Файл: Пенсии федеральным государственным гражданским служащим.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 2395
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Специфика государственной гражданской службы определена ФЗ №79. Статья 4 указанного закона закрепляет принципы гражданской службы, в том числе принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ. Такое единство базируется на отдельных критериях, включая "соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу РФ".
Правовой статус государственных гражданских служащих как получателей пенсии за выслугу лет определяется в зависимости от вида государственной гражданской службы. Пенсионное обеспечение за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих регулируется ФЗ-166, а государственных гражданских служащих субъектов РФ – законами регионального уровня4.
Разная правовая база не только в рамках двухуровневой государственной гражданской службы, но и федеральной государственной службы определяет существенные различия в пенсионном обеспечении разных категорий государственных гражданских служащих.
В системе пенсионных отношений федеральные государственные гражданские служащие выступают не как единый субъект, а как разноплановый специальный субъект.
Можно выделить четыре основных подгруппы таких субъектов. Критерием дифференциации на различные подгруппы выступают:
1) продолжительность требуемого стажа федеральной государственной гражданской службы;
2) причина увольнения с гражданской службы;
3) замещаемая должность;
4) совокупность условий назначения пенсии за выслугу лет.
С повышением пенсионного возраста приобрел значение и такой критерий, как срок назначения пенсии за выслугу лет:
а) по достижении повышенного пенсионного возраста;
б) по достижении общего пенсионного возраста для назначения страховой пенсии по старости.
Наличие множества юридических фактов для определения права на пенсию за выслугу лет приводит к избыточной концентрации нормативного материала применительно к отдельной категории служащих. Происходит усложнение законодательства, загромождение правовых норм дополнительными отличительными признаками, возникает неоправданная дифференциация условий назначения пенсии на выслугу лет при установлении одного и того же порядка определения размера данного вида пенсии. Можно утверждать, что вторая тенденция, которая характеризует состояние правового регулирования пенсионного обеспечения за выслугу лет, обусловлена не принципом единства, а нарастающей дифференциацией. Вся эта вариативность регулирования имела бы смысл, если бы пенсия за выслугу лет была гарантирована любому государственному гражданскому служащему при соблюдении условий ее назначения. Формально пенсионеры из числа федеральных государственных гражданских служащих имеют право на пенсию за выслугу лет, но большинство из них реально ее не получают. Из законоположений это увидеть сложно, так как истинная суть скрыта за многословными формулировками, витиевато изложенным порядком определения размера пенсии за выслугу лет и дополнительными статьями закона, сводящими фактически саму пенсию к нулю.
Суть механизма в самом общем виде заключается в следующем. Пенсия за выслугу лет, право на которую предоставлено федеральным государственным гражданским служащим, имеет очень большую специфику:
1) она не является обособленной, самостоятельной пенсией, а должна быть установлена к страховой пенсии по старости (или по инвалидности);
2) несамостоятельность (зависимость) пенсии за выслугу лет отражается и в механизме определения ее размера; размер ее может составлять от 45 до 75 процентов среднего заработка, но из полученной суммы вычитается пенсия по старости (инвалидности); только остаток от вычитания и является размером пенсии за выслугу лет;
3) размер заработка, из которого исчисляется пенсия, не соответствует реальной заработной плате; он существенно ограничивается и не может превышать 2,8 оклада;
4) при увеличении размера пенсии по старости (в случае индексации и др.) размер пенсии за выслугу лет уменьшается до полного прекращения ее выплаты.
В итоге пенсионер-госслужащий, имеющий право на пенсию за выслугу лет, которая устанавливается к пенсии по старости (инвалидности), получает только одну пенсию (по старости или по инвалидности).
По результатам обращений государственных гражданских служащих в Конституционный Суд РФ в связи с "исчезновением" их пенсии за выслугу лет, Судом принимаются стандартные решения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению. В этом случае вся аргументация Конституционного Суда о правомерности установления специального правового регулирования в отношении государственных гражданских служащих трансформируется в следующий аргумент: пенсия за выслугу лет – это не основное (гарантированное), а дополнительное социальное обеспечение. Конституционное право на социальное (в том числе пенсионное) обеспечение не нарушается. Такой вывод прямо или косвенно присутствует во многих определениях Конституционного Суда. Из этого можно сделать вывод, что аргументация Конституционного Суда о правомерности установления пенсий за выслугу лет гражданским служащим не имеет под собой объективных оснований.
