Файл: 1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики 7.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики
1.1 Инновационная политика и формы ее реализации
1.2 Инновационная политика региона
1.3 Нормативно-правовая база по регулированию инновационной деятельности в регионах РФ
2 Практические аспекты анализа реализации инновационной политики в регионах ПФО
2.1 Анализ инновационной деятельности в регионах ПФО
2.2 Анализ системы управления инновационной деятельностью в регионах ПФО
2.3 Оценка эффективности программ по инновационному развитию регионов ПФО
3 Направления совершенствования инновационной политики в регионах ПФО
3.2 Алгоритм совершенствования инновационной деятельности на региональном уровне
3.3 Мероприятия по повышению эффективности реализации инновационной политики в регионах ПФО
- формирование условий перехода национальной экономики к инновационной стратегии развития является одной из важнейших государственных задач на федеральном и региональном уровнях;
- перспективные направления инновационного развития регионов Российской Федерации на законодательном уровне определены Стратегией инновационного развития до 2024 г.
- к основным перспективным направлениям инновационного развития регионов Российской Федерации можно отнести: совершенствование нормативно-правовой базы, создание эффективной системы государственного финансирования, формирование спроса на инновационные товары и услуги, повышение инновационной активности предприятий, обеспечение кадрового потенциала, создание эффективных объектов инновационной инфраструктуры и т. д.;
- выполнение данных рекомендаций будет способствовать повышению инновационного потенциала субъектов ПФО Российской Федерации, что в свою очередь приведет к их развитию и повышению конкурентоспособности.
Заключение
Таким образом, современных условиях именно инновационная политика выступает фундаментом для экономики, основанной на использовании достижений научно-технического прогресса, и играет ключевую роль в процессе реализации конкурентных преимуществ регионами. При этом в настоящий момент отсутствуют комплексные исследования его состояния, эффективности использования, проблем и способов активизации.
В процессе исследования автором были решены поставленные задачи и, соответственно, получены определенные результаты, цель работы достигнута.
В работе обобщены теоретические аспекты исследования инновационной политики региона. Рассмотрен понятийный аппарат в сфере инноваций. Предложена авторская трактовка категории «инновационная политика» через совокупность ресурсных, внутренних и результативных составляющих, которые сосуществуют во взаимосвязи. В рамках исследования была определена структура и факторы развития, изучены основные классификации видов инновационной политики. Особое внимание уделено вопросам нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации, в процессе исследования проанализированы основные нормативно-правовые документы. В настоящее время отсутствует единых федеральный закон в сфере инноваций. При этом региональная нормативно-правовая база является более разработанной, чем федеральная.
В работе проведено исследование инновационной деятельности регионов ПФО Российской Федерации. В его состав входят 14 субъектов Российской Федерации. Уровень реализации инновационной политики региона зависит от состояния социального экономического развития, в связи с чем была проведена оценка основных показателей. Исследование социально-экономической составляющей регионов на протяжении 2010-2023 гг. позволило прийти к выводу, что динамика исследуемых показателей не стабильна. Большинство субъектов переживают спад в производстве, также недостаточным является инвестиционное финансирование.
Комплексный анализ инновационной политики регионов Российской Федерации позволил выявить ряд факторов, препятствующих его эффективному развитию. Прежде всего, стоит отметить, что, несмотря на активную позицию
государства в вопросах инновационного развития, инновационная деятельность регионов Российской Федерации остается на относительно низком уровне. Это говорит о том, что действия со стороны государства в сфере инноваций являются недостаточно эффективными, чем обусловлено множество проблем, возникающих в данной сфере. Существующие в современной российской экономике проблемы можно условно подразделить на экономические, производственные, правовые, организационно-управленческие, культурные и социально-психологические, инфраструктурные и прочие. Основными из них являются: недостаток средств государственного финансирования инновационных проектов и собственных денежных средств предприятий; недостаточность нормативно-правовых актов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность; низкий спрос на инновационные товары и услуги; низкий уровень развития инновационной инфраструктуры; недостаток высококвалифицированных кадров в области инноваций и их управления.
При определение перспективных направлений инновационной деятельности, прежде всего, стоит отметить, что формирование условий перехода национальной экономики к инновационной стратегии развития является одной из важнейших государственных задач на федеральном и региональном уровнях. В связи с этим, многие мероприятия по улучшению инновационной деятельности регионов Российской Федерации предполагают государственное участие.
