Файл: Теоретические основы иследовательского 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


    • социальные;

    • средовые;

    • семейные;

    • ситуационные;

    • личностные.

Однако стоит не забывать о буллинге среди педагогов.

  • 70% преподавателей сталкивались с систематическим буллингом.

  • 50% получали от учеников угрозы.

  • 40% подвергались кибербуллингу.

  • В таких случаях наблюдается определенная структура участников.

Чем хуже школьный климат, тем выше уровень агрессивности.

Уровень травли значимо ниже в школах с более высокими показателями школьного климата, а именно – вовлеченностью учителей в учебный процесс, большей их эмоциональной доступностью для учеников, большим уровнем контактов между сотрудниками школы, а также наличием четкой и обязательной для исполнения системой школьных правил.

Поэтому возникает необходимость постоянного мониторинга психологического климата в школьных классах и в школе в целом, конфликтов, явлений буллинга в образовательной организации. Это начальное звено в профилактике буллинга.

Первичная профилактика буллинга в образовательной организации

Обеспечение организации в образовательных учреждениях

общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних предусматривает:

  • развитие системы дополнительного образования детей в

  • общеобразовательном учреждении;

  • разработку и реализацию программ дополнительного образования

  • детей,

  • привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо

  • педагогического внимания;

  • организацию постоянного мониторинга посещаемости детьми «группы

  • риска» спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;

  • обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной

  • жизненной ситуации в каникулярное время.

Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, через:

  • организацию в рамках воспитательно–профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у обучающихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);

  • использование педагогами школы современных технологий правового

  • обучения и воспитания;

  • использование тренингов, деловых и ролевых игр, социального

  • проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т.д.;

  • организацию участия школьников в реализации социально значимых

  • проектов, конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско–правового сознания обучающихся;

  • привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений

  • культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике буллинга;

  • использование информационных материалов, сборников, публикаций,

  • электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике буллинга;

  • проведение опросов, анкетирования обучающихся и родителей по

  • основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;

  • создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты,

  • размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско–правовой культуры и поведения обучающихся.


Обязательным является использование различных ресурсов, в том числе информационных (сайты образовательных организаций, горячих линий, телефонов доверия и др.). Также можно использовать телефоны служб экстренной психологической помощи.

Далее даны рекомендации для школьной администрации по устранению и профилактике буллинга.

Все превентивные действия можно разделить на следующие категории:

1. Текущая работа: обсуждение и мониторинг ситуации общения между

школьниками по классам.

2. Просветительская работа со всеми категориями участников образовательного процесса: учащимися, педагогами, родителями.

3. Создание и распространение информационных материалов.

Возможные мероприятия в рамках антибуллинговой программы, направленные на работу с учащихся:

• Обсуждение в рамках классных часов таких вопросов: что такое травля, какие виды травли бывают, что делать, если травля происходит на моих глазах, что делать, если я знаю о травле в отношении одноклассника или другого ребенка из школы. (Очень важным моментом является установка на то, чтобы вмешательство в ситуации школьной травли или сообщение о них не воспринималось детьми как проявление ябедничества. Принципиальным моментом, который должны понимать и разделять как педагоги, так и дети, является то, что вмешательство в травлю или сообщение о ней происходит с целью сделать жизнь одноклассника или товарища по школе лучше, а «ябедничество» преследует обратную цель – навредить кому–либо).

• Обсуждение на классных часах или уроках литературы произведений искусства, посвященных проблеме травли, например, х/ф «Чучело» (режиссер Р. Быков) или главы «Ивины» из книги «Детство» (Л.Н. Толстой).

• Обсуждение на классных часах правил поведения в классе и школе.

• Проведение групповых занятий в рамках классных часов или занятий с психологом на темы уважения к окружающим, ответственности, эмпатии, способам бесконфликтного поведения.

• Создание группы «управления гневом» для наиболее агрессивных

учащихся школы.

• Создание группы поддержки для тех, кто был вовлечен в травлю в качестве жертвы.

• Проведение конкурса антибуллинговых плакатов.

Возможные мероприятия в рамках антибуллинговой программы для педагогов:

• Проведение обучающего семинара, посвященного способам работы с

ситуациями травли.

• Проведение педагогического совета

, посвященного выработке единой позиции школы в отношении травли и способа фиксации инцидентов травли.

• Проведение групповых встреч для классных руководителей и психологов с целью обмена опытом работы со случаями травли, обмена методическим материалами для классных часов, посвященных профилактике травли и поддержке, в случае необходимости. Возможные мероприятия в рамках антибуллинговой программы для родителей.

• Просветительская работа на классных собраниях, посвященных информированию о травле, ее видах и способах вмешательства, если они видят подобное поведение на школьном дворе.

• Проведение родительских клубов на темы: «Как разговаривать с детьми о травле?», «Что делать, если мой ребенок стал жертвой травли?», «Что делать, если мой ребенок проявляет агрессию к другим детям?».

Важное место в вопросах профилактики и предотвращения буллинга занимает школа. Не менее важную роль играет и семья. Когда травля имеет место, учитель и родители должны решать проблему в тесном взаимодействии, только тогда эффект будет максимальным.

Для того чтобы школа могла взять проблему буллинга под контроль, необходимо развивать восприимчивость к этой теме у всех участников образовательного процесса для своевременного распознавания проблемы и эффективного противодействия. На практике нередко оказывается, что школа начинает предпринимать что–то только тогда, когда вскрываются вопиющие случаи буллинга, которые уже просто нельзя дальше игнорировать. Именно поэтому так важно знать, как распознать буллинг, какие существуют методы и возможности для проведения антибуллинговой работы, а также осуществлять долговременную профилактику.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ




Таким образом, буллинг является актуальной проблемой современного общества.

Сегодня мы попытались разобраться во множестве определений понятия "буллинг" и поняли, что все эти определения сводятся к умышленному, не носящему характера самозащиты и не санкционированному нормативно–правовыми актами государства, длительному (повторяющемуся), физическому или психологическому насилию со стороны индивида или группы, которые имеют определенные преимущества (физические, психологические, административные и т.д.) относительно индивида, и которое происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, желание заслужить авторитет у некоторых лиц).

Нам кажется, что уровень жестокости практически во всех учебных заведениях порой зашкаливает. Издевательства, побои, оскорбления. Детей и взрослых так как с каждым годом становятся все жестче. Мы сделали вывод, что нужно проводить беседы так , что бы они знали, что такое буллинг, знали каково бывает людям, которые подвержены травли, не становились самими агрессорами, а если видели, что какой-то человек этому подвержен, то не проходили мимо, а постарались ему какими-то образом помочь. И, естественно,
нужно знать о том, если ты стал жертвой буллинга, то об этом ни в коем случае нельзя умалчивать, терпеть все, что с вами делают!


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ ( ред. от 17.02.2023) “ Об образовании в Российской Федерации” (c изм. и доп., вступ. в силу 28.02.2023)

  2. Нетребенко Л.В. Профилактика буллинга в образовательных организациях. Методические рекомендации [Текст] / Нетребенко Л.В.– Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2022 – 48 с.

  3. Бетчер, Т. И. Пришли в школу буллинг с троллингом / Т. И. Бетчер. – [Текст]: непосредственный / Директор школы. – 2018. – № 6. – С. 40–47.

  4. Петкевич, А. Изгой в классе. Время бить тревогу? / А. Петкевич. – Текст: непосредственный // Школьный психолог. – 2019. – № 5–6. – С. 30–31.

  5. Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку [Электронный ресурс]/

  6. Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №2. – С.246–256. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Guseinova_Enikolopov.phtml (дата обращения 24.05.2023).

  7. Ответственность за «буллинг» для несовершеннолетних правонарушителей и их родителей/ «Прокурор разъясняет»: ПрокуратураХабаровского края [Электронный ресурс] URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_27/activity/legaleducation/explain?item=69234850 (дата обращения 24.05.2023).

  8. Бочавер А.А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей [Электронный ресурс] / Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014.Т.6. №1. С.47–55. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Bochaver.phtml (дата обращения 24.05.2023).

  9. Школьный буллинг проблемы и причины. Как помочь ребенку защититься травли?/ «Эмпатия»студия практической психологии [Электронный ресурс] URL: https://empatia.ru/bulling–sredi–podrostkov–kak–pomoch–rebenku–zashhititsya–ot–travli (дата обращения 24.05.2023).

  10. Буллинг: понятие и какие могут наступить последствия/ «В рамках правового просвещения граждан ОМВД России по Колпинскому району г. СПб разъясняет»:ОМВД РОССИИ ПО КОЛПИНСКОМУ РАЙОНУГ.САНКТ–ПЕТЕРБУРГА[Электронный ресурс] URL: https://колпино.78.мвд.рф/document/34470877 (дата обращения 24.05.2023).

  11. Петросянц В.Р. Психологические характеристики старшеклассников –участников буллинга в образовательной среде / Эмиссия. Электронный научный журнал. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1479.htm (дата обращения 24.05.2023).

  12. БУЛЛИНГ: ЧТО НАДО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ УБЕРЕЧЬ РЕБЁНКА/ «SMART»:ОНЛАЙН ШКОЛА \[Электронный ресурс] URL: https://www.ismart.org/library/bulling–chto–nado–znat–chtoby–uberech–rebyenka (дата обращения 24.05.2023).

  13. Буллинг (кибербуллинг) в психологии, что это такое, определение, виды/ «HealthPerfect»: медицинская энциклопедия [Электронный ресурс]URL: https://healthperfect.ru/bulling–v–psihologii.html (дата обращения 24.05.2023).

  14. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкости/ «disserCat»: электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/

  15. «Буллинг был всегда»: как справиться со школьной травлей/ «KAZANFIRST»: [Электронный ресурс] URL: https://kazanfirst.ru/articles/596847 (дата обращения 24.05.2023).

3>