Файл: Практикум для академического бакалавриата под общ ред. А. З. Бобылевой. М. Издательство Юрайт, 2016. 639 с.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Антикризисное управление

Цель дисциплины

Литература:

Арутюнов Ю.А. Антикризисное управление. Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 416 с.

Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Каркавин М.В. Антикризисное управление. Учебное пособие. М.: КноРус, 2016. – 504 с.

Антикризисное управление: механизм государства, технологии бизнеса: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. А.З. Бобылевой. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 639 с.

Основные направления лекции

Что такое кризис?

Какое управление можно считать антикризисным?

Что такое кризис?

Кризис как цикличное явление

Фазы экономического цикла

Кризис как этап жизненного цикла организации

Жизненный цикл организации по И. Адизесу

Кризис как организационные патологии

Виды организационных патологий

Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии

Роль кризисов

Тенденции существования социально-экономических систем

Функционирование

Развитие

Состояние экономической системы

Факторы, симптомы, причины

Распознавание кризисов

Обнаружение его симптомов, факторов и причин, установление его принадлежности к одной из групп, определение его свойств и характера.

Чаще всего кризису предшествует появление определенных признаков, служащих предупреждением для специалистов и менеджеров организации:

Виды кризисов

Виды кризисов в социально-экономической системе:

Стадии развития кризиса

Механизмы предотвращения кризисов

Все механизмы предотвращения кризиса по степени их важности и в зависимости от требуемой срочности их проведения можно объединить в три группы:

Примеры механизмов предотвращения кризисов

Виды анализа, используемые для определения причин кризиса (1)

Виды анализа, используемые для определения причин кризиса (2)

Виды анализа, используемые для определения причин кризиса (3)

Кризисное состояние на предприятии может возникнуть по следующим причинам:

Обнаружение признаков кризисного развития предприятия и предварительная оценка масштабов кризиса

1. Определение объектов наблюдения кризисного поля.

2. Формирование системы индикаторов (показателей) для каждого из объектов наблюдения кризисного поля.

3. Анализ отдельных сторон кризисного финансового развития предприятия, осуществляемый стандартными методами.

Характеристика финансового кризиса предприятия

Антикризисное управление

В широком понимании

В узком понимании

Антикризисное управление

Определение

Антикризисное управление и банкротство

Предмет антикризисного управления

Предметом антикризисного управления как теоретической дисциплины является система отношений, возникающая по поводу экономического кризиса.

Она изучает:

Основные постулаты методики антикризисного управления

Резюме

Антикризисное управление

Цель дисциплины


Изучить инструменты диагностики кризисов и технологию преодоления кризисных явлений на предприятии и дать представление об основных подходах к антикризисному управлению в условиях современной экономики.
Особое внимание уделить организационно-правовым и финансово-экономическим аспектам действия механизма антикризисного управления банкротством предприятий.

Литература:


Базовый учебник

Арутюнов Ю.А. Антикризисное управление. Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 416 с.

Дополнительная литература

Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Каркавин М.В. Антикризисное управление. Учебное пособие. М.: КноРус, 2016. – 504 с.

Антикризисное управление: механизм государства, технологии бизнеса: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. А.З. Бобылевой. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 639 с.


Основные направления лекции

Что такое кризис?

Какое управление можно считать антикризисным?


Причины возникновения кризисов и их роль в социально- экономическом развитии. Разновидности кризисов.
Особенности и виды экономических кризисов.


Потребность и необходимость в антикризисном управлении.
Стратегия и тактика антикризисного управления.

Что такое кризис?


Кри́зис (др.-греч. κρίσις – решение; поворотный пункт) — резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переломное состояние (Словарь С.И. Ожегова, Советский энциклопедический словарь), при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации (Википедия).

Кризис как цикличное явление


Циклы Н.Д. Кондратьева (1892—1938). Их основной причиной являются радикальные изменения в технологической базе производства, перестройка его структуры. Продолжительность таких циклов 40—60 лет. Согласно Кондратьеву, большие циклы состоят из двух волн — повышательной или понижательной .

Циклы К. Жугляра. Основой таких циклов считаются взаимодействия многообразных денежно-кредитных факторов. Их периодичность — 7—11 лет.
Циклы Дж. Китчина. Имеют продолжительность три—пять лет. Такая короткая цикличность отражает динамику относительной величины товарно-материальных ценностей на производственных предприятиях, т.е. в основу их положен средний производственный цикл промышленной фирмы с учетом научн-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), подготовки производства;
Циклы С. Кузнеца. Их движущей силой являются сдвиги в воспроизводственной структуре производства. Продолжительность таких циклов около 20 лет.

Фазы экономического цикла

Кризис как этап жизненного цикла организации


создание

Время

рост

зрелость

спад

Состояние организации

Жизненный цикл организации по И. Адизесу

Кризис как организационные патологии


отклонение процессов, протекающих в организации и результатов её деятельности от существующей нормы сбой в протекании процессов, дисфункция элементов и недостижение организацией заданных целей

Виды организационных патологий


Господство структуры над функцией
Бюрократия
Автаркия подразделений
Конфликты
Неуправляемость
Преобладание личных отношений над служебными.
Разрыв между идеями и их реализацией
Клика
Двойное руководство

Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии


Причины возникновения кризисов

Внешние (воздействие макроэкономических факторов)

Внутренние (несовершенство внутреннего управления)

Причины возникновения кризисов

Объективные (циклические потребности реструктуризации)

Субъективные (ошибки внутреннего управления)

Роль кризисов


Эффект домино
Эффект бабочки

Тенденции существования социально-экономических систем

Функционирование

Развитие


Это поддержание жизнедеятельности организации, сохранение ее целостности, качественной определенности, сущностных характеристик.
Функционирование организации предполагает обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. Функционирование организации возможно лишь при определенном соответствии этих факторов производства, результат должен отвечать интересам и потребностям человека




Это приобретение организацией нового качества, укрепляющего ее жизнестойкость в условиях изменяющейся внешней среды.
Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и человеке. Критерием этих изменений является повышение производительности труда, возникновение новой технологии, повышение эффективности производства.

