание) – 1) в широком (социальном) смысле это функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой; 2) в узком (педагогическом) смысле это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; 3) передача общественно-исторического опыта новым поколениям в целях подготовки их к общественной жизни и производственному труду.

2. Обучение – это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, имеющий целью усвоение знаний, навыков, умений, формирование мировоззрения.

3. Образование – это объем систематизированных знаний, навыков, умений, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Это результат обучения и воспитания, отражающий уровень общей подготовки человека, итог усвоения им определенной суммы знаний.

4. Самовоспитание – это процесс работы над собой. Возможности самовоспитания зависят от возраста человека, типа общественных отношений, уровня развития общества, уровня воспитанности человека.