Файл: Стресс и его влияние на работоспособность и состояние здоровья человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 284

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Челябинский институт путей сообщения

филиал федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»
 

 

  

Эссе по менеджменту

Тема:

«стресс и его влияние на работоспособность и состояние здоровья человека»
 

 

 

 

 

Выполнил студент группы: ЭД – 211

Опанасюк Владислав

                                                            Преподаватель: Микрюкова О.В.

 

 

  

       

Челябинск

2022г.

Оглавление


Введение 3

1.Влияние стресса на организм человека. 4

1.1История развития представлений о явлении стресса 4

1.2Разновидности стресса 5

1.3 Причины возникновения стресса 7

2. Анализ дисфункциональных последствий стресса 8

2.1Влияние стресса на психофизиологию работника 8

2.2 Стресс руководителей 11

3 Влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности персонала и на организм в целом 14

3.1 Пагубное влияние стресса на профессиональную деятельность 14

3.2 Профессиональное выгорание 15

3.3 Системы органов, на которые влияет стресс 22

4 Методы борьбы со стрессом 23

4.1 Советы психолога 23

4.2 Средства для борьбы с рабочим cтрессом 25

5. Заключение 29

Список Литературы 30

Введение


Вся наша жизнь состоит из ожидаемых или неожиданных событий. И каждый из нас реагирует на них по-разному,в зависимости от потребностей и знаний ситуации. Но если знаний недостаточно,то человек может попасть в стрессовое состояние.Стрессу подвержены люди разных возрастов, в современных условиях каждый человек под его влиянием. Внешние признаки стресса почти всегда выражаются в утомлении, падении интереса к жизни, апатии,агрессии. До 40% всех факторов, которые ухудшают состояние и здоровье детей сосредоточены в школе. Повседневные школьные стрессы со временем превращаются в настоящую проблему и грозят разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. К признакам стресса среди учащихся относятся: тревожность, страхи, раздражительность,агрессия. Тревожность влияет на успеваемость учащихся, поведение. изучение данного состояния в учебной деятельности учащегося с целью улучшения его работоспособности очень важно. Именно поэтому моя работа актуальна сейчас.


1.Влияние стресса на организм человека.

1.1История развития представлений о явлении стресса


Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать»

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

Г. Селье еще будучи студентом, при подготовке к очередному экзамену, анализируя систематику заболеваний заметил, что начало болезней часто одинаково. Наш организм в начале разных заболеваний очень, похоже, реагирует на предъявленные ему болезнью требования. Его это заинтересовало, и он решил, что, окончив университет, посвятит этому какую – то часть своего времени. Так и случилось. Отец помог купить ему лабораторию и Селье вплотную занялся научной деятельностью. В результате, Селье пришел к выводу, что самые различные неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция адреналина, инсулина, чисто физические травмирующие воздействия, боль и многие другие - вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший у Селье название «общий адаптационный синдром» (ОАС). Позже он написал, что Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования.[2]

В 8 классе нам дается определение стресса, как перенапряжение всех сил организма.[1]

Явление стресса Селье изучал на крысах. Подвергнув крыс воздействию стрессоров — факторов, способных возбудить стрессовую реакцию, Ганс Селье определил специфические изменения, происходящие на физиологическом уровне. У его крыс появлялось «значительное увеличение коры надпочечников; уменьшение или атрофия тимуса (вилочковой железы), селезенки, лимфатических узлов и других лимфатических структур; появлялись кровоточащие язвочки в желудке и двенадцатиперстной кишке».[ 4]

Он сделал вывод о том, что независимо от источника стресса организм всегда реагирует одинаково. Результаты исследований Селье были впервые опубликованы в его ставшей классической книге «Стресс в нашей жизни».

У Селье, естественно, были последователи, которые внесли значительный вклад в изучение явления стресса и его влияния на организм человека 


1.2Разновидности стресса


По мнению Е.Б.Бабского стрессы делятся на:
Физиологический
связан с прямыми воздействиями на организм,болью от различных негативных факторов (жара, холод, голод, боль, физические перегрузки).Сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, мышцы напрягаются и работают более интенсивно, запасы энергии в организме заканчиваются.

Психологический
Вызывают факторы, действующие как сигнал: обман, обида, угроза, опасность. Формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания.
Информационный
Возникает при большом количестве информации за маленький промежуток времени, задач, которые нужно выполнить, когда человек, не успевает принимать верные решения, когда от него это требуют. Появляются негативные эмоции, развитие чувства тревоги.
Эмоциональный положительный стресс (эустресс)
появляется при радостных событиях, такие как свадьба, рождение ребенка, выигрыш любимой команды. Они, принося хорошее настроение, удовлетворение, повышают устойчивость организма к заболеваниям. чаще всего после таких стрессов организм быстро отдыхает и восстанавливается.
Эмоциональный отрицательный стресс (дистресс)
появляется из-за угрозы безопасности человеку (преступление, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы). Он может привести к болезни. Возникает Неспособность принять решения, неопределенность, пессимизм, негативный внутренний диалог, нереалистичные ожидания.
Острый (кратковременный)
происходит быстро и неожиданно, не причиняет вред,крайняя его степень – шок. Острый шоковый стресс может быть вызван различными катастрофами – войнами, стихийными бедствиями – экстремальными ситуациями, выходящими за рамки жизненного опыта. Неспособность сконцентрироваться, фиксация только на плохом, тревожные мысли, постоянное беспокойство.


Долговременный

появляется из-за незначительных, но часто повторяющихся факторов (например, неудовлетворенность работой, напряженное отношение с коллегами и родственниками.) Возникает боль любого рода, болезни сердца, проблемы с пищеварением, проблемы со сном, депрессия, ожирение, аутоиммунные заболевания.

1.3 Причины возникновения стресса


Причиной возникновения стресса может стать любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением.
Источники стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация;

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты,либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Шум;

7. Монотонная работа;

8. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

9. Напряжённая работа;

10. Финансовые трудности;

11. Сильные позитивные эмоции;

Ссоры с людьми и, особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение со стороны на ссоры в семье).[4]

2. Анализ дисфункциональных последствий стресса

2.1Влияние стресса на психофизиологию работника


Основные последствия стресса на психофизиологию работника отражаются прежде всего в трех основных направлениях:

· Физиологические нарушения

· Психические нарушения

· Поведенческие нарушения

Далее рассмотрим подробнее каждое из этих трех направлений.

Исследования показывают, что у человека, почти постоянно находящегося в состоянии эмоционального напряжения могут возникнуть такие физиологические нарушения, как язва двенадцатиперстной кишки и желудка, колит, грудная жаба, гипертония, астма, сенная лихорадка, ожирение, диабет, некоторые кожные болезни и др. [4]

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что при стрессе (будь то болезнь, боль, физическое страдание или эмоциональное потрясение - сильное, слабое, длительное, кратковременное) включаются сложнейшие нервные механизмы.

Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования.


Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса:

Во-первых, в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не мешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция - возбуждается одна из глубинных структур мозга - гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу - гипофиз - выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (в следствии чего может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становиться чаще дыхание). В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек, в отличие от первобытного, вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь - физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации.