Файл: Нормативные основы организации работы с неуспевающими обучающимися.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Нормативные основы организации работы с неуспевающими обучающимися
Комплекс мероприятий с классом,
Комплекс мероприятий с классом,
Организация работы с неуспевающими обучающимися
Причины и характер неуспеваемости обучающихся и меры ее преодоления
Этапы формирования положительного отношения к учению
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока (таблица 14).
Оказание помощи неуспевающему ученику
Таблица 14
В целом технологическая схема работы со слабоуспевающим учеником представлена в таблице 15.
Таблица 15
Педагогам необходимо планировать индивидуальную коррекционную работу со слабоуспевающими обучающимися. План может включать несколько разделов:
совещание педагогов по выяснению особенностей поведения ребенка в коллективе, на уроках, о возможных трудностях;
консультация школьного психолога о психологических особенностях личности ребенка;
посещение дома обучающегося с целью исследования условий проживания, обучения;
составление плана работы с обучающимся, ежемесячная коррекция;
мониторинг успеваемости обучающегося, посещения школы, поведения;
распределение поручений для обучающегося, контроль выполнения
Оказание помощи неуспевающему ученику
на уроке
Таблица 14
Этапы урока | Виды помощи в учении | |
В процессе актуализации необходимых знаний и умений, контроле усвоения содержания прошлого урока | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. | |
При нового | изучении материала | Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
При организации самостоятельной работы в группе, паре | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, включающей задания с нарастающим уровнем сложности. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных способах выполнения заданий, требованиях к их оформлению. |
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В ходе самостоятельной работы на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление. |
При организации домашней работы | Подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок. Проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки консультации. Даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки обучающегося. |
В целом технологическая схема работы со слабоуспевающим учеником представлена в таблице 15.
Программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
Таблица 15
Вид работы | Когда? | Зачем? | Что? | Как? | |
Работа | на | При выявлении | Для | 1.Создание | 1. Вести карту |
уроке | | стадии развития, | предотвращени | микроклимата в | наблюдения. |
| | на которой | я отставания, | классе. | 2. Работа в |
| | находится | своевременног | 2. | группах, парах. |
| | ученик, | о усвоения | Алгоритмизация | 3.Индивидуаль |
| | определении | предмета. | действий. | ные |
| | зоны его | | 3. Удержание | консультации. |
| | ближайшего | | интереса. | 4. Уроки |
| | развития | | 4.Формирование | коррекции |
| | посредством | | мотивации к | знаний. |
| | регулярного | | обучению. | 5. Опорные |
| | мониторинга, | | 5. | конспекты, |
| | диагностики | | Стимулировани | памятки. |
| | | | е оценкой, | 6. |
| | | | похвалой. | Дидактические |
| | | | | игры. |
Внеурочная | При | Для: | Индивидуально- | 1. | |
деятельность | возникновении | - | личностный | Индивидуальн | |
| затруднений: | предупрежден | подход в работе | ые и групповые | |
| - в изучении | ия | со | консультации. |
| нового | неуспеваемост | слабоуспевающ | 2. Оказание | ||||||
материала; | и; | ими | и | помощи | при | |||||
- выявлении | - ликвидации | неуспевающими | выполнении | |||||||
пробелов в | выявленных | учащимися | домашнего | |||||||
знаниях. | пробелов в | | задания | |||||||
| знаниях; | | (карточки- | |||||||
| - | | инструкции, | |||||||
| формирования | | помощь | |||||||
| мотивации, | | сильных | |||||||
| интереса к | | учеников). | |||||||
| учебе | | 3. Творческие | |||||||
| | | задания. | |||||||
Воспитатель | Регулярно, | Для | Индивидуально- | 1. Вовлечение в | ||||||
ная работа | опираясь на | формирования | личностный | кружки, КТД. | ||||||
| контроль со | личности | подход, | 2. Проведение | ||||||
| стороны | школьника, | создание | тематических | ||||||
| учителей | мотивации, | комфортной | классных часов, | ||||||
| предметников. | интереса к | среды | предметных | ||||||
| | учебе | | недель. | ||||||
| | | | 3. Опора | на | |||||
| | | | хобби. | ||||||
Работа | с | При отставании | Для оказания | Определение | Тематические | |||||
родителями | в учебе, | профессиональ | типа ученика и | родительские | ||||||
| пропусках | но- | причин | собрания. | ||||||
| занятий, | педагогическо | неуспеваемости. | Индивидуальна | ||||||
| невыполнении | й помощи | Формирование | я | и | |||||
| домашних | родителям; | как внутренних, | коррекционная | ||||||
| заданий, | выяснения | так и внешних | работа | с | |||||
| несоответствую | причин | мотивов. | родителями. | ||||||
| щей обстановке | неуспеваемост | Помощь | Совет | ||||||
| в классе, семье. | и; | родителям | в | профилактики. | |||||
| Работа ведется | установления | коррекции | | ||||||
| регулярно. | единых | успеваемости | | ||||||
| | требований. | ребенка. | |
Педагогам необходимо планировать индивидуальную коррекционную работу со слабоуспевающими обучающимися. План может включать несколько разделов:
-
организационные мероприятия:
совещание педагогов по выяснению особенностей поведения ребенка в коллективе, на уроках, о возможных трудностях;
консультация школьного психолога о психологических особенностях личности ребенка;
посещение дома обучающегося с целью исследования условий проживания, обучения;
составление плана работы с обучающимся, ежемесячная коррекция;
мониторинг успеваемости обучающегося, посещения школы, поведения;
-
вовлечение в активную деятельность:
распределение поручений для обучающегося, контроль выполнения