Состояние экономической системы


1) устойчивое (все элементы функционируют в стабильном режиме);
2) квазиустойчивое (решающая часть элементов находится в стабильном режиме; их может быть немного, но они должны образовывать базовую совокупность ядра системы);
3) неустойчивое (в нестабильном состоянии находится такая часть элементов, которая способна вывести систему из равновесного функционирования и подвести к изменению ее качества)

Факторы, симптомы, причины


Фактор кризиса — это событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.
Симптом кризиса — это внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса. Симптомы проявляются в показателях и тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации.
Причины кризиса — источники его возникновения, события или явления, вследствие которых он наступил

Распознавание кризисов

Обнаружение его симптомов, факторов и причин, установление его принадлежности к одной из групп, определение его свойств и характера.

Чаще всего кризису предшествует появление определенных признаков, служащих предупреждением для специалистов и менеджеров организации:


угроза целям и ценностям;
сокращение времени на реакцию;
необходимость неотложности, срочности действий;
помехи в эффективном осуществлении производственного процесса, продвижении продукции к потребителю.

Виды кризисов


стратегический (кризис стратегий), при котором потенциал организации оказывается подорванным либо разрушенным и нет возможности создать новый;

кризис результатов (оперативный кризис), когда организация несет убытки и движется к ситуации дефицита баланса;
кризис ликвидности, когда растущие убытки грозят потерей платежеспособности.

Виды кризисов в социально-экономической системе:


Экономические кризисы — острые противоречия в экономическом состоянии организации
Социальные кризисы — это столкновение интересов и обострение противоречий социальных групп
Организационные кризисы — кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений.
Психологические кризисы — кризисы в социально-психологическом климате всего коллектива организации или отдельной ее группы
Технологический кризис — кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях
Экологический кризис как кризисов взаимоотношения человека с природой, вызванных деятельностью человека

Стадии развития кризиса


ранняя, характеризующаяся отдельными проявлениями неэффективности в производстве, сбыте (рост товарно-материальных запасов, снижение темпов роста продаж, проблемы с качеством продукции и т.д.);
промежуточная — нехватка оборотных средств, приостановка поставок в кредит, задержки в выдаче заработной платы;
поздняя, при которой предприятие находится в состоянии хаоса, нарушаются график производства, кредиторы требуют изменения условий кредита, а поставщики — предоплаты.

Механизмы предотвращения кризисов

Все механизмы предотвращения кризиса по степени их важности и в зависимости от требуемой срочности их проведения можно объединить в три группы:


1) косметические;
2) экстренные;
3) чрезвычайные.

Примеры механизмов предотвращения кризисов


инновационное реформирование, т.е. повышение восприимчивости деятельности предприятия к использованию инноваций и привлечение инвестиций под прибыльные проекты;
умелое проведение стратегического и финансового менеджмента;
факторинг;
лизинг;
прекращение убыточных видов деятельности;

создание эффективной системы управления предприятием;
внедрение прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использование вторичного сырья;
непрерывное обучение руководящего состава предприятия;
И др.

Виды анализа, используемые для определения причин кризиса (1)


Исторический.
Начинать поиск «корня всех бед» на фирме необходимо с изучения динамики изменения основных (наиболее значимых) показателей деятельности по периодам. Именно такой анализ позволит установить тот момент, когда впервые возникли (или начали себя проявлять) отрицательные факторы. После того как «переломный» момент в безоблачной финансовой жизни компании обнаружен, следует выяснить, что же такого необычного произошло в этот период времени.

Виды анализа, используемые для определения причин кризиса (2)


Структурный. Валовой финансовый результат компании — некоторая сумма финансовых результатов от различных видов деятельности, различных подразделений, товарных групп и так далее (так называемые центры рентабельности). Иногда для того чтобы максимально сузить поле поиска влияния отрицательных явлений, следует разобраться, какие именно структурные элементы, формирующие финансовые результаты компании, оказались под негативным воздействием.

Виды анализа, используемые для определения причин кризиса (3)


Классификация факторов.

Кризисное состояние на предприятии может возникнуть по следующим причинам:

злоупотребления со стороны менеджеров или персонала;
изменение рыночных условий;
давление конкурентов;
деятельность проверяющих или контролирующих государственных органов;
введение новых законов или других нормативных актов, включая международные соглашения;
изменения в политической ситуации (перераспределение власти);
стихийные бедствия и т.д.

Обнаружение признаков кризисного развития предприятия и предварительная оценка масштабов кризиса

1. Определение объектов наблюдения кризисного поля.

2. Формирование системы индикаторов (показателей) для каждого из объектов наблюдения кризисного поля.