Файл: 1. Теоретические положения компромата, заказных материалов, косвенной рекламы в практике современной журналистики 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Может быть большой промежуток времени между появлением идеи о РР и ее реализации в рамках какого-либо проекта.12

Три вида косвенной рекламы. Визуальный – потребители видят логотип в фильме, сериале, на фотографии, в тексте и др.

Вербальный, или звуковой – потребители слышат название, например, в песне или во время телепередачи, музыкальный трек или слоган, которые напрямую ассоциируются с брендом.

Кинестетический (динамический) – брендированный товар используется по прямому назначению, а не является фоном (не просто фигурирует в кадре).

  1. 1   2   3   4

Практический анализ использования компромата, заказных материалов, косвенной рекламы в практике современной журналистики

2.1 Применения компромата в СМИ практический аспект


Из-за журналистской ошибки гражданина России, проживающего в Таиланде, окрестили угонщиком самолетов. Он намерен обратиться в суд. «ВМ» покопалась в новейшей истории и припомнила несколько громких судебных процессов, связанных с явными или не очень явными ошибками в СМИ. Фактчекинг - проверка публикуемой информации - в современной медиасреде порой занимает больше времени, чем ее сбор и написание журналистского текста. Соблазн выдать материал «авось прокатит», усугубляемый гонкой информационных агентств, зачастую приводит к ошибкам. Некоторые безобидные, некоторые смешные. Однако порой из-за некомпетентности сотрудников редакций страдают невинные люди.

Так не повезло гражданину России Павлу Шаповалову, которого отечественные СМИ записали в угонщики самолетов, по ошибке поставив его фотографию в текст про угон самолета Сургут - Москва. К слову, Павел постоянно проживает в Таиланде и о своем «преступлении» узнал, когда в его адрес начали поступать оскорбления и угрозы. Пострадавший намерен подать в суд на СМИ.

В похожую ситуацию попал Бекхан Юсупов, который приехал из Франции в Чечню навестить родных и узнал, что его записали в члены ЛГБТ-движения. Одно из российских изданий опубликовало обращение ЛГБТ-активиста Игоря Кочеткова о преследованиях чеченцев нетрадиционной сексуальной ориентации, которые, по его мнению, имели место. В числе преследуемых, обозначенных Кочетковым, был и Юсупов, который подал заявление в прокуратуру Заводского района Грозного о защите чести и достоинства.

Факт ошибки не всегда однозначен, особенно когда дело касается громких политических процессов. Один только глава «Роснефти» Игорь Сечин имеет за своими плечами опыт как минимум трех серьезных судебных процессов против ведущих российских изданий, предметом которых была опубликованная информация о доходах топ-менеджера, его собственности, финансовых сделках, влиянии в высших кругах власти. Во всех трех случаях суд удовлетворил требования истца.

Порой издания ведутся на хайп вокруг той или иной темы, и обуреваемые желанием попасть в струю, пренебрегают проверкой информации. Причем подвержены этой хайп-лихорадке даже всемирно известные СМИ. Так, журнал Rolling Stone 5 лет назад опубликовал материал об изнасиловании в Университете Вирджинии. Основой для материала стал рассказ пострадавшей. По крайней мере, она таковой представилась. На нестыковки в тексте указали другие СМИ. В этой ситуации нужно отдать должное редакции Rolling Stone: журнал не только отозвал статью, но и заказал независимое расследование методов своей работы Колумбийской школе журналистики. Вся эта история произошла на волне темы насилия в кампусах, муссировавшейся в то время в американских СМИ.

13

В конце января этого года суд общей юрисдикции Еревана удовлетворил иск бывшего президента Армении Роберта Кочаряна. Важное уточнение — Кочарян находится под арестом. Армянское издание летом прошлого года обвинило экс-президента в том, что он распорядился открыть огонь по участникам акции протеста 10-летней давности. Кочарян заявил, что это ложь, и выиграл дело.

Может сложиться впечатление, что современные редакции — это дойные коровы. Подал в суд, выиграл, получил компенсацию. Но эта история работает и в обратную сторону. Так, на журналистку одного из федеральных изданий подала в суд воспитательница детского сада, претензия традиционна — посягательство на честь и достоинство. А суть конфликта в том, что воспитательница, по версии журналистки, заклеивала рот скотчем своему воспитаннику, что подтвердила мать ребенка. При этом нужно отметить, что в тексте не назывались ни номер детского сада, ни имя воспитательницы.Суд признал претензии преподавателя несостоятельными. 14

2.2 Практический анализ заказных материалов в СМИ


Петербургское издание «Фонтанка», называющее себя «независимым» СМИ, может зарабатывать на заказных статьях, информационных атаках и вбросах. Основными двигателями этой цепи предположительно являются генеральный директор «Ажур-медиа» Андрей Константинов, главный редактор Александр Горшков и его заместитель Евгений Вышенков.

На протяжении многих лет деятельность издания сопровождают скандалы, связанные с подозрениями в осуществлении коррупционных схем и размещении заказных публикаций. Используя опыт общения с представителями криминального мира, руководители издания могут прибегать к методам из 90-х для получения выгоды.

Информационный шантаж. Известно, что Евгений Вышенков работал в правоохранительных органах. Позже он отбывал срок за рэкет. Своего тюремного прошлого и полезные связи с прокурорами и ворами в законе журналист не скрывает. Как писали СМИ, сам он называет себя «новым ночным губернатором Санкт-Петербурга», который «решает все вопросы в городе».

