Файл: Источников административного права. 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 1856

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Понятие и структура предмета административного права.

2. Понятие и система источников административного права.

3. Место и роль административного права в системе отраслей российского права.

4. Понятие, сущность и механизм административно-правового регулирования.

5. Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, классификация

6. Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура и виды.

7. Понятие, структура, основные виды административно-правового статуса физического лица в Российской Федерации.

8. Административные права и обязанности физических лиц в Российской Федерации

9. Особенности административно-правового статуса физических лиц, выполняющих функции должностного лица

10. Внесудебная защита прав и свобод граждан в сфере административно-правового регулирования.

11. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

12. Судебная защита прав и свобод граждан в сфере административно-правового регулирования.

13. Понятие, правовая основа создания, виды организаций как субъектов административного права

14. Административные права и обязанности организации

15. Понятие, характерные признаки, административная компетенция и административные полномочия органов исполнительной власти

16. Понятие, структура и правовая основа федеральной системы исполнительной власти

17. Понятие, структура и правовая основа системы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

18. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства: понятие, соотношение, административно-публичные функции

19. Правительство РФ как субъект административного права.

20. Государственная служба Российской Федерации: понятие, система и принципы.

21. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Права и обязанности государственного служащего.

22. Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, продвижение по службе, прекращение службы.

23. Ответственность государственных служащих. Особенности дисциплинарной и административной ответственности государственных служащих.

24. Понятие, характерные признаки, классификация органов местного самоуправления как субъектов административного права

25. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов исполнительной власти в сфере административно-правового регулирования

26. Понятие, структура и классификация административно-правовых методов

27. Административно-распорядительные методы

28. Методы административного санкционирования

29. Методы административно-правового ограничения и принуждения

30. Методы административного арбитрирования и административно-правовой защиты.

31. Административно-правовые акты: понятие, виды и требования к ним.

32. Административные договоры: понятие, особенности и виды.

33. Понятие, характерные признаки, система и структура административного процесса

34. Административно-распорядительный процесс

35. Административно-охранительный процесс

36. Административно-процессуальные основы деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления

37. Административно-процессуальные принципы и нормы

38. Понятие административной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности, её правовое регулирование.

39. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, событие, состав.

40. Субъекты административной ответственности, характеристика их видов.

41. Виды административных наказаний и порядок их назначения

42. Административно-устранимые деликты: понятие, признаки, состав.

43. Понятие, сущность, виды административного контрольно-надзорного производства

44. Субъекты административного контрольно-надзорного производства, их правовой статус

45. Стадии административного контрольно-надзорного производства: понятие, общая характеристика

46. Понятие, задачи, принципы, виды производства по делам об административных правонарушениях.

47. Стадии производства по делам об административных правонарушениях: понятие, общая характеристика

48. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их правовой статус.

49. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях: порядок, сроки, виды постановлений и определений.

50. Рассмотрение в арбитражных судах дел об административных правонарушениях

51. Понятие и система способов обеспечения законности в сфере деятельности публичной администрации.

52. Контроль Президента Российской Федерации за деятельностью публичной администрации.

53. Контроль законодательных органов за деятельностью публичной администрации

54. Прокурорский надзор за деятельностью публичной администрации

55. Роль судебных органов в обеспечении законности административно-правовых действий и решений публичной администрации

56. Общественный контроль за законностью в деятельности публичной администрации

57. Административно-правовое регулирование в сфере образования, науки и культуры.

58. Административно-правовое регулирование в экономической сфере

59. Административно-правовое регулирование в сфере обороны и безопасности.

60. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты.

, и отсутствуют основания для освобождения лица от административной ответственности.

Постановление о прекращении производства по делу выносится в случаях, если имеется хотя бы одно из обстоятельств, исключающих производство по делу; совершенное правонарушение характеризуется малозначительностью и коллегиальный орган (должностное лицо) принял решение ограничиться объявлением устного замечания, а также если установлено, что в правонарушении содержатся признаки преступления и материалы дела переданы прокурору, органу предварительного следствия или дознания.



50. Рассмотрение в арбитражных судах дел об административных правонарушениях



Арбитражные суды рассматривают возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела:

1. Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

2. Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

3. Об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

4. О взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Возбуждение дел данной категории осуществляется не путем подачи иска (искового заявления), а путем обжалования, т.е. подачей жалобы или заявления.

Лица, участвующие в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, именуются не сторонами, а заявителями, лицами, подающими жалобу, лицами, отвечающими по жалобе, заинтересованными лицами.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.



Заявления по рассматриваемой категории дел подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если не установлено другое.

Особые правила подсудности установлены для подачи заявлений о привлечении к административной ответственности и об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Одной из существенных особенностей данной категории дел является то, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

К общим правилам искового производства относятся: правила о письменной форме обращения в суд, рассмотрении вопроса о принятии заявления, правила подготовки дела к судебному разбирательству и судебного разбирательства, правила, регулирующие примирительные процедуры, правила принятия решений и определений арбитражного суда, правила приостановления производства по делу, окончания производства по делу без вынесения решения.

51. Понятие и система способов обеспечения законности в сфере деятельности публичной администрации.



В теории административного права выделяются следующие способы обеспечения законности: государственный контроль, надзор и обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Государственный контроль как способ обеспечения законности состоит в том, что уполномоченные государственные органы (должностные лица), используя определенные приемы и способы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должностными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности. При наличии таких нарушений контрольные органы принимают меры к их устранению
, восстановлению нарушенных прав, привлечению виновных должностных лиц к ответственности.

Принципами государственного контроля являются: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Говоря о государственном контроле как способе обеспечения законности, важно отметить и то, что контрольные и подконтрольные органы, как правило, соподчинены. При этом контроль может быть внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренним, когда контрольные органы входят в ведомственную систему.

Государственный контроль подразделяется на общий, когда охватывается вся деятельность проверяемого органа, и специальный, когда проверка осуществляется по определенным вопросам.

Надзор как способ обеспечения законности заключается в постоянном систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью государственных органов, должностных лиц и граждан с целью выявления нарушений законности.

При этом надзор отличается от контроля прежде всего тем, что органы надзора и поднадзорные органы не находятся в отношениях подчиненности (например, государственные инспекции, прокуратура). Кроме того, надзорные органы выявляют у поднадзорных только нарушения законности, но не целесообразности.

Надзор подразделяется на два вида: прокурорский и административный.


52. Контроль Президента Российской Федерации за деятельностью публичной администрации.


Специфика президентского контроля определяется конституционным статусом Президента РФ как главы государства (ст. 80 Конституции РФ). Формально президент не принадлежит ни к одной ветви власти, хотя влияет на функционирование каждой из них, в том числе и прежде всего исполнительной власти.
Непосредственный контроль Президента РФ реализуется при отборе и расстановке кадров на федеральном уровне (например, при назначении Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы; при назначении на должность и освобождении от должности федеральных министров, высшего командования Вооруженных Сил РФ и т.д.).

Реализуя право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, Президент РФ участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов, вносит предложения, непосредственно контролирует исполнение принятых решений.

В соответствии с Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Контрольные полномочия Президента РФ в отношении этих органов закреплены в нормативных правовых актах, регулирующих их деятельность.

Контроль через соответствующие образуемые Президентом РФ органы заключается в следующем.

  • 1. Администрация Президента РФ является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ и осуществляющим контроль за исполнением его решений. В ее состав входят:

    • • Руководитель Администрации Президента РФ, два заместителя Руководителя Администрации – помощника Президента РФ, помощники Президента РФ, пресс- секретарь Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, старшие референты, референты Президента РФ и иные должностные лица Администрации;

    • • управления Президента РФ;

    • • иные самостоятельные подразделения, состоящие из департаментов.