Ситуация, в которой оказались государственные гражданские служащие, еще раз доказывает, что в пенсионном законодательстве не должно быть каких-либо нормативно закрепленных возможностей искусственного повышения уровня пенсионного обеспечения. Высокие должности, трудовые достижения, иные достоинства должны находить отражение в заработной плате. Что касается пенсионного обеспечения – для всех должно действовать право выбора пенсии, если пенсия может быть назначена по разным основаниям. Для решения других задач в системе социального обеспечения достаточно иных видов денежных выплат. Пенсионная система для этого не предназначена. Не предназначена она и для обеспечения единства функционирования государственной службы. Эта важная составляющая государственного управления должна решать поставленные задачи посредством своих собственных механизмов.
Глава 2. Основные аспекты назначения пенсии федеральным государственным гражданским служащим
2.1 Условия назначения пенсии федеральным государственным гражданским служащим
В современном мире все чаще стали обсуждаться вопросы касательно пенсии. Ведь текущий год весьма богат на изменения. Особенно это касается сферы пенсионного обслуживания. В текущем году было принято большое количество реформ в данной сфере, и нельзя сказать, что все они были хорошо приняты населением.
На сегодняшний день размер пенсии не представляет сумму, на которую можно было бы прожить целый месяц.
Однако ее размер зависит от множества факторов, которые влияют на то, какая сумма будет начисляться вам в будущем.
Также, в зависимости от того, какую должность вы занимали ранее, в дальнейшем повлияет на размер выплат.
Государственным гражданским служащим принято большое количество представленных льгот. Все они напрямую связаны с тем, что при выходе на пенсию им положен целый список дополнительных привилегий. Получение данных привилегий также связаны с выполнением добросовестной и качественной работы и несением службы на занимаемых должностях.
Одними из таки льгот можно отнести государственные надбавки при наличии минимального трудового рабочего стажа, который равен 15 годам службы.
И сумма надбавки напрямую зависит от размера стажа, так как чем больше его размер, тем больше начисляется денежных средств.
Однако при наличии минимального вида стажа, надбавка будет составлять почти половину от ранее имеющейся заработной платы сотрудника.
Вне зависимости от того, какую именно вы занимаете должность или же выполняете работу, если она имеет отношение к государственному ведомству, то вам в любом случае положены определенного вида льготы.
Однако существуют определенные профессии, которым положены немного другие льготы в силу того, что род их деятельности связан с тяжелой работой не только в физическом смысле, но и также психологическом. Стоит также отметить, что имеются определенные сферы деятельности, для которых льготы назначаются в индивидуальном порядке и имеют виды пособий.
А данные пособия существуют двух видов, а именно:
-
Назначение пенсионных выплат при наличии определенного размера выслуги лет. -
Назначение пенсионных выплат при достижении установленного пенсионного возраста.
Что же касается остальных видов госслужащих, которых нельзя отнести к вышеуказанной категории лиц, пенсионные выплаты им назначаются в следующем порядке:
-
Наличие трудового профессионального стажа, который равен как минимум 20 годам службы в государственных структурах. -
Наличие общего рабочего стажа, размер которого составляет от 20 до 25 лет. При этом не важно, где именно вы вели свою трудовую деятельность и в каких структурах, в любом случае он будет засчитываться. -
Уход с рабочего места по причине достижения пенсионного возраста или же собственного желания. -
Для начала давайте разберем что означает термин стаж. Он представляет собой полный период времени, в течение которого гражданин занимал определенную должность и выполнял свои трудовые обязанности. -
Стаж играет самую важную роль при выходе на пенсию, так как именно он может повлиять на ее размер и также на то, когда именно человек может достичь права выхода в отставку. Стаж подразделяется на два вида и может быть общим и специальным. Но для большинства организаций, в том числе и государственных, он исчисляется немного по-другому. -
Под общим стажем подразумевается полный период времени, в течение которого человек выполнял трудовую деятельность. И не играет роли в каком именно месте он трудился и в какой сфере он находился. -
Что же касается специального, то в данном случае учитывается только тот период рабочей деятельности, во время которого человек выполнял работу исключительно в его профессиональной сфере.
А теперь давайте рассмотрим, что входит в трудовой стаж для госслужащих при выходе на пенсию. К нему можно отнести следующее:
-
Рабочий стаж, длительность которого должна составлять не менее 15 лет; -
Заслуженный отпуск, выдаваемый ежегодно для восстановления сил; -
Период времени, проведенный на больничном.
Следует также отметить, что данные требования действительны исключительно для тех организаций, которые требуют от работников наличие специального профессионального стажа при выходе на пенсию. Что же касается общего, то для него более щадящие требования.