С одобрения его однокурсника Андрея Константинова, Вышенков приступил к отработке привычных ему схем в СМИ, сосредоточившись в основном на крупных представителях петербургского бизнеса и строительной отрасли.

Последовательность действий Вышенкова проста и логична. Выбрав объект прессинга, команда «ночного губернатора» начинает активно публиковать негативные материалы о той или иной компании. Спустя некоторое время бизнесменам предлагается проспонсировать издание, и в случае согласия поток публикаций либо прекращается, либо переходит в позитивное поле. В качестве примера можно привести «Балтийскую строительную компанию», против которой «Фонтанка» длительное время вела информационную атаку. С 2006 по 2009 год газета неоднократно писала о фальсификации документов в компании и нарушениях технологий строительства. В 2009-м негативные статьи о БСК просто перестали публиковаться на сайте издания. Один из бывших сотрудников «Фонтанки»,
работавший под руководством Вышенкова, рассказал о так называемых стоп-листах, в один из которых однажды и попала «Балтийская строительная компания». «Они стоп-листы постоянно обновлялись. Деталей, конечно, всех я не знаю, но в целом картинка ясна. Как я понял, это все работало так: если компания или бизнесмен, или чиновник платят указанную сумму, то их заносят в список, и мы либо начинаем писать только положительное о них, либо просто их не упоминаем. Я не уверен, но догадываюсь, что был некий тариф, может быть, ежемесячный платеж или что-то вроде этого, потому что иногда какие-то фирмы попадали в стоп-лист, но через какое-то время их оттуда вычеркивали, и все начиналось по новой», – заявил собеседник издания, пожелавший сохранить анонимность.15

Общение с фирмами, против которых велась дискредитирующая кампания, входило в обязанности руководителя отдела расследований «Фонтанки» Александра Ермакова. Один из сотрудников «Фонтанки», работавший непосредственно с ним, сообщил, что также поступали редкие заказы на снятие или редактирование уже опубликованных материалов.

«Ермаков, если работает по компании, то звонит заранее, и если там идут на контакт, то предлагает замять тему. Если «клиент» новый, то тогда материал снимается с публикации и так и не выходит. А если ранее он был менее сговорчив, и публикации все-таки были, то все оперативно зачищается, весь негатив вычищаем, приводим публикации в нормальный вид. Но это только, если платят», – пояснил собеседник.

Источник также объяснил, что эта схема носит зацикленный характер, так как «Фонтанка» не работает бесплатно и никогда не публикует материалы «просто так». Это касается как негатива, так и позитива. Поэтому, если компания заплатит один раз, то ей придется платить снова, в противном случае критические статьи вновь появятся на сайте.

Главред «Фонтанки» Александр Горшков работает, в свою очередь, по несколько иному направлению. Его «жертвы» находятся в Смольном. Схема реализуется похожим образом, за исключением конечной выгоды.

Имеющий связи в Смольном Горшков получает заказ на определенный комитет или чиновника, который становится объектом нападок в медиа пространстве. Этот заказ главред передает на исполнение Ермакову, который, в свою очередь, выбирает «идейных» сотрудников и сотрудниц
, которые не станут задавать лишних вопросов.

Ссылаясь на якобы надежный источник информации, Ермаков ставит задачу провести расследование и накопать как можно больше негатива. Ничего не подозревающие подчиненные, уверенные, что преследуют благие цели, приступают к работе, и в течение трех-четырех недель издание активно публикует негатив о работе чиновников.

После этого представители издания предлагают «выгодную сделку». За прекращение критических статей или перевод повестки в положительное русло чиновникам, имеющим доступ к различным грантам и премиям, нужно наградить «Фонтанку» или привести крупных рекламодателей. Часто именно их баннерная реклама, например, недвижимости украшает сайт издания.

Заказ на вынос. Одними из более смекалистых журналисток, раскусивших схему, были корреспонденты «Фонтанки» Ксения Клочкова и Мария Карпенко. Над заказными статьями они тесно работали с Вышенковым, что позволило им изучить весь процесс изнутри. Позже в 2017 году они создали телеграм-канал «Ротонда» и стали использовать полученный опыт публикации заказных материалов, не желая делиться с руководством «Фонтанки». В издании они оставались лишь формально, выпуская по несколько статей в месяц для сохранения пресс-карт.

Кроме того, собственный ресурс позволил им найти собственных заказчиков, независимо от «Фонтанки» и других изданий. Еще в 2019 году стало известно, что Клочкова и Карпенко отрабатывают политические заказы спикера Заксобрания Санкт-Петербурга Вячеслава Макарова. Они стали «маленькими винтиками в большой машине» председателя городского парламента, которые выполняют свою работу в тесной кооперации с подконтрольными Макарову депутатами Денисом Четырбоком и Максимом Резником. Также есть информация, что деятельность Клочковой спонсирует местное отделение «Единой России», а финансированием Карпенко занимается фракция «Яблока», руководит которой в ЗакСе еще один близкий Макарову депутат Борис Вишневский. Тогда же в 2019 году Мария Клочкова объявила о своем уходе из «Фонтанки» и некоторое время подрабатывала в издании Znak. Там она выпускала всего по паре статей в месяц, хотя «Ротонду» обновляла регулярно. Это не устроило редакцию.

Практически любой позитивный или негативный материал, опубликованный в издании, носит заказной характер. Негатив может быть организован конкурентом, позитив – самим заказчиком. На все в издании свои расценки, а иногда даже проводятся «акции» и «распродажи» материалов.