Файл: Массовое сознание и общественное мнение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КГЭУ»)

Кафедра философии и медикоммуникаций


Реферат

по дисциплине

«Основы журналистки»

На тему

« Массовое сознание и общественное мнение»

Выполнил: студент(ка) гр.ЗРСО-2-21

Газизова Г.В.

Проверил: к.ф.н., доц. Шакиров А.И.

Казань 2022

Содержание




1. Массовое сознание и 3

способы его формирования 3

2. СМИ и особенности 6

воздействия на массовое сознание 6

Список использованной литературы 10



1. Массовое сознание и

способы его формирования



Современные средства массовой информации полностью контролируют распространение информации, которая определяет наши представления, установки, а в конечном итоге и наше поведение. Намеренно фабрикуя сообщения, искажающие реальную социальную действительность, они, без сомнения, с тем или иным успехом пытаются манипулировать массовым сознанием. Средства массовой информации реализуют возможность влияния на общественное сознание столь интенсивно, что ряд исследователей считает манипулятивное воздействие одной из важнейших функций средств массовой информации.

На формирование массового сознания и общественного мнения в современном мире все больше влияют средства массовой информации. СМИ воздействуют на психологическое состояние людей, их знания, компетенцию, на формирование актуальных тем в обществе.

Существуют различные определения сознания. Сознание-интегративный способ бытия человека, проявляющийся в способности человека осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относится к ним, и делать их предметом практического преобразования. Сознание существует в форме бессознательного, актуального сознания, самосознания, рефлексивного сознания. Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, а так же высший уровень саморегуляции
, присущий только человеку как социальному существу.

Характеристики сознания: Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. Вторая психологическая характеристика сознания - мысленное представление и воображение действительности. Третья психологическая характеристика сознания - способность к коммуникации.

Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного. Есть предположение, что данная структура сознания исчерпала свой потенциал. Понятие значения фиксирует то обстоятельство, что сознание человека образуется не в условиях робинзонады, а внутри определенного культурного пространства.

Таким образом, можно сформулировать понятие «массовое сознание». Массовое сознание - это отражение материального отношения людей друг к другу, которые находятся социальных группах (религия, класс, государство, элита), и к природе в процессе отношения людей к действительности.

Следует отметить, что в основу массового сознания входят знания, полученные как обыденным путем, так и внедренные, перенесенные социальные установки и убеждения. Массовое сознание, выступающее как уровень практического сознания общества, формируется главным образом посредством перенесения духовных значений с уровня специализированного сознания.

В структуре общественного мнения складываются как массовые настроения, эмоции, чувства, так и формализованные оценки и суждения. Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ.

Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ.

Общественное мнение выступает в нескольких функциях: Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к различным политическим системам, государственной власти, какой-либо глобальной общегосударственной или общемировой проблеме.



Общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему и таким образом может заставить институты власти действовать определенным образом в отношении решения экономических, идеологических, политических проблем. Распространению общественного мнения во многом способствует СМИ, распространяя мнения каких-либо людей.

Однако должно пройти немало времени, чтобы через такого рода каналы сформировались как групповые позиции и тем более массовое мнение. Здесь велика роль механизмов психологического внушения.

Способы формирования чаще всего основываются на мнении лидера и выступлениях средств массовой информации. В первом случае вызванные авторитетным лидером позиции оформляют неявно существующие мнения граждан. Люди присоединяются к ним, усиливая тем самым их звучание. В рамках данного способа концентрации общественности вокруг определенных явлений и идей СМИ стремятся избавиться от противоречивости в изображении событий, добиться определенности в понимании происходящего. В этом контексте нередко используются методы подсознательного стимулирования: в поток новостей внедряют упрощенные представления, содержащие стереотипы или стандарты, что автоматически вызывает положительную или отрицательную реакцию общества.

Общественное мнение также формируется в результате действия специальных структур, партий, движений, которые на профессиональном уровне занимаются выработкой и трансляцией определенных оценок от лица общественности.

2. СМИ и особенности

воздействия на массовое сознание



Средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве).

Отличительные черты СМИ - это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье. Благодаря использованию коммуникационных средств возникли три главных подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение. В последнее время к ним присоединились интернет и реклама.


СМИ выполняют информационную функцию, решая задачу распространения сведений и сообщений в обществе и государстве. СМИ влияют на формирование общественного сознания и создание социальных стереотипов.

Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, этические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ, как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения.

Каждая подсистема СМИ выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей. Выделяют пять функций журналистики:

  • Коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

  • Непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики в обществе;

  • Идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

  • Культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека;

  • Рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории; Рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов (установки, побуждение к действию).

Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.

Ранние представления о влиянии СМИ основывались на том, что правительство делает предложения, парламентарии их обсуждают, пресса печатает, а люди обсуждают эти предложения. Так формируется общественное мнение, которое становится известно тем, кто принимал решение, и тем, кто на них оказывал соответствующее влияние.


Современные деятели так же много читают, а среди телевизионных программ предпочитают интеллектуальные передачи, а также комедийные передачи. Именно современные деятели самые активные пользователи Интернета. Представители традиционной среды - самые ярые поклонники телевидения. А консерваторы, например, предпочитают почитать газету или посмотреть какую-нибудь информационную передачу.

Таким образом, можно сделать вывод: если человек смотрит телевизор, читает газету, слушает радио, в его сознании формируется мотив или комбинация мотивов, которые побудили его смотреть, слушать ту или иную передачу, читать ту или иную статью. И с помощью этих мотивов человек в любом случае хочет удовлетворить свои потребности.

СМИ различными способами и, с помощью различных передач и статей могут влиять и формировать по-своему массовое сознание и общественное мнение. Перед СМИ стоит важная задача - совмещение и вместе с тем разграничение массовой и личностной социальной ориентации. Речь идет о выборе, интересной для всех информации. Здесь имеется в виду социальная ориентация оценочной информации, оказывающей сильное воздействие на общество.

Основными методами формирования в массовом сознании являются убеждение и внушение. Убеждение - метод воздействия на сознание через обращение к ее собственному критическому суждению. Убеждением главным образом достигается усиление раннее созданных установок. В целях убеждения средства массовой информации осуществляют самостоятельный отбор и формирование распространяемых в обществе сведений. Существует ряд и других приемов воздействия на массовое сознание при помощи СМИ. Например, такой вид влияния как агитация. Агитация как коммуникативное воздействие, посредством которого осуществляется однозначный призыв к действию. Пропаганда как метод коммуникативного воздействия представляет собой распространение знаний, формирующих фундаментальные основы мировоззрения с точки зрения действующих политических субъектов. Контрпропаганда - информационное воздействие, направленное на снижение значения ценностей, пропагандируемых с позиции идеологий, чуждых господствующим.

Таким образом, в процессе манипуляции СМИ активно используются социальные стереотипы, человеческие потребности, социальные мифы, цвет и форму. В действительности же средства массовой информации, прежде всего, влияют на эмоции человека.