Файл: Нормативные основы организации работы с неуспевающими обучающимися.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока (таблица 14).


Оказание помощи неуспевающему ученику
на уроке


Таблица 14

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе актуализации необходимых знаний и умений, контроле усвоения содержания прошлого урока

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При нового

изучении материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном

обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы в группе, паре

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, включающей задания с нарастающим уровнем сложности.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных способах выполнения

заданий, требованиях к их оформлению.





Этапы урока

Виды помощи в учении

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

При организации домашней работы

Подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок. Проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки консультации.

Даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового.

Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки обучающегося.


В целом технологическая схема работы со слабоуспевающим учеником представлена в таблице 15.


Программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися


Таблица 15

Вид работы

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа

на

При выявлении

Для

1.Создание

1. Вести карту

уроке




стадии развития,

предотвращени

микроклимата в

наблюдения.







на которой

я отставания,

классе.

2. Работа в







находится

своевременног

2.

группах, парах.







ученик,

о усвоения

Алгоритмизация

3.Индивидуаль







определении

предмета.

действий.

ные







зоны его




3. Удержание

консультации.







ближайшего




интереса.

4. Уроки







развития




4.Формирование

коррекции







посредством




мотивации к

знаний.







регулярного




обучению.

5. Опорные







мониторинга,




5.

конспекты,







диагностики




Стимулировани

памятки.













е оценкой,

6.













похвалой.

Дидактические
















игры.

Внеурочная

При

Для:

Индивидуально-

1.

деятельность

возникновении

-

личностный

Индивидуальн




затруднений:

предупрежден

подход в работе

ые и групповые




- в изучении

ия

со

консультации.








нового

неуспеваемост

слабоуспевающ

2. Оказание

материала;

и;

ими

и

помощи

при

- выявлении

- ликвидации

неуспевающими

выполнении

пробелов в

выявленных

учащимися

домашнего

знаниях.

пробелов в




задания




знаниях;




(карточки-




-




инструкции,




формирования




помощь




мотивации,




сильных




интереса к




учеников).




учебе




3. Творческие










задания.

Воспитатель

Регулярно,

Для

Индивидуально-

1. Вовлечение в

ная работа

опираясь на

формирования

личностный

кружки, КТД.




контроль со

личности

подход,

2. Проведение




стороны

школьника,

создание

тематических




учителей

мотивации,

комфортной

классных часов,




предметников.

интереса к

среды

предметных







учебе




недель.













3. Опора

на













хобби.

Работа

с

При отставании

Для оказания

Определение

Тематические

родителями

в учебе,

профессиональ

типа ученика и

родительские




пропусках

но-

причин

собрания.




занятий,

педагогическо

неуспеваемости.

Индивидуальна




невыполнении

й помощи

Формирование

я

и




домашних

родителям;

как внутренних,

коррекционная




заданий,

выяснения

так и внешних

работа

с




несоответствую

причин

мотивов.

родителями.




щей обстановке

неуспеваемост

Помощь

Совет




в классе, семье.

и;

родителям

в

профилактики.




Работа ведется

установления

коррекции







регулярно.

единых

успеваемости










требований.

ребенка.






Педагогам необходимо планировать индивидуальную коррекционную работу со слабоуспевающими обучающимися. План может включать несколько разделов:

  1. организационные мероприятия:

совещание педагогов по выяснению особенностей поведения ребенка в коллективе, на уроках, о возможных трудностях;

консультация школьного психолога о психологических особенностях личности ребенка;

посещение дома обучающегося с целью исследования условий проживания, обучения;

составление плана работы с обучающимся, ежемесячная коррекция;

мониторинг успеваемости обучающегося, посещения школы, поведения;

  1. вовлечение в активную деятельность:

распределение поручений для обучающегося, контроль выполнения