Файл: Курсовая работа развитие общей и специальной выносливости у хоккеистов 1314 лет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»


Кафедра теории и методики хоккея
Курсовая работа
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ.


Выполнил: Швец Кирилл Александрович
студент 319 группы, ФЗОВС
Научный руководитель: _________________________________________________________________
Защищена_________________ На оценку_____________________

Проверил: ________________________________________________________
Санкт-Петербург, 2022

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ 4

1.2 Физиологические особенности развития организма подростков 13-14 лет 7

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ 11

2.1 Основные методы и средства развития общей и специальной выносливости хоккеистов 13-14 лет. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17


ВВЕДЕНИЕ


В современном спорте тренерский статус приобрел ещё большее значение, уделяется большее внимание его профессиональным навыкам и личностным качествам. В настоящее время тренер несет особую ответственность за воспитание молодого поколения, его здоровье, физическую форму и достижения в спорте. Процесс спортивной подготовки постоянно развивается и основывается на новых технологиях, включая периодизацию, установление целей и задач на различных этапах, применение различных методов и средств тренировки, а также методы отбора и контроля. Современный тренер - это человек, который является исследователем и инноватором, который изучает психологию, физиологию и другие науки в университетах для подготовки спортсменов. В хоккее одним из трендов развития является повышение интенсивности игры. Современный хоккеист должен выдерживать высокий темп не только в одной игре, но и в течение всего чемпионата или турнира. Он должен успешно справляться с большими тренировочными нагрузками и быстро восстанавливаться во время отдыха между тренировками и играми. Это означает, что выносливость игрока определяет его эффективность. Выносливость - это способность человека успешно выполнять целенаправленные действия в условиях естественного утомления, как психологического, так и физиологического. В сравнении с другими физическими качествами, такими как сила и скорость, выносливость представляет собой более сложное качество, состоящее из нескольких компонентов. Выносливость является важным физическим качеством, которое проявляется в профессиональной и спортивной деятельности, а также в повседневной жизни людей. Она отражает общую работоспособность человека.


Выносливость представляет собой способность человека выполнять длительную работу без значительного снижения работоспособности. Её уровень обычно измеряется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем дольше продолжается работа, тем выше выносливость. Учитывая важность выносливости для укрепления здоровья, физического развития и игровых навыков хоккеистов, актуальность данной темы очевидна. Исходя из этих проблем, я выбрал тему "Методика развития общей выносливости у хоккеистов в возрасте 13-14 лет".

Цель данного исследования заключается в оценке эффективности комплекса упражнений, которые направлены на развитие общей выносливости у хоккеистов в возрасте 13-14 лет. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

Провести анализ научно-методической литературы, относящейся к данной теме исследования.

Дать определение понятиям "общая выносливость" и "специальная выносливость".

Разработать комплекс физических упражнений, который будет способствовать развитию общей выносливости у хоккеистов в возрасте 13-14 лет. Предметом исследования являются методы и средства, используемые для развития общей выносливости у хоккеистов в возрасте 13-14 лет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ


1.1 Понятие "выносливость и специальная выносливость":

В настоящее время существует несколько определений понятия "выносливость", которые в разной формулировке описывают одно и то же. Одни исследователи рассматривают выносливость как комплекс свойств организма, определяющих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности. Другие определяют выносливость как единство психофизиологических и биоэнергетических функций, которые позволяют организму длительно противостоять утомлению при выполнении механической работы. При сравнительном анализе этих определений видно, что они имеют одинаковую смысловую основу. В первом случае указывается на "комплекс свойств организма человека, определяющих способность противостоять утомлению...", а во втором случае - "функции (психофизиологические и биоэнергетические), позволяющие противостоять утомлению...". Таким образом, различные термины используются для описания одной и той же сущности.



Существует также общепризнанное определение выносливости с педагогической точки зрения, которое наиболее точно отражает данное качество. Выносливость - это способность длительно выполнять определенную деятельность без снижения ее эффективности.

В теории и методах физической культуры выносливость определяется как способность поддерживать требуемую силу нагрузки и сопротивляться усталости, возникающей в процессе профессиональной деятельности. Таким образом, выносливость проявляется в двух основных формах:

В период работы на данном уровне мощности до появления выраженных признаков усталости.

При снижении производительности и появлении усталости.

Утомление - это временное снижение работоспособности, вызванное физической или умственной нагрузкой. Оно проявляется в увеличении трудности выполнения задачи или невозможности продолжать деятельность с прежней эффективностью. В зависимости от типа деятельности выделяют несколько видов утомления: умственное, сенсорное, эмоциональное и физическое.

Существуют два основных вида выносливости:

Специальная выносливость - это способность поддерживать длительные нагрузки, характерные для конкретного вида профессиональной деятельности. Специальная выносливость представляет собой сложное многокомпонентное моторное качество. Путем изменения параметров упражнений можно выбирать нагрузку для развития и улучшения отдельных компонентов выносливости. Каждая профессия или группа профессий может иметь свою комбинацию этих компонентов.

