Файл: Теоретические основы иследовательского 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОГЛАВЛЕНИЕ




ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО 5

БУЛИНГА 5

1.1.Понятие и виды 5

1.2. Причины и признаки буллинга 7

ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БУЛЛИНГ, 9

СПОСОБЫ ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИ 9

2.1. Юридическая ответственность за буллинг 9

2.2 Способы профилактики, рекомендации по борьбе 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16


ВВЕДЕНИЕ




В своём проекте рассказываем о школьном буллинге. Буллинг или травля в школе–это один из видов насилия, который может быть выражен как на эмоциональном, так и на физическом уровне. При этом, насильственные действия совершаются регулярно. Основная причина буллинга – это страх быть оторванным от коллектива.

Актуальность темы исследования.

В подростковом возрасте у многих возникают трудности и проблемы. Большинство из них находятся в наблюдении и тщательном изучении, но в ряду разнообразных проблем, должное внимание получил буллинг – постоянная травля, террор любого вида. Подростковый возраст сам по себе является достаточно конфликтным, но подростковый буллинг – это не обычная ссора.

Целью работы является: изучение причин возникновения буллинга и виды их разрешения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятия буллинга.

  2. Изучить причины возникновения буллинга.

  3. Проанализировать способы борьбы с буллингом.

  4. Дать рекомендации по противостоянию буллингу.

Объект исследования – буллинг.

Предмет –изучение психологического и морального здоровья подростков и взрослых при воздействии буллинга.

Методы проекта–анализ литературы и материалов в сети internet

Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что информацию нашего проекта можно будет представлять на тематических классных часах и родительских собраниях в учебных заведениях, чтобы дети и родители могли предотвратить случаи буллинга.

Данный проект состоит из введения,

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО

БУЛИНГА



    1. Понятие и виды




В процессе буллинга всегда присутствуют три стороны:
Агрессор — он же буллер, зачинщик травли. Сюда же можно отнести последователей — тех, кто подхватывает идеи «лидера».

Жертва. Типичных черт у жертв буллеров нет, ею может стать любой.
Наблюдатель — те, кто не вмешивается, а лишь смотрит на издевательства со стороны.

  • вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;

  • социально – психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции); .

  • запугивание – использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определённые действия и поступки;

  • вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы, талоны на бесплатное питание путём угроз, шантажа, запугивания;

  • экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;

  • изоляция – жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом. С ребёнком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;

  • невербальный – обидные жесты или действия (плевки в жертву, либо в её направление, показывание неприличных жестов).

  • кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершенный из–за травли в интернет.

Буллинг на работе

Травля на работе называется. От буллинга отличается тем, что агрессия происходит от лица всего рабочего коллектива с надеждой на последующее увольнение жертвы, которой может стать:

  • тихий и спокойный по характеру сотрудник,

  • новичок,

  • компетентный сотрудник, трудоголик,

  • коллега, получивший повышение,

  • тот, кто не участвует в жизни коллектива вне рамок рабочего времени.






(рис.1.буллинг на работе)



1.2. Причины и признаки буллинга



Буллинг в психологии – это не только проблема детских коллективов. Чаще всего издевательства проявляются в рабочих коллективах. Жертвами буллингачаще становятся взрослые, которые в детском возрасте подвергались издевательствам со стороны родителей или школы.

Однако стоит не забывать о самом главном, а именно о причинах проявления буллинга:

  • несформированность системы ценностных ориентаций и стремления к

  • позитивному развитию собственной личности;

  • в ценностных ориентациях современных подростков зачастую

  • преобладают материальные ценности, удовольствия и развлечения,

  • наблюдается духовно–нравственный нигилизм; среди развлечений значительное место отводится компьютерным играм и интернету;

  • зависимость от мнений и точек зрения окружающих людей, высокая

  • степень восприимчивости к негативному социальному опыту взаимодействия с окружающими;

  • избегание родительского контроля, высокий уровень конфликтности

  • между членами семьи;

  • высокая потребность в общении, наличие проблем, сложностей в

  • общении, обусловленных отсутствием коммуникативных навыков.

