Файл: Источников административного права. 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 1877

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Понятие и структура предмета административного права.

2. Понятие и система источников административного права.

3. Место и роль административного права в системе отраслей российского права.

4. Понятие, сущность и механизм административно-правового регулирования.

5. Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, классификация

6. Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура и виды.

7. Понятие, структура, основные виды административно-правового статуса физического лица в Российской Федерации.

8. Административные права и обязанности физических лиц в Российской Федерации

9. Особенности административно-правового статуса физических лиц, выполняющих функции должностного лица

10. Внесудебная защита прав и свобод граждан в сфере административно-правового регулирования.

11. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

12. Судебная защита прав и свобод граждан в сфере административно-правового регулирования.

13. Понятие, правовая основа создания, виды организаций как субъектов административного права

14. Административные права и обязанности организации

15. Понятие, характерные признаки, административная компетенция и административные полномочия органов исполнительной власти

16. Понятие, структура и правовая основа федеральной системы исполнительной власти

17. Понятие, структура и правовая основа системы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

18. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства: понятие, соотношение, административно-публичные функции

19. Правительство РФ как субъект административного права.

20. Государственная служба Российской Федерации: понятие, система и принципы.

21. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Права и обязанности государственного служащего.

22. Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, продвижение по службе, прекращение службы.

23. Ответственность государственных служащих. Особенности дисциплинарной и административной ответственности государственных служащих.

24. Понятие, характерные признаки, классификация органов местного самоуправления как субъектов административного права

25. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов исполнительной власти в сфере административно-правового регулирования

26. Понятие, структура и классификация административно-правовых методов

27. Административно-распорядительные методы

28. Методы административного санкционирования

29. Методы административно-правового ограничения и принуждения

30. Методы административного арбитрирования и административно-правовой защиты.

31. Административно-правовые акты: понятие, виды и требования к ним.

32. Административные договоры: понятие, особенности и виды.

33. Понятие, характерные признаки, система и структура административного процесса

34. Административно-распорядительный процесс

35. Административно-охранительный процесс

36. Административно-процессуальные основы деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления

37. Административно-процессуальные принципы и нормы

38. Понятие административной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности, её правовое регулирование.

39. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, событие, состав.

40. Субъекты административной ответственности, характеристика их видов.

41. Виды административных наказаний и порядок их назначения

42. Административно-устранимые деликты: понятие, признаки, состав.

43. Понятие, сущность, виды административного контрольно-надзорного производства

44. Субъекты административного контрольно-надзорного производства, их правовой статус

45. Стадии административного контрольно-надзорного производства: понятие, общая характеристика

46. Понятие, задачи, принципы, виды производства по делам об административных правонарушениях.

47. Стадии производства по делам об административных правонарушениях: понятие, общая характеристика

48. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их правовой статус.

49. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях: порядок, сроки, виды постановлений и определений.

50. Рассмотрение в арбитражных судах дел об административных правонарушениях

51. Понятие и система способов обеспечения законности в сфере деятельности публичной администрации.

52. Контроль Президента Российской Федерации за деятельностью публичной администрации.

53. Контроль законодательных органов за деятельностью публичной администрации

54. Прокурорский надзор за деятельностью публичной администрации

55. Роль судебных органов в обеспечении законности административно-правовых действий и решений публичной администрации

56. Общественный контроль за законностью в деятельности публичной администрации

57. Административно-правовое регулирование в сфере образования, науки и культуры.

58. Административно-правовое регулирование в экономической сфере

59. Административно-правовое регулирование в сфере обороны и безопасности.

60. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты.

относятся физические лица, дееспособные и обладающие различными административно-правовыми статусами. К ним относятся, например:

  • граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

  • в зависимости от особенностей социального статуса: должностные лица; государственные служащие, военнослужащие, учащиеся, пенсионеры, инвалиды.

К коллективным субъектам относятся наделенные административно-правовым статусом юридические лица в числе которых органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, коммерческие и некоммерческие организации различных организационно-правовых форм, общественные объединения.

Объектом административно-правовых отношений является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений.

В юридической литературе различают общий объект и непосредственный.

Под общим объектом понимают общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами и возникающие в политической, экономической, социально-культурной и межотраслевой сферах

Непосредственным объектом выступают:

- поведение, деятельность субъектов, разного рода услуги и их результаты;

- материальные блага (вещи, ценности);

- нематериальные личные блага (честь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность);

- продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, изобретения);

- ценные бумаги, официальные документы (облигации, векселя, паспорт гражданина и т.п.).

В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия (бездействия), а в некоторых случаях — события.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные – основанына положениях норм административного права. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например:

  • подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется;

  • в связи с наступлением 14-летнего возраста у конкретного лица возникает право получения паспорта гражданина Российской Федерации. Получая паспорт, это лицо вступает в конкретные административно-правовые отношения с соответствующим государственным органом.


Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм и нарушают их. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к административной (дисциплинарной) ответственности (нарушение ПДД является основанием для возникновения административного правоотношения между нарушителем и уполномоченным государственным органом).

