Файл: Программа для подготовки к вступительным испытаниям по образовательным программам бакалавриата и специалитета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Речевые (стилистические) ошибкиэто нарушение правил употребления в речи лексических единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций.

В отличие от грамматической ошибки, нарушающей структуру языковой единицы, речевой недочет связан с неудачным употреблением правильно образованных слов или предложений. Эта ошибка функциональная (в употреблении), а не структурная (в образовании).

Типичные речевые ошибки весьма разнообразны:

  • нарушение лексической сочетаемости слов;

  • употребление в одном стиле речи слов, фразеологизмов, предложений, используемых преимущественно в другом стиле речи;

  • повторение одного и того же слова, однокоренных слов (тавтология);

  • неудачное употребление личных и указательных местоимений;

  • неудачный порядок слов.



3.5. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ


  1. Орфографические ошибки. Наиболее часты затруднения при написании следующих орфограмм: безударные гласные в корне слова, корни с чередующимися гласными, правописание Ё-О после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях слов различной частеречной принадлежности, гласные после Ц, правописание согласных в корне, слова с двойными согласными, правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-, правописание суффиксов существительных и прилагательных, правописание Н и НН в разных частях речи, слитное, раздельное, дефисное написание местоимений, наречий, предлогов, безударные личные окончания глаголов, мягкий знак в глагольных формах, правописание союзов в отличие от созвучных им сочетаний, правописание НЕ с различными частями речи, различение НЕ и НИ, правописание сложных слов.

  2. Пунктуационные ошибки. Это относится чаще всего к следующим пунктограммам: тире между подлежащим и сказуемым, запятая между однородными членами, соединенными и не соединенными союзами, двоеточие и тире при однородных членах, обособление второстепенных членов предложения (определений, приложений, обстоятельств и дополнений), пунктуация при уточняющих членах предложения, пунктуация при вводных и вставных конструкциях, запятая перед союзом КАК, запятая перед союзом И в простом и сложном предложениях, запятая в сложносочиненном предложении, запятая в сложноподчиненном предложении; двоеточие, тире, запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении, пунктуация при прямой и косвенной речи и при цитировании.

При оценке изложения исправляются, но не учитываются ошибки в переносе слов, в передаче авторской пунктуации, а также описки, искажающие звуковой облик слова (“
рапотает” вместо “работает” и подоб.).

Учитывается повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка встречается в одном и том же слове, то она считается однотипной. Однотипными также являются пунктуационные ошибки на одно правило. При наличии однотипных ошибок первые три однотипные ошибки считаются за одну, а каждая последующая ошибка того же типа рассматривается как отдельная.

Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 и более ошибки, то они считаются за одну. Если в одном слове допущены проверяемые ошибки на разные правила, то они считаются отдельно.

  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Войлова К.А., Паршина В.В., Тихонова В.В. Сборник диктантов по русскому языку: Учебное пособие для поступающих в вузы. Москва, «Высшая школа», 1995 г. и сл.

  2. Говорите и пишите по-русски правильно. Розенталь Д.Э. М.: Айрис-Пресс, 2007. - 256 с.

  3. Грамотность за 12 занятий. Русский язык. Фролова Т.Я. Симферополь: 2005. - 64 с.

  4. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. Москва, «Просвещение», 2005 г. и сл.

  5. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. Москва, МГУ, 2003 г. и сл.

  6. Русский язык. Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля. Багрянцева В.А. и др. / В.А. Багрянцева; Отв. ред. И.В. Галактионова, Е.И. Литневская. — 2-е изд. — М.: Изд-во Московского университета, 2006. — 506 с.

  7. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. Борисоглебская Э.И., Гурченкова В.П. и др. 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: 1996. - 445 с.

  8. Русский язык: Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. Шклярова Т.В. 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Грамотей, 2004. - 368 с.

  9. Самый полный курс русского языка : учеб. пособие / Н. В. Адамчик. - Минск : Харвест, 2007. - 845 с.

  10. Словарь трудностей русского языка. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 832 с.


5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Изложение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки абитуриентов.

Содержание изложения оценивается по следующим критериям:

– соответствие работы абитуриента теме и основной мысли;

– полнота раскрытия темы;

– правильность фактического материала;

– последовательность и логичность изложения.

При оценке речевого оформления изложения учитывается разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительности речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов. При наличии 3 и более стилистических и речевых недочетов оценка снижается.



Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных ошибок.
Отметка “80-100” ставится, если

– содержание работы полностью соответствует теме;

– отсутствуют фактические ошибки;

– содержание излагается последовательно;

– работа отличается богатством словаря, разнообразием использованных синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

– достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка. Отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки.
Отметка “60-79” ставится, если:

– содержание работы в основном соответствует теме (отклонения от темы незначительны);

– имеются единичные фактические неточности;

– имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

– лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

– стиль работы отличается единством.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 2-3 речевых и стилистических недочетов, 2 грамматических ошибок. Орфографическое и пунктуационное оформление соответствует отметке “60-79”.
Отметка “40-59” ставится, если:

– в работе имеются существенные отклонения от темы;

– работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности;

– допущены нарушения в последовательности изложения;

– беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

– стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе имеется не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок. Орфографическое и пунктуационное оформление соответствует отметке “40-59”.
Отметка “ниже 40” ставится, если:

– содержание работы не соответствует теме;

– допущено много фактических неточностей;

– нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними;

– крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями, часты случаи неправильного словоупотребления;

– нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.

Орфографическое и пунктуационное оформление соответствует отметке “ниже 40 баллов”.


Примитивная по языку и содержанию работа также не может быть оценена положительно. Экзаменационная письменная работа оценивается в равной мере и по грамотности, и по содержанию.