Признаками «взрослого» буллинга можно назвать:

  • Насмешки (шутка, которая обижает, раздражает или ставит в неловкое положение)

  • Распространение слухов (сильные средства устной коммуникаций. Это такой же канал коммуникации, как и, например, корпоративная газета и собрание с руководством. Слухи распространяются и запоминаются гораздо быстрее и лучше, чем официальная информация, да, и влияние их достаточно весомо)

  • Клевета (распространение заведомо сложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репетицию)

  • Умалчивание информации (вид лжи, при котором сознательно опускается какие-то факты)

  • Необоснованная жесткая критика (упреки, высказанные в резкой форме. Их цель – унизить и оскорбить человека, вывести его на конфликт и на негативные эмоции)

  • Унижение (поведение человека, целью или результатом которого является падение у унижаемого чувство собственного достоинство и его достоинство в глазах других людей)

  • Социальная изоляция (отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений)


  • Школьный буллинг


Анна Кузнецова, будучи уполномоченной при Президенте РФ по правам ребенка, в сентябре 2021 года сообщила о том, что 55% детей в российских учебных заведениях подвергались травле. 39% из них предпочли умолчать о случившемся. «То есть основная беда травли — это ее латентность, когда взрослым не хватает времени, может быть, профессионализма или желания увидеть, что ребенок страдает. Это может обернуться большой бедой», — сказала детский омбудсмен.

Жертвой буллинга может стать кто угодно. Многое зависит от микроклимата в коллективе и наличия «лидера». Для буллеров важно, чтобы жертву было удобно маркировать, поэтому чаще агрессии подвергаются по следующим причинам:



  • необычная внешность (шрамы, лишний вес, неровные зубы и так далее)

  • скромность, замкнутость, немногословность,

  • неопрятный внешний вид,

  • незаинтересованность в том, что популярно среди других детей (блогеры, игры, музыканты и так далее),

  • новое лицо в классе, когда роли распределены, а отношения между одноклассниками устоялись.









ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БУЛЛИНГ,

СПОСОБЫ ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИ



2.1. Юридическая ответственность за буллинг



Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 17.02.2023) ”Об образовании в Российской Федерации” (c изм.и доп., вступ. В силу с 28.02.20023).В соответствии со ст.43. ч.12 Обязанности и ответственность обучающихся, порядок применения к обучающимся по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно–правовому регулированию в сфере высшего образования (Министерство науки и высшего образования Российской Федерации).

Административная ответственность наступает с 16 лет, до достижения предельного возраста понесут наказание законные представители/родители правонарушителя.

Уголовная ответственность наступает по общим правилам с 16 лет, но за совершение преступлений особо тяжких, в соответствии со статьей 20 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), ответственность наступает с 14 лет.


Административная ответственность за буллинг может наступить:

1. За нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 Уголовного кодекса Российской Федерации <3> (далее – УК РФ), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ст. 6.1.1.Побои) – влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 30 тыс. рублей, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов.

2. За оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме (ст. 5.61.Оскорбление) – может повлечь наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. Аналогичное нарушение, совершенное публично с использованием информационно–телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, грозит наложением штрафа от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Самое суровое наказание в соответствии со ст. 110 УК РФ установлено за доведение лица до самоубийства или покушения на самоубийство путем угроз, жесткого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего. Такое деяние, если совершено в отношении несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Не стоит забывать и об ответственности родителей за ненадлежащее воспитание своих несовершеннолетних детей, которые не научили своих детей уважительному отношению к товарищам. Так, в силу ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ нерадивый родитель может понести наказание в виде штрафа в размере от 100 до 500 рублей.

Именно такие меры юридической ответственности за травлю, являющуюся источником массы эмоциональных проблем, которые в течение всей жизни личности будут препятствовать раскрытию ее потенциала, на сегодняшний день могут быть применимы к агрессорам.

2.2 Способы профилактики, рекомендации по борьбе



По статистике до 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% эпизодически (время от времени) подвергаются тем или иным формам жестокого обращения, насилия со стороны одноклассников (младший школьный и подростковый) возраст. Около 26% матерей считают своих детей жертвами жестокого обращения со стороны одноклассников.

Наблюдаются неблагоприятные условия как факторы риска, порождающие насилие среди участников образовательных отношений: