Файл: Коррупция как феномен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Среди российских ученых – как экономистов, так и социологов, занимающихся проблемами теневой экономики – следует отметить Ю. Латова, Р. Рывкину, В. Радаева. Круг явлений, которые могут быть охвачены понятием «теневые экономические отношения в сфере высшего образования» выглядит следующим образом: поступление в вузы на бюджетные места с использованием социального капитала: через друзей, знакомых, родственников, что подразумевает ответное предоставление каких-либо благ или услуг; поступление в вуз, используя «дорогие» занятия с репетитором (латентная форма взятки); поступление посредством прямой взятки; получение зачета, экзамена, учебной практики за деньги (сувенир, подарок); покупка реферата, курсовой работы, дипломной работы; репетиторство преподавателей того вуза, где учатся студенты, как скрытая форма получения взятки.

Проявления теневых экономических отношений в вузах можно рассматривать с позиции теории рационального выбора. Действительно авторы ТЭО (студенты и их родители) действуют рационально и преднамеренно. Сложно себе представить человека, пытающегося оказать влияние на приемную комиссию в вуз, не понимая того, что он делает, или просто находясь под не рефлексируемым воздействием социальных норм. Осознавая возможные выгоды от поступления в вуз, авторы также оценивают и издержки. Издержки могут иметь как стоимостное денежное выражение (услуги, подарки), так и социальное – осуждение со стороны других людей, возможность провала «подкупа» с вытекающими последствиями. Отношения к явлениям теневым экономическим отношениям – как при поступлении, так и в процессе учебы, – достаточный индикатор «затратности» социальных издержек, связанных с нарушением социальных норм. Предполагается, что в ряде случаев поступления в вузы за взятку и будет являться социальной нормой, запечатленной в общественном сознании.

Довольно интересно действует принцип субоптимальности теории рационального выбора. Осознавая, что другие абитуриенты могут находиться в неравных условиях конкурсного отбора (иметь преимущество за счет взятки), авторы также стараются повлиять на поступление посредством взятки. Данный принцип как раз и зафиксирован в обыденном утверждении о том, что «в вуз поступают только за взятки или по блату». Основная «аномалия» теневых экономических отношений при поступлении в вуз лежит на поверхности противоречий в самой теории рационального выбора. Выглядя «рационально» на микроуровне, подобные действия на макроуровне не всегда являются разумными. Издержки для общества очевидны: отнюдь не все одаренные дети имеют шанс поступить в вузы.


Сумма взяток при поступлении или в процессе учебы обусловлена не просто рыночным спросом и предложением, а учетом выигранного времени и сил, которые могут быть затрачены на самостоятельное прохождение данных испытаний. Среди студентов ходят списки, кто из преподавателей, сколько просит за тот или иной экзамен или отметку: взятки берутся в деньгах, подарках, но также и в "услугах" – вплоть до сексуальных. Уровень коррумпированности растет вместе с престижем соответствующего вуза: например, поступление в знаменитый Московский государственный университет им. Ломоносова может стоить несколько десятков тысяч рублей. Высшее образование все более становиться инструментальной ценностью, и фраза «время – деньги» приобретает прямой смысл.

Ответ на вопрос о том, почему студенты (чаще их родители) идут на серьезные материальные затраты при поступлении очевиден: высшее образование – это благо, ценность, которая может быть не только выражена в скупых коэффициентах большего дохода после окончания вуза. Важность социального капитала, его ценность, ради чего авторы стремятся получить высшее образование, – не вызывают сомнений.

Теневые экономические отношения в процессе учебы (взятки за зачеты и экзамены, покупка курсовых и дипломных работ) также могут быть проинтерпретированы в терминах формальных и неформальных, материальных и нематериальных ограничений. Осознанный выбор вступления в теневые экономические отношения, который совершает студент, преодолевая препятствия по ходу учебы, может трактоваться как успешный способ достижения цели, а не вынужденная мера, которая спровоцирована «голодным преподавателем».

Несомненно, одним из ключевых аспектов борьбы с коррупцией является ужесточение внешнего контроля. На данный момент действующий порядок разграничения полномочий в сфере образования не позволяет обеспечить должный надзор за деятельностью вузов.

Противодействие коррупции должно осуществляться при непосредственном участии граждан и общественных организаций. На уровне вузов открытость государственного управления возможна благодаря функционированию наблюдательных советов. Самостоятельным механизмом государственно-общественного управления может стать публичная отчетность.

Кроме того, к числу определяющих мер по предупреждению коррупции в высших учебных заведениях относятся такие меры неправового характера, как увеличение финансирования образовательных учреждений и повышение заработной платы работникам образования.



Одним из условий результативного противодействия коррупции в сфере образования является наличие мероприятий антикоррупционной направленности на уровне учебного заведения. Сведения о реализуемой в университете антикоррупционной политике рекомендуется закреплять в планах и концепциях на определенный период временив форме локальных нормативных актов, что обеспечит обязательность их выполнения на всех уровнях вузовской структуры. К числу основных составляющих антикоррупционной программы можно отнести три взаимосвязанных блока:

1. Организационно-управленческая деятельность:

  • разработка плана мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений в учебном заведении на следующий год;

  • принятие «Кодекса корпоративной этики», ознакомление с ним педагогов;

  • внесение дополнительных условий в трудовые договоры работников образования (соглашение о соблюдении требований антикоррупционной политики университета).

2. Совершенствование учебно-педагогического процесса:

  • прием экзаменов в учебных заведениях в присутствии независимого преподавателя, который не проводит занятия в группе;

  • возможность доступа к экзаменационным работам. После проведения экзамена в письменной форме заведующий кафедрой может проверить результаты работы.

