Файл: Сказка как средство развития воображения 25.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рис. 3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов
Результаты показывают количественный рост уровня творческого воображения у детей экспериментальной группы. Так, количество детей в экспериментальной группе, находящихся на высоком уровне, увеличилось, а низкий уровень уменьшился, то есть дошкольники перешли на более высокую ступень развития.

Проведенная в конце года диагностика показала, что у детей экспериментальной группы сформировалась потребность в изобразительной деятельности, интерес к творческому поиску, значительно выросло внимание, наблюдательность, умение заметить прекрасное, выразить его в речи, практической деятельности. Говоря о качественных изменениях творческого воображения, хочется отметить, что в экспериментальной группе исчезла схематичность изображения, тогда как в контрольной группе в работах детей преобладает схематичность и шаблонность решений. За счет дополнительных занятий по изобразительной деятельности, с использованием художественных нетрадиционных техник рисования, у детей экспериментальной группы в рисунках появились необычные композиции согласно воображаемому сюжету. В рисунках просматривается оригинальность, появился смысловой реализм воображения и умение (способность) видеть целое раньше частей, что характеризует особенности работы творческого воображения, которое является (по Выготскому) психологическим ядром творчества. Дети экспериментальной группы показали способность перейти с воссоздающего воображения на ступень творческого воображения. Творческая деятельность развила чувства детей.

Осуществляя процесс творчества, дети испытывали целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Твор­ческая деятельность способствовала оптимальному и интенсивному развитию высших психических фун­кций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебно-воспитательный процесс, поскольку он на 90% состоит из открытия нового.


Контрольный этап экспериментальной работы также включал обработку полученных эмпирических данных в ходе исследования, сопоставление установленных результатов с поставленной целью, корректировку гипотезы, описание хода и результатов экспериментальной работы. На заключительном этапе экспериментальной работы был проведен последний этап уровней развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского.

Данные таблиц в Приложении 3 показывают, что в экспериментальной группе изменения развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского более значительны, чем в контрольной группе. Анализ результатов наблюдений, интервью, анкетирования и продуктов творческой творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы показал, что увеличение произошло в той или иной степени у каждого участника экспериментальной группы. Это самый важный результат эксперимента. Таким образом, эмпирические данные, полученные в ходе экспериментальной работы, демонстрируют эффективность модели развития воображения средствами экзотических образов сказок Р.Киплинга и К.И.Чуковского.

Итак, обобщив имеющийся психолого-педагогический опыт, мы определили ряд условий для успешного развития творческого воображения старших дошкольников. Названные условия были положены в основу тематических занятий, разработанных на материале художественных нетрадиционных техник рисования, имеющих ту же цель – способствовать развитию творческого воображения дошкольников.

После проведения занятий и комплекса упражнений, направленных на развитие творческого воображения, был проведен контрольный этап, целью которого ставилось выявить эффективность проделанной нами работы, и динамику развития творческого воображения на материале художественных нетрадиционных техник рисования.

Выделенные условия, таким образом, нашли свое подтверждение в опытно-педагогической работе:

  • Во время каждого знакомства с художественными нетрадиционными техниками рисования в процессе восприятия участвовало несколько сенсорных систем: звучало музыкальное сопровождение, были тактильные ощущения, часто присутствовал зрительный ряд, в гости приходили персонажи выдуманных сказок, историй. Это способствовало созданию у детей старшего дошкольного возраста чувственных, ярких, необычных образов.

  • Учитывалась значимость формируемых у дошкольников образов. При выборе художественных нетрадиционных техник рисования мы основывались на интересах данной группы. Дошкольникам больше всего понравились техника кляксография, ниткография своим волшебством и неожиданностью образов.

  • Обращение к субъективному опыту осуществлялось через игровые упражнения.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, проблема развития воображения детей посредством произведений литературы актуальна на данном этапе развития образования. Именно благодаря общественному устройству общества познакомить подрастающее поколение с ценностями художественной культуры и воплотить в себе концепцию восприятия мира и творческие предпочтения, выработанные веками.

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная дея-тельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением почти всех детей. Увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем воображение и способности. Воображение как познавательная способность приходит на помощь то-гда, когда однозначный ответ на вопрос найти трудно. Поэтому продуктивное воображение активно работает в ситуации неопределенности, при решении задач, названных психологами задачами открытого типа. Эти задачи не имеют одного решения, а предполагают несколько вариативных решений.

Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей. Большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. Результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.

Изучение проблем формирования и развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в теории и в практике подтвердило актуальность проведенной опытно-педагогической работы.

Главной особенностью развития воображения детей через произведения литературы в современных условиях является формирование творчески образованного человека.


Кроме того, учебный процесс должен осуществляться по следующим направлениям:

- развитие системы знаний и индивидуальных представлений о характере и значении творческого воспитания дошкольников;

- создание условий для формирования долга и ответственности за настоящее и будущее;

- формирование культуры поведения и деятельности, отвечающей национальным, общественным и государственным интересам.

В процессе творческого воспитания широко распространяются художественные и литературные произведения, музыка, искусство, кино, театр и фольклор. Этот процесс включает в себя участие в искусстве, музыке, литературных работах, организацию лекций, дискуссий, встреч и концертов с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, а также изучение архитектуры города.

В соответствии с решением этих проблем было продемонстрировано, что творческое воспитание детей является насущной и очень сложной проблемой в современных условиях.

Это исследование показало общность, которая обеспечила непрерывность образовательного процесса, подчеркнув, в частности, развитие воображения дошкольников через произведения литературы.

Богатство литературных образов передается с помощью средств выражения, способности дошкольников выбирать правильные слова, а педагога преподают дошкольникам. Развитие художественного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, пространственных представлений и т.д. - это искусство. Педагога, работающие с детьми, не имеют ограничений на плодовитую деятельность, связанную с творческим воспитанием дошкольников в образовательной деятельности.

Выступление литературных и творческих кружков, посещение театров и музеев - это основные виды работ с детьми в области творческого воспитания. Дети с признаками литературного творчества могут развить свои навыки через курсы округа и студии. Занятия в кино также занимают видное место в дошкольной системе детей, а занятия спортом оказывают положительное влияние на творческое воспитание детей. Выявлены и обоснованы педагогические условия реализации функционально-информационной модели, показатели и уровень развития воображения, которые формируются по произведениям литературы детей старшего дошкольного возраста. Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что предложенная функционально-информативная модель может стать основой для