Файл: 1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики 7.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики
1.1 Инновационная политика и формы ее реализации
1.2 Инновационная политика региона
1.3 Нормативно-правовая база по регулированию инновационной деятельности в регионах РФ
2 Практические аспекты анализа реализации инновационной политики в регионах ПФО
2.1 Анализ инновационной деятельности в регионах ПФО
2.2 Анализ системы управления инновационной деятельностью в регионах ПФО
2.3 Оценка эффективности программ по инновационному развитию регионов ПФО
3 Направления совершенствования инновационной политики в регионах ПФО
3.2 Алгоритм совершенствования инновационной деятельности на региональном уровне
3.3 Мероприятия по повышению эффективности реализации инновационной политики в регионах ПФО
Гранты и субсидии. Инновации в инновационные технологии способствуют интенсивному экономическому росту, так как стимулируют производительность труда. Денежные средства, вкладываемые в процесс, могут браться из собственных или заемных средств, кредитов, грантов, субсидий, ассигнований, иностранных средств, целевого финансирования и лизинга. Инновационный проект должен вызывать доверие потенциального вкладчика, поэтому на практике часто применяется правило четырех «Д». Объект вклада должен иметь деловую репутацию, стабильный приток денежных средств, источники дополнительного обеспечения, долю собственного капитала, отраженную во всех финансовых документах.
Каждый из источников дополнительного финансирования имеет свои преимущества и недостатки. Руководство компании должно выбрать наиболее оптимальный вариант привлечения заемных средств для реализации инновационных проектов. Чем не стабильнее экономическая и политическая ситуация в стране, тем рискованнее вложения в инновационную экономику. Данная сфера хозяйственного развития является относительно новой, поэтому помимо традиционных рисков, присущих инновационной деятельности, для инноваций выделяют дополнительные опасности. К традиционным относят: снижение доходности, связанное со снижением размера процента по портфельным инновациям, кредитам и вкладам; упущенная возможность возникает в случае появления ущерба; финансовые потери связаны с потерей вложенного капитала. К дополнительным рискам относят ряд специфических опасностей [22, c. 78].
Риск оригинальности возникает практически всегда, когда инновации вкладываются в принципиально новый продукт или направление. Есть вероятность неполучения планируемого дохода. Информационная неадекватность заключается в подмене реального изобретения давнишними образцами, либо прототипами или тестовыми образцами. То есть, разработчики предлагают не адаптированные к реальной жизни продукты. Технологическая неадекватность возникает тогда, когда инновационная технология не пользуется потребительским спросом. Риск финансовой неадекватности зачастую связан с тем, что инновационная деятельность требует достаточно больших вложений, при этом результативность и окупаемость вложенных активов не известна.
Субъектами инновационной политики могут выполнять функции заказчиков и/или исполнителей инновационных проектов и программ, инвесторов, потребителей инноваций, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс и содействующих освоению и распространению инноваций.
Объектом инновационной политики является то новшество, на создание которого направлены действия субъектов инновационной деятельности на том или ином ее этапе.
Рис. 1 Инструменты инновационной политики региона
Таким образом, в Российской Федерации реализуется инновационная политика, отличительной особенностью которой является инновационная составляющая, охватывающая все хозяйствующие субъекты страны. Инновационное развитие является источником экономического роста, а экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий. При реализации инновационной политики, на наш взгляд, особое внимание следует уделить развитию человеческого капитала как основополагающего фактора для долгосрочного социально-экономического развития страны. Немаловажным моментом является стимулирование субъектов предпринимательства в повышении инновационной активности бизнеса, при этом государство, в первую очередь, само должно стать инновационным.
1.2 Инновационная политика региона
Реализация инновационной политики – это комплекс стратегических и оперативных мер, реализация которых позволяет выявить кризисные тенденции на региональном уровне, сократить их негативные последствия для последующего эффективного социально-экономического развития соответствующей территории. В качестве основных направлений развития реализации инновационной политики можно выделить следующие: формирование масштабной системы инновационного управления, предполагающей достижение стратегических целей посредством реализации специального инновационного законодательства, программных документов и иных инновационных мероприятий; организация и реализация системы мероприятий органами регионального публичного управления по финансовому оздоровлению частных субъектов рынка, функционирование которых имеет важнейшее значение для прогрессивного экономического развития региональной экономики; организация реализации системы мероприятий органами регионального публичного управления по финансовому оздоровлению региональных организаций [28, c. 87].
KPI – ключевые показатели эффективности инновационного развития региона характеризуют два аспекта достижения целей инновационной деятельности – результативность и эффективность.
Результативность отражает, в какой степени региональное инновационное развитие достигло намеченных целей, а эффективность дает представление о том, как достигнутые результаты соотносятся с затраченными средствами.
Ключевые показатели эффективности призваны помогать в оценке степени достижения, как стратегических, так и тактических целей инновационного развития региона.
Реализация инновационной политики как всякая публично-правовая управленческая деятельность представляет собой сложный процесс, на разных этапах которого решаются объединенные общей целью управленческие задачи. Так, в качестве основных этапов развития реализации инновационной политики можно выделить следующие:
-Исследование социально-экономической среды территории региона. Этот этап инновационного управления предполагает сбор и обработку информации, характеризующей состояние: органов и должностных лиц публичного управления, которые могут быть включены в систему инновационного управления; имеющихся в распоряжении инновационной политики финансовых,
кадровых и других ресурсов; финансовых и иных ресурсных потоков между органами публичного управления, государственным и муниципальным предприятиями, а также частными организациями;
-По результатам проведенной оценки определяются стратегические направления инновационной региональной политики, а также намечается план оперативных мероприятий для специального инновационного воздействия органов публичного управления;
-Утверждение на основе приведенных на первом этапе исследования приоритетных задач реализации инновационной политики. На данной стадии крайне важно вовлечь в систему инновационного управления всех заинтересованных субъектов, способных повлиять на оздоровление социально-экономической ситуации в регионе;
-Выстраивание комплекса реализации инновационной политики посредством объединения на законодательной основе и на основе программных документов региональных и муниципальных органов и предприятий для реализации цели и системного решения задач инновационного управления. На этой стадии из обособленных элементов публичного управления посредством налаживания коммуникации формируется единый субъект реализации инновационного управления;
-Перманентный мониторинг эффективности системы реализации мероприятий по инновационному управлению регионом и ее модернизации на основе полученных посредством мониторинга сведений. Названная стадия затрудняется тем обстоятельством, что финансовое состояние частных субъектов представляет собой коммерческую тайну, однако исследование может проводиться на основе официально сообщаемых субъектом сведений, например, в органы налоговой службы;
-Формирование условий для перехода от реализации инновационной политики к системе управления в стабильных экономических условиях посредством использования программно-целевого метода [26, c. 7].
Исследования в области оценки инновационной политики и инновационной деятельности широко представлены в отечественной экономической науке. К наиболее известным относят исследования таких организаций как:
1) НИУ «Высшая школа экономики», Институт статистических исследований и экономики знаний;
2) Центр стратегических разработок «Северо-Запад»;
3) Независимый институт социальной политики (НИСП);
4) Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) (таблица 1).
Таблица 1
Обобщенные характеристики рейтингов инновационной активности регионов
Источник | Название | Разделы | Число показателей | Методика расчета | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
НИУ ВШЭ, Институт статистических исследований и экономики знаний | Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации |
| 36 |
| ||||
ЦСР «Северо-Запад» | Рейтинг инновационности регионов |
| 15 |
| ||||
НИСП | Рейтинг инновативности регионов | Нет разделов | 5 |
| ||||
НАИРИТ | Рейтинг инновационной активности регионов Российской Федерации | Авторская методика, основанная на Европейской шкале инноваций (The European Innovation Scoreboard) | Информация отсутствует | Информация отсутствует |