Общая выносливость - это набор функциональных возможностей организма, определяющих его способность длительно работать с высокой эффективностью при умеренной интенсивности. Общая выносливость является неспецифической основой для проявления эффективности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности.

Выносливость хоккеиста проявляется в его способности поддерживать высокие темпы игры в течение одного игрового сегмента (40-60 секунд), периода (20 минут) и всего матча, что характеризует его особую выносливость.

Основной физиологической составляющей общей выносливости являются аэробные способности, которые отличаются относительной не специфичностью и независимостью от типа упражнений. Чем меньше требуется силы для выполнения работы и чем больше мышц задействовано, тем меньшую роль играют моторные навыки и аэробные возможности в ее эффективности. Выполнение аэробных упражнений способствует высокой функциональной активности вегетативных систем организма. Поэтому выносливость в таком контексте имеет общий характер и называется общей выносливостью.


Измерение уровня развития выносливости может производиться различными специализированными методиками, которые определяют функциональные возможности организма человека, ограничивающие продолжительность работы. Эти методики включают физиологические, биохимические, морфологические и биомеханические аспекты. В педагогике мера выносливости обычно определяется временем, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений, таких как плавание, бег, ходьба и т. д., измеряется минимальное время, необходимое для преодоления заданной дистанции. В игровых виде деятельности и единоборствах измеряется время, в течение которого поддерживается определенный уровень эффективности двигательной активности. В случае сложных координационных видов деятельности, связанных с точностью движений (например, спортивная гимнастика, фигурное катание и т. д.), показателем выносливости является устойчивость в технически правильном выполнении действий.

Выносливость зависит от увеличенных функциональных возможностей организма и определяется различными факторами, прежде всего активностью коры головного мозга, которая регулирует состояние центральной нервной системы и работоспособность остальных систем органов, включая энергетическую систему.

Игровая деятельность хоккеиста требует комплексной работы мышечной системы (рук, ног и туловища), что приводит к высокому энергетическому расходу. Поэтому физиологическая основа выносливости хоккеиста связана с его энергоснабжением. Одновременно игровая активность имеет переменную интенсивность, от максимальной до умеренной, что приводит к различным механизмам энергоснабжения.

Кратковременные и высокоинтенсивные игровые сегменты, требующие максимальной и субмаксимальной мощности, требуют высокого уровня анаэробного (гликолитического) механизма энергоснабжения. Однако в других игровых эпизодах, таких как откаты и позиционная защита, деятельность хоккеиста выполняется на малой скорости и включает смешанные (аэробно-анаэробные) и аэробные механизмы энергоснабжения. Кроме того, аэробные процессы необходимы для восстановления как во время игры, так и между периодами.

Выносливость спортсмена также зависит от его способности экономно использовать энергию и сопротивляться негативным факторам внешней и внутренней среды.


Высокий уровень выносливости позволяет хоккеисту справляться с интенсивными тренировочными и соревновательными нагрузками, полностью реализовывать свои двигательные возможности во время соревнований. Выносливость, в широком смысле, определяется способностью человека противостоять усталости в процессе выполнения работы.

Средняя продолжительность выносливости в хоккее соответствует выносливости в течение одного периода игры. В этот момент игрок достигает состояния инерции, что означает, что игровые действия требуют большего использования анаэробных механизмов с умеренным дефицитом кислорода. Средняя продолжительность выносливости в значительной степени зависит от уровня общей и скоростной выносливости. Критическое значение имеет способность игрока эффективно справляться с активным и повторяющимся двигательным сопротивлением.

В рамках одного периода матча хоккеист должен быть способен повторять быстрые старты и участвовать в единоборствах с противником. Очевидно, что в хоккее требуются все основные виды выносливости, хотя в разных пропорциях.

1.2 Физиологические особенности развития организма подростков 13-14 лет


Работа с детьми и подростками имеет свои особенности, связанные с их физиологическим развитием. В период биологического созревания у подростков происходят значительные изменения во внутренних органах и системах, отличающиеся от зрелых людей. Важно понимать и учитывать эти особенности при воспитании и тренировке.

Всего выделяют три фазы периода биологического созревания. Первая фаза - препубертатная, которая характеризуется стремлением к самоутверждению, независимости и самостоятельности. Подростковый возраст, согласно отечественной психологии, приходится на 11-17 лет, когда происходит интенсивное психологическое, когнитивное, социальное и физиологическое развитие. В этот период наблюдается быстрый рост тела в длину.

Вторая фаза - пубертатная, характеризуется замедлением процессов роста и более явными признаками, свойственными каждому полу. В этой фазе происходит значительное увеличение массы тела и его поперечных размеров.

Третья фаза - постпубертатная, завершающая, характеризуется увеличением массы тела и проявлением признаков полового созревания. В этой фазе наблюдается интенсивное усиление так называемых третичных признаков полового созревания.