На законодательном уровне развитие инновационной сферы отражено в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2024 года», в которой определены цели, задачи, варианты инновационного развития и этапы реализации стратегии.
К основным перспективным направлениям инновационного развития регионов Российской Федерации можно отнести:
- совершенствование нормативно-правовой актов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, в том числе охрану объектов интеллектуальной собственности. А также создание системы программно-целевого и стратегического планирования в сфере инноваций;
- создание эффективной системы государственного финансирования инновационных проектов
;
- усиление организационно-экономической государственной поддержки инновационной деятельности;
- формирование спроса на инновационные товары и услуги;
- повышение инновационной активности предприятий;
- обеспечение воспроизводства кадрового потенциала для инновационной сферы, в том числе управленческих кадров;
- воздание эффективных объектов инновационной инфраструктуры (образовательных учреждений, центров исследований и разработок, центров трансфера технологи, бизнес-инкубаторов и т. д.).
Выполнение данных рекомендаций будет способствовать повышению инновационной политики субъектов ПФО Российской Федерации, что в свою очередь приведет к их развитию и повышению конкурентоспособности.
Таким образом, результаты исследования предопределяют следующий вывод. На современном этапе инновационная политика выступает базовым показателем оценки развития инновационных процессов страны и ее регионов. Этот параметр позволяет определить направления развития экономики, помочь в выработке стратегии инновационного развития соответствующего субъекта, а также в выработке взвешенных управленческих решений по ее реализации. При этом важным моментом является согласованность таких решений субъектами инновационной деятельности: федеральной и региональной власти, науки, образования, бизнеса и финансовых составляющих.
Список использованных источников
-
Налоговый кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями [Текст]. - М.: Приор, 2001. - Ч.1,2. - 192 с. -
Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 22.12.2014, с изм. от 20.04.2015) «О науке и государственной научно-технической политике» // СПС «Консультант плюс». -
Закон Республики Татарстан «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» № 63-РТ от 2 августа 2010 г. [Электронный ресурс] / Официальный Татарстан. - режим доступа: http://1997- 2011.tatarstan.ru/files/laws/laws_48743.pdf, свободный. -
Закон Республики Татарстан «О налоге на имущество организаций» №49-ЗРТ от 28 ноября 2003 г. [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – режим доступа http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW363;n=28016, свободный. -
Закон Республики Татарстан «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций-резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан» №5-ЗРТ от 10 февраля 2006 г. [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - режим доступа: http://base.consultant.ru/ regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW363;n=28016, свободный. -
Закон Республики Татарстан «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» №53-ЗРТ от 2 августа 2008 г. [Электронный ресурс] / Официальный Татарстан. - режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/rus/dokumenti_v_sfere_investitcii, свободный. -
Закон Республики Татарстан «О транспортном налоге» №24-ЗРТ от 29 ноября 2002 г. [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - режим доступа:http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW363;n=45502, свободный. -
Государственная программа Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012 -2020 гг.» Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/473608691 -
Инвестиционная карта Республики Башкортостан. Режим доступа: invest.bashkortostan.ru -
Инвестиционная карта республики Татарстан. Режим доступа: http://www.invest.tatar.ru/ru/#start -
Инвестиционная стратегия Чувашской Республики до 2020 года. Режим доступа: http://investchr.ru/upload/Investicionnaja_strategija-1423141818-0.pdf -
Официальный сайт Министерства экономического развития инвестиций и торговли Самарской области. Режим доступа: http://www.economy.samregion.ru -
Программа «Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г.» Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6648235/ -
Программа «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года» Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/917031224?block=2 -
Сервис статистики. Режим доступа: http://newsruss.ru/doc/index.php -
База данных РНТД [Электронный ресурс] / Татарстанский центр научно-технической информации. - режим доступа: http://rntd.tcnti.ru/Page.aspx?id=1, свободный. -
Алексеев А.А. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Алексеев. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 247 c. -
Алексеев А.А. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Алексеев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 247 c. -
Амелин С.В. Совершенствование организации управления производством в условиях новых информационных технологий // Вестник ВГТУ. 2017. №3.1. С.159-162. -
Амелин С.В. Цифровизация производства, как фактор повышения его эффективности // Теория и практика организации и управления промышленными предприятиями: проблемы и пути решения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2017. Ч.1. - С.12-17. -
Амелин С.В., Щетинина И.В. Экономическое обоснование управленческих решений по повышению конкурентоспособности продукции // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-4 (76-4). - С. 913-917. -
Амелин С.В., Щетинина И.В. Выбор рациональных решений на основе анализа конкурентоспособности продукции предприятия // Современная экономика: проблемы и решения. 2016. Т. 84. № 12. С. 39-47. -
Амелин С.В., Щетинина И.В. Организация высокотехнологичного производства конкурентоспособной продукции // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2017. № 12 (137). - С. 25-36. -
Байтасов Р.Р. Инновационный менеджмент: курс лекций / Р.Р. Байтасов. - РнД: Феникс, 2015. - 301 c. -
Бараненко С.П. Инновационный менеджмент / С.П. Бараненко. - М.: Центрполиграф, 2018. - 320 c. -
Барышева А.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.В. Барышева, К.В. Балдин, М.М. Ищенко. - М.: Дашков и К, 2015. - 384 c. -
Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / Ю.М. Беляев. - М.: Дашков и К, 2014. - 220 c. -
Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / Ю.М. Беляев. - М.: Дашков и К, 2015. - 220 c. -
Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / Ю.М. Беляев. - М.: Дашков и К, 2016. - 220 c. -
Бодрунов С.Д. Реиндустриализация: социально-экономические параметры реинтеграции производства, науки и образования // Социологические исследования. 2016. №. 2. - С. 20-28. -
Валентей С. Д., Белозерова С. М., Бушмин Е. В. Реиндустриализация экономики России в условиях новых угроз // М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. - 71 c. -
Василевская И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / И.В. Василевская. - М.: Риор, 2017. - 480 c. -
Григорян Е.С. Исследование возможностей инновационного развития Пензенского региона//Концепт. 2014. № 2 (февраль). https://e-koncept.ru/2014/14026.htm. -
Григорьев С.Н., Мартинов Г.М. Методы и инструментальные средства многоуровневой подготовки специалистов в области цифрового машиностроительного производства // Автоматизация в промышленности. 2015. Т. 5. - С. 4. -
Дорошенко М.Е. Мониторинг развития сектора интеллектуальных услуг. http://www.hse.ru/org/projects/26406308. -
Инновационное развитие Приволжского федерального округа на период до 2020 г. http://www.volgabiz.ru/arh/11/02/InnPFO. pdf. -
Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Юнити, 2016. - 391 c. -
Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Юнити, 2017. - 496 c. -
Информационно-аналитический портал об инновациях и инвестициях в Поволжье. http://venturevolga.com/ privolzhskijfederalnyjokrug-pfo/ekonomika-i-investicii.html. -
Куприяновский В. П., Намиот Д. Е., Синягов С. А. Кибер-физические системы как основа цифровой экономики // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Т. 4. №. 2. - С. 18-25. -
Левчаев П.А. Опыт формирования регионального инновационного кластера//Региональная экономика и управление. 2014. № 1 (37). http://eee-region.ru/article/3705. -
Мордовия-лидер в ПФО по доле инноваций в общем объеме производства. http://smartcity.ria.ru/news/20161024/703986510. html. -
Население, кадры, образование, наука. Международное инновационное агентство ПФО. http://venturevolga.com/privolzhskij- federalnyj-okrug-pfo. -
Официальный сайт Росстата. http://www.gks.ru. -
Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 2 / под ред. Л.М.Гохберга. - М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2014. - 88 с. -
Татарстан занял 1-е место в ПФО по количеству выданных патентов на изобретения. Сайт о нанотехнологиях в России. http://www.nanonewsnet.ru. -
Управление промышленным предприятием в условиях новой индустриализации / [Силин Я. П., Анимица Е. Г., Новикова Н. В. и др.]; под общ. ред. Я. П. Силина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. экономического ун-та, 2016. - 270 с. -
Чувашия вошла в топ-25 субъектов по уровню развития науки и технологии. Сайт МК.га. http://cheb.mk.ru/ articles/2017/01/17. -
Шакирова Л.Р. Анализ изобретательской активности в регионах Приволжского федерального округа (на примере Республики Татарстан)//Электронный экономический вестник Татарстана. 2012. http://kpfu.ru/docs/F341804088/EEVT. CPEI.2_3.kv.2013.pdf. -
JayLee, EdzelLapira, BehradBagheri, Hung-an Kao. Recent advances and trends in predictive manufacturing systems in big data environment // Manufacturing Letters. Volume 1, Issue 1, October 2013, 38 - 41.
Приложение
Результаты корреляционного анализа. Красным цветом выделена очень сильная связь, желтый – весьма сильная, зеленый – сильная.