К числу неправомерных юридических фактов относится также бездействие – волевое несовершение предписываемых законом действий. Например:

  • непринятие органом внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка;

  • бездействие должностного лица, обязанного рассмотреть обращение гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрировать транспортное средство в органах внутренних дел, невыполнение требования о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств).

События – явления (жизненные обстоятельства), независимые от воли людей и имеющие юридическое значение (например, рождение и смерть человека, достижение возраста административной ответственности – 16 лет, , стихийное бедствие и пр.).



7. Понятие, структура, основные виды административно-правового статуса физического лица в Российской Федерации.


Административно-правовой статус индивидуального субъекта – это урегулированное нормами административного права правовое положение человека в его отношениях с субъектами исполнительной власти, правовое положение человека в сфере публичного управления. Административно-правовой статус гражданина – это юридическое закрепление положения гражданина.

Структурными элементами административного статуса индивидуальных субъектов являются: – административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность); – права и свободы, в том числе права в виде льгот; – обязанности, включая установленные в форме ограничений и запретов; – гарантии прав и свобод; 17 – ответственность. С точки зрения уровневого или видового подхода к структуре административно-правового статуса, он представляется как комплекс, система вертикально взаимообусловленных статусов, среди которых принято выделять общий, специальный и особый статусы.

Общий административно-правовой статус – это основной статус субъекта, указывающий на его правовую связь с государством, исполнительной властью, на его правовое положение в сфере публичного управления.

Специальный административно-правовой статус указывает на правовое положение субъекта в определенной отрасли государственного управления или сфере межотраслевого управления. Особый правовой статус имеют субъекты, как правило, обладающие специальными правовыми статусами. Особый правовой статус выделяет субъекта в связи с особым объемом правомочий или ограничений.

8. Административные права и обязанности физических лиц в Российской Федерации



Права граждан в сфере государственного управления – это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.
Права и обязанности граждан в сфере административного права делятся на абсолютные и относительные.
Абсолютными считаются права, реализация которых зависит только от волеизъявления гражданина.
Относительными же являются права, реализация которых зависит не только от волеизъявления гражданина, но также от наличия фактических возможностей для их осуществления.

Обязанности граждан в сфере государственного управления – это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления. Кроме того, права и обязанности граждан в сфере административного права подразделяются на общие и специальные. Общие права и обязанности распространяются на все сферы государственного управления; например, право на обжалование незаконных действий государственных органов и должностных лиц.
Специальные административные права и обязанности – это права и обязанности граждан в определенной сфере государственного управления; например, в сфере образования. К административной ответственности гражданин привлекается за совершение административного правонарушения, т. е. виновного действия или бездействия, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

9. Особенности административно-правового статуса физических лиц, выполняющих функции должностного лица


Публичным должностным лицом является физическое лицо, замещающее по основаниям и в порядке, установленным федеральным законодательством, законодательством субъекта РФ, должность в государственном органе или органе местного самоуправления, в государственном или муниципальном учреждении, в иной государственной или муниципальной организации, иную государственную или муниципальную должность, реализующее компетенцию соответствующего органа, учреждения или организации или собственную компетенцию, действующее в отношениях с другими, в том числе не подчиненными ему организационно субъектами (физическими лицами и организациями) от его (ее) имени либо непосредственно от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и наделенное в этих отношениях внутренними и (или) внешними организационно-распорядительными и (или) охранительными публично-властными полномочиями, а также внешними представительскими полномочиями. К числу публичных должностных лиц представляется возможным отнести, в частности, Президента РФ, федеральных министров
, глав исполнительной власти субъектов РФ, глав местных администраций, глав муниципальных образований, должностных лиц ОВД, налоговых органов и т.п.

Частным должностным лицом является физическое лицо, замещающее по основаниям и в порядке, установленным федеральным законодательством, законодательством субъекта РФ, уставом конкретной коммерческой или некоммерческой организации, должность, руководящее место в негосударственной и немуниципальной коммерческой или некоммерческой организации, действующее в отношениях с другими, в том числе не подчиненными ему организационно субъектами (физическими лицами и организациями) от имени этой организации и наделенное в этих отношениях внутренними организационно-распорядительными и внешними представительскими полномочиями. В качестве примеров частных должностных лиц можно назвать генеральных директоров и директоров акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, арбитражных управляющих, руководителей общественных и религиозных объединений и т.п

Управляющие должностные лица как субъекты административных правоотношений, по нашему мнению, характеризуются следующими основными особенностями.

• 1. Управляющие должностные лица, как правило, состоят в штате государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, иных государственных и негосударственных организаций, действуют в административных правоотношениях от их имени и реализуют компетенцию этих органов и организаций и (или) собственную управленческую компетенцию. Они действуют, например, от имени таких органов, как Правительство России, федеральное министерство, правительство субъекта РФ, администрация района, высшее учебное заведение и т.п. В некоторых случаях управляющие должностные лица не состоят в штате каких-либо организаций, действуют в административных правоотношениях от собственного имени и реализуют в этих отношениях только собственную управленческую компетенцию. К числу таковых можно отнести, в частности, Президента России, президентов республик, глав муниципальных образований.
• 2. Управляющие должностные лица выполняют в административных правоотношениях управленческие функции, к числу которых, по нашему мнению, необходимо относить следующие направления административной деятельности: