Файл: Программа для подготовки к вступительным испытаниям по образовательным программам бакалавриата и специалитета.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
(НИУ «БелГУ»)
Кафедра русского языка и русской литературы
ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА И СПЕЦИАЛИТЕТА
«Русский язык»
Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования и Правилами приема в Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».
Содержание
| | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа вступительного испытания по русскому языку в
НИУ «БелГУ» подготовлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования и Правилами приема в Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».
В программе сформулирован минимум знаний и умений, который необходим абитуриенту на вступительном испытании по русскому языку, представлена информация об организации, форме проведения вступительного испытания, содержании языковой компетенции, а также предложен список рекомендованной литературы, изучение которой позволит абитуриентам успешно справиться с изложением.
Цели вступительного испытания – оценить уровень и качество подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования по русскому языку, с целью их конкурсного отбора на направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования.
Форма проведения вступительного испытания. Вступительный экзамен проводится в письменной форме (изложение). Шкала оценивания – 100-балльная.
2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА
В результате изучения материала по русскому языку для вступительного испытания по русскому языку абитуриент должен
знать:
– основные орфографические, морфологические, пунктуационные, синтаксические, орфоэпические, лексические, стилистические нормы;
уметь:
– правильно образовывать формы слов; правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, грамотно строить предложения разных структур;
– применять орфографические и пунктуационные правила к конкретным языковым явлениям;
– находить и исправлять грамматические и речевые ошибки;
– последовательно излагать мысли;
– находить в слове орфограммы, а в предложении – смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания; правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно правильно оформлять предложения и текст;
- оформлять свое высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного литературного языка.
3.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. СОДЕРЖАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили.
Фонетика, графика и орфография
Звуки речи: гласные и согласные звуки. Согласные глухие и звонкие; твердые и мягкие. Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я. Обозначение мягкости согласных на письме.
Правописание звонких, глухих и непроизносимых согласных.
Правописание безударных гласных.
Лексика
Лексическое значение слова. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Общеупотребительные слова. Лексика ограниченного употребления: профессиональные и диалектные слова; заимствованные слова, устаревшие и новые слова. Понятие о фразеологизмах.
Словообразование и орфография
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Значимые единицы слова: корень, суффикс, приставка, окончание. Понятие об основе слова.
Правописание корней с чередующимися гласными (-лож-/ -лаг-, -рос-/ -раст-/-ращ-, -гор-/-гар-, -кос/-кас-; Е и И в корнях с чередование).
Правописание приставок на -з/-с; приставок пре- и при-.
Буквы Ы и И после приставок на согласные. Буквы Ы и И после Ц.
Правописание Е и О в корне, суффиксах, окончаниях имен существительных и прилагательных.
Основные способы образования слов в русском языке. Сложные и сложносокращенные слова.
Морфология и орфография
Части речи самостоятельные и служебные
Имя существительное
Имя существительное как часть речи: общие значения, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Правописание собственных имен существительных.
Род и число имен существительных. Существительные общего рода. Три склонения имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. мягкий знак на конце существительных после шипящих. Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные; род несклоняемых имен существительных. Правописание суффиксов существительных -ек, -ик, -чик, -щик.
Правописание НЕ с существительными.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Разряды имен прилагательных по значению.
Степени сравнения имен прилагательных.
Полные и краткие формы имен прилагательных. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных: -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-), -к-, -ск-. Правописание сложных прилагательных.
Правописание НЕ с прилагательными.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Числительные количественные и порядковые; простые и составные. Склонение количественных и порядковых числительных. Буква Ь в середине и на конце числительных.
Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Разряды местоимений, их особенности. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Совершенный и несовершенный вид глагола. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание НЕ с глаголами, -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Переходные и непереходные глаголы. Наклонение глагола. Правописание глаголов повелительного наклонения. Безличные глаголы. Возвратные глаголы. Правописание гласных в суффиксах -ОВА-, -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-.
Причастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Действительные и страдательные причастия, их образование и правописание. Причастный оборот, знаки препинания при причастном обороте. Полные и краткие страдательные причастия. Правописание НЕ с причастиями. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Деепричастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование. Правописание НЕ с деепричастиями.
Наречие
Наречие как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Степени сравнения наречий; их образование, отличие от степеней сравнения имен прилагательных.
Правописание НЕ с наречиями на -О, -Е.
Правописание отрицательных наречий. Н и НН в наречиях на -О, -Е. Суффиксы -О и -А на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. О и Е после шипящих на конце наречий. Ь после шипящих на конце наречий. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и прилагательных.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. предлоги непроизводные и производные, простые и составные. Правописание предлогов “ввиду”, “вследствие”, “в течение” и др.
Союз
Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, простые и составные. Правописание союзов “чтобы”, “зато”, “тоже”, “также”.
Частица
Частица как служебная часть речи. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ.
Междометие
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий.
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание
Строение и грамматическое значение словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании.
Простое предложение
Строение и грамматическое значение предложений. Типы предложений по цели высказывания, по структуре, по составу, по наличию второстепенных членов, по полноте. Тире в неполном предложении. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения. Подлежащее, способы его выражения. Сказуемое: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Тире между подлежащим и сказуемым.
Основные группы односоставных предложений. Односоставные предложения с одним главным членом сказуемым и одним главным членом подлежащим.
Второстепенные члены предложения. Прямое и косвенное дополнение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение как разновидность определения, знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот, знаки препинания при сравнительном обороте.
Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Предложение с несколькими рядами однородных членов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами, знаки препинания при них.