  • использование компьютерного тестирования. В этом случае прием экзамена становится автоматизированным, а процесс выставления оценки прозрачным;

  • сдача академических задолженностей строго по графику, разработанному деканатом факультета и кафедрами;

  • антикоррупционное воспитание студентов за счет включения специализированной дисциплины в учебный процесс.

3. Привлечение студенчества и сотрудников к мероприятиям антикоррупционной направленности:

  • ознакомление студентов с антикоррупционной политикой университета, правилами внутреннего распорядка, положениями и другими нормативными документами, регулирующими деятельность учебного заведения и организацию учебно-воспитательного процесса;

  • информирование студентов о способах подачи сообщений по факту коррупционных нарушений (открытая электронная почта ректора, телефоны доверия МВД);

  • проведение социологического исследования среди студентов для антикоррупционного мониторинга.

При этом должен соблюдаться комплексный подход к регулированию общественных отношений, направленных на противодействие коррупции во всех сферах жизнедеятельности общества.


В заключении отметим, что получены первые результаты исследования, которые позволяют сделать некоторые выводы. Большинство респондентов «слышали» о случаях недобросовестного поступления в вуз (98%), лишь немногие (16%) указывают, что поступали несамостоятельно, с «поддержкой». Видимо, слухи о тотальной коррумпированности сферы высшего образования сильно преувеличены. Реальную вовлеченность студентов в теневые экономические отношения в процессе учебы оценивать достаточно сложно – многие утверждают, что сами не вступали в «теневые» отношения, хотя большинство полагают, что такие отношения, весьма распространены в области образования в целом. Ситуация с коррупцией в вузах отражает ситуацию в стране – ведь большинство студентов воспринимает это явление как данность. Налицо некая деформация общественного сознания, отражающая тот факт, что правовое поле зачастую не совпадает с жизненными практиками.


Заключение


После изучения нами данной проблематики, хотелось бы теперь внимание методам борьбы с коррупцией. Если взятки при поступлении или в процессе учебы есть издержки, которые в сформированной социальной несут авторы, то реализация альтернативного «обычного» пути поступления в вуз может быть достигнута через создание условий, делающих выбор теневых экономических отношений для взаимодействующих сторон менее интересными. Сюда могут быть отнесены и открытие ранее недоступных возможностей получения высшего образования (системы платного высшего образования); и внешний контроль качества преподавания, оценка независимыми экспертами реально полученных студентами знаний, умений и навыков; и возникновение конкурентной среды на рынке труда среди специалистов, когда получение работы и уровень дохода работника будут реально зависеть не от наличия диплома о высшем образовании как такового, а от его реальной квалификации. В российской же действительности основное внимание уделяется закрытию теневых каналов поступления (введение единого государственного экзамена), а также ужесточению и неотвратимости наказания за противоправные действия такого рода. Косвенно определенным моментом сдерживания в распространении теневых экономических отношений в вузах служат сами взятки, точнее их размеры – далеко не все могут себе позволить издержки в несколько тысяч или даже в десятки тысяч рублей за поступление в элитарный вуз Москвы.

Задача декриминализации может быть решена в рамках широкой целевой программы, которая должна включать наиболее важные первоочередные мероприятия. Среди них следует выделить следующие:


  • Усиление роли государства, как гаранта национальной безопасности, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

  • Введение обязательной экономико-правовой, криминологической экспертизы проектов законов, указов и подзаконных актов, имеющих отношение к осуществлению экономической реформы;

  • Укрепление и усиление позиций судебной власти, которая должна обладать реальными, эффективными механизмами обеспечения своих решений;

  • Укрепление системы правоохранительных органов путем их статуса и восстановления кадрового аппарата.

Таким образом, можно сделать вывод, что многие знают, как бороться с коррупцией и взяточничеством, в том числе и чиновники, но мало кто действительно хочет уничтожить такое социальное явление как коррупция.

Надеюсь, что в дальнейшем мною будет проведена работа, которая будет посвящена проблеме коррупции в учебных заведениях Москвы и Московской области.

Список использованной литературы


Аксенов И.А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России. // Юрист, 1999, №10. с. 20-24.

Большой юридический словарь / Под редакцией А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крупских. М.: ИНФРА-М, 1999. –VI, 790 с.

Граждан В. Коррупция: одолеют ли ее россияне? // Власть 2004, №2, с. 4-15

Григорьева Т.В., Пазовский А.И. Под сенью коррупции. // ЭКО 2000, №2. с. 153-184

Ирина Рогожина. Доходное дело. // Новое поколение №9 от 04.02.2005. http: www.transparencykazahstan

И.О. Шевченко, А.А. Гаврилов. О теневых экономических отношениях в сфере высшего образования.// Социологические исследования, 2005 №7, с. 120.

Лунев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы.// Государство и право 2004, №4. с. 99-111.

Молодые юристы против коррупции. http:www.rels.obninsk

Римский В.Л. Бюрократия, клиентизм и коррупция в России.// Общественные науки и современность 2004, №6. с. 68-84

Саратов Г.А. Коррупционные отношения: агентская модель и смежные подходы. // Общественные науки и современность 2004, №2. с. 60-71

Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1998 – 768 с.

И.О. Шевченко, А.А. Гаврилов. О теневых экономических отношениях в сфере высшего образования.// Социологические исследования, 2005 №7, с. 120.

Юридический энциклопедический словарь. / Гл. ред. О.Е. Кутафин. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002, с. 559.