Файл: Сказка как средство развития воображения 25.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы развития воображения детей старшего дошкольного возраста 6

1.1 Сущность понятия воображение 6

1.2 Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте 14

1.3 Сказка как средство развития воображения 25

1.4 Экзотические образы сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского 29

2. Опытно-педагогическая работа по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского 40

2.1 Констатирующий этап 40

2.2. Формирующий этап 53

2.3 Контрольный этап 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71

71

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние творческой культуры. Творческий опыт становится неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, придавая ей эмоциональную окраску, стимулируя творческие способности, активизируя чувствование, понимание прекрасного. Именно эти качества чрезвычайно значимы для культурного человека. С уровнем творческого развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры. Творческая культура - важнейшая составляющая духовного облика личности. От наличия и степени развития её в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, отношение к миру и другим людям. Без развитой способности к творческому чувствованию, сопереживанию человечество вряд ли смогло бы реализовать себя. Однако их формирование
является результатом целенаправленного воздействия, т.е. творческого воспитания.

Литература обладает наибольшим потенциалом для воспитания творческой культуры детей старшего дошкольного возраста. Как искусство слова литература естественно соприкасается и взаимодействует с другими видами искусства - музыкой, театром, кино. По принципу обратной связи, литература помогают полнее и глубже понять тот или иной образ. Акцентирование творческой содержательности занятий литературой заключалось в раскрытии выразительного единства красоты человеческой души и облика, в подчеркивании особенностей внешнего облика героев литературных произведений, позволяющих проводить параллели как с зависимостью внутреннего состояния человека от совершенства, удобства, функциональности его одежды, так и стимулирующих работу дошкольников над нравственным совершенствованием своей души. Значение творческого и художественно-творческого развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в наше время, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования творческой и художественно-творческой культуры личности и создания для этого благоприятных условий.

Проблема формирования творческой культуры личности является предметом исследований в области философии (Ю.А. Борев, А.И.Буров, H.JI. Лейзеров, А.Ф. Лосев, М.С. Каган, В.И. Каниковский, Н.И. Киященко, А.И. Комарова и др.); психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.М.Якобсон и др.); педагогики (Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, А.А Мелик-Пашаев, Л.П. Печко, Е.М.Торшилова, А.И.Сохор, В.А.Сухомлинский, Ю.У.Фохт-Бабушкин, С.Т.Шацкий и др.).

Особый интерес в аспекте формирования творческих способностей, развития художественной культуры и творческого вкуса дошкольников в процессе изучения ими произведений литературы представляют труды Б.Г. Ананьева, С.А. Аничкина, Д.К. Бусурашвили, Н.П. Волкова, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, Л.Г. Коваля, Б.Т. Лихачёва, Б.Ф. Ломова, A.A. Любинской, Б.М. Теплова и др.

Объект исследования: процесс развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:​ экзотические образы сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского как средство развития воображения​ детей старшего дошкольного возраста.



Цель исследования - рассмотреть экзотические образы сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского как средства развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс творческого воспитания будет эффективным, если обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации функционально-содержательной модели развития воображения старших дошкольников средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского.

Задачи исследования:

- рассмотреть теоретические основы развития воображения детей старшего дошкольного возраста;

- провести опытно-педагогическая работа по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, тестирование, естественный эксперимент, анализ статистических данных.

Структура работы включает: введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложений.

1. Теоретические основы развития воображения детей старшего дошкольного возраста

1.1 Сущность понятия воображение



В настоящее время нет единого определения воображения, многие исследователи трактуют его по–разному. В общем виде воображение представляет способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Оно занимает важное место в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра. Воображение, наравне с мышлением, представляет познавательный процесс, в котором опосредованно отражается действительность.

Б.Г. Ананьев трактует воображение как деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые представления, опираясь на образы, сохранившиеся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их. Без воображения не обходится никакая человеческая деятельность: учение, труд, творчество, игра. Их успешность обеспечивает именно воображение. Также воображение сопровождает любой сложный психический процесс [1, c. 13].

Т.В. Калинина предлагает рассматривать воображение в качестве психического процесса, представляющего процесс создания новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Когда человек создает в воображении какой–то образ, этот образ не может представлять нечто абсолютно новое. Это всегда будет чем–то, что он ранее воспринял из окружающего мира. Процесс воображения протекает с опорой на имеющиеся в памяти представления. Это деятельность сознания, в которой происходит гибкое и вариативное изменение и преобразование этих представлений [26, c. 28].

А.А. Люблинская рассматривает воображение в качестве психического познавательного процесса, где отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения. Как опосредующие материалы отражения в данном процессе выступают образы восприятия, представления, памяти. Как и мышление, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта [31, c. 5].

Р.С. Немов воображение трактует как особую форму человеческой психики, обособленную от остальных психических процессов, одновременно с этим находящуюся на промежуточной позиции между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – это одна из форм психического отражения мира [34, c. 19].


Наиболее часто исследователи рассматривают воображение как процесс (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева и другие). Например, М.В. Гамезо и И.А. Домашенко предлагают рассматривать воображение в качестве психического процесса, представляющего создание новых образов (представлений) методом переработки материала восприятий и представлений, имеющихся в предшествующем опыте человека. В отечественной науке воображение трактуется как способность (В.Т. Кудрявцев, Л.С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов).

Главной функцией воображения выступает преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи – во внутренний образ [4, c. 61]. В историческом плане воображение развивается как универсальная способность человека, позволяющая ему адекватно воспринимать все окружающее, как умение видеть всю палитру предметов и их качеств этого мира. По словам автора, без силы воображения человек не смог бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин, не сумел бы запустить в космос ракеты. Он определяет воображение как способность видеть целое раньше его частей.

В зарубежных исследованиях выделяют три главных подхода к происхождению воображения. Представители первого объединяют эволюцию творческих процессов с созреванием определенных структур. Ж. Пиаже говорил о воображении как о временной стадии искаженного отражения реальности. Он считал, что воображение оказывает скорее негативное влияние на ребенка, т.к. может значительно искажать его представления о реальности [5, c. 41].

З. Фрейд утверждал, что творческие процессы основаны на ранних переживаниях детства [6, c. 73]. Творческое воображение позволяет ребенку замещать напряженные ситуации, вызывающие сильные эмоции. Подобного взгляда придерживаются М.В. Вульф, Э. Крис и К. Кюби, которые отмечали, что связь между фантазией и реальной жизнью ребенка отсутствует, а сама фантазия определяется потребностью удовлетворения желаний [7, c. 17].

В русле второго подхода развитие воображения рассматривается как сумма опыта индивида и хода его биологического развития. Представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, Р. Арнхейм) в качестве основы развития воображения представляют способность к визуализации, реализующуюся в процессе разрешения детьми житейских ситуаций и специальных задач, требующих проявления творческого потенциала каждого ребенка. К. Коффка при изучении развития воображения ребенка, проявляющегося в применении заместителей в игре, выявил, что у ребенка изначально есть специфичный мир детских структур поведения, состоящих из отдельных разрозненных действий [8, c. 91].