Файл: Источников административного права. 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 1902

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Понятие и структура предмета административного права.

2. Понятие и система источников административного права.

3. Место и роль административного права в системе отраслей российского права.

4. Понятие, сущность и механизм административно-правового регулирования.

5. Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, классификация

6. Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура и виды.

7. Понятие, структура, основные виды административно-правового статуса физического лица в Российской Федерации.

8. Административные права и обязанности физических лиц в Российской Федерации

9. Особенности административно-правового статуса физических лиц, выполняющих функции должностного лица

10. Внесудебная защита прав и свобод граждан в сфере административно-правового регулирования.

11. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

12. Судебная защита прав и свобод граждан в сфере административно-правового регулирования.

13. Понятие, правовая основа создания, виды организаций как субъектов административного права

14. Административные права и обязанности организации

15. Понятие, характерные признаки, административная компетенция и административные полномочия органов исполнительной власти

16. Понятие, структура и правовая основа федеральной системы исполнительной власти

17. Понятие, структура и правовая основа системы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

18. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства: понятие, соотношение, административно-публичные функции

19. Правительство РФ как субъект административного права.

20. Государственная служба Российской Федерации: понятие, система и принципы.

21. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Права и обязанности государственного служащего.

22. Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, продвижение по службе, прекращение службы.

23. Ответственность государственных служащих. Особенности дисциплинарной и административной ответственности государственных служащих.

24. Понятие, характерные признаки, классификация органов местного самоуправления как субъектов административного права

25. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов исполнительной власти в сфере административно-правового регулирования

26. Понятие, структура и классификация административно-правовых методов

27. Административно-распорядительные методы

28. Методы административного санкционирования

29. Методы административно-правового ограничения и принуждения

30. Методы административного арбитрирования и административно-правовой защиты.

31. Административно-правовые акты: понятие, виды и требования к ним.

32. Административные договоры: понятие, особенности и виды.

33. Понятие, характерные признаки, система и структура административного процесса

34. Административно-распорядительный процесс

35. Административно-охранительный процесс

36. Административно-процессуальные основы деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления

37. Административно-процессуальные принципы и нормы

38. Понятие административной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности, её правовое регулирование.

39. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, событие, состав.

40. Субъекты административной ответственности, характеристика их видов.

41. Виды административных наказаний и порядок их назначения

42. Административно-устранимые деликты: понятие, признаки, состав.

43. Понятие, сущность, виды административного контрольно-надзорного производства

44. Субъекты административного контрольно-надзорного производства, их правовой статус

45. Стадии административного контрольно-надзорного производства: понятие, общая характеристика

46. Понятие, задачи, принципы, виды производства по делам об административных правонарушениях.

47. Стадии производства по делам об административных правонарушениях: понятие, общая характеристика

48. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их правовой статус.

49. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях: порядок, сроки, виды постановлений и определений.

50. Рассмотрение в арбитражных судах дел об административных правонарушениях

51. Понятие и система способов обеспечения законности в сфере деятельности публичной администрации.

52. Контроль Президента Российской Федерации за деятельностью публичной администрации.

53. Контроль законодательных органов за деятельностью публичной администрации

54. Прокурорский надзор за деятельностью публичной администрации

55. Роль судебных органов в обеспечении законности административно-правовых действий и решений публичной администрации

56. Общественный контроль за законностью в деятельности публичной администрации

57. Административно-правовое регулирование в сфере образования, науки и культуры.

58. Административно-правовое регулирование в экономической сфере

59. Административно-правовое регулирование в сфере обороны и безопасности.

60. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты.




57. Административно-правовое регулирование в сфере образования, науки и культуры.


Правовой основой управления в области образования является Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных стандартов).

Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих элементов:

1) образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

2) сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

3) органов управления в области образования и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

  • дошкольного образования;

  • начального общего образования;

  • основного общего образования и среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.



К профессиональным относятся программы:

- начального профессионального образования;

- среднего профессионального образования;

- высшего профессионального образования, а также послевузовского профессионального образования.

В Российской Федерации установлено несколько уровней высшего профессионального образования - высшее профессиональное образование с присвоением квалификации "специалист", а также высшее профессиональное образование с присвоением квалификации "бакалавр" и "магистр".
Предметом государственного управления в Российской Федерации является научная (научно-исследовательская) деятельность, т.е. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Она включает в себя следующие виды деятельности:

- фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

К предмету государственного управления относится научно-техническая деятельность, т.е. деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Основными целями государственной научно-технической политики являются

  • Развитие

  • рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала,

  • увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства

  • реализацию важнейших социальных задач

  • обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции

  • улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства

  • укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства,

  • упрочение взаимосвязи науки и образования.



Субъектами научной и научно-технической деятельности являются:

научные работники, специалисты научной организации и работники сферы научного обслуживания; научные организации, а также академии наук, имеющие государственный статус.

Научным работником (исследователем) как субъектом научной и научно-технической деятельности является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и научно-технической деятельностью.

Правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации.

Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного или научно-технического результата или его реализации. Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной или научно-технической деятельности в научной организации.

Научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством об общественных объединениях.

Общественные академии наук участвуют в координации научной и научно-технической деятельности и действуют в соответствии со своими уставами и законодательством Российской Федерации.

Научной организацией как субъектом научной и (или) научно-технической деятельности признается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность.


Субъектом научной и научно-технической деятельности являются академии наук, имеющие государственный статус, к которым относятся Российская академия наук (РАН), отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств).

Эти академии являются некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами указанных академий. Они имеют право на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей.

Государственное управление в области образования и науки осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. При этом не должна неправомерно ограничиваться свобода педагогической и научной деятельности.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования и науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Содержание государственного управления в данной сфере заключается в том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют соответствующие приоритетные направления развития образования и науки, обеспечивают формирование системы педагогических и научных организаций, осуществление межотраслевой координации образовательной, научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию образовательных, научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции образования и науки, реализацию достижений науки и техники.

В соответствии с этим Законом к ведению федеральных органов государственной власти, в том числе и органов исполнительной власти, в области образования подлежат следующие вопросы: