ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 1865
Скачиваний: 26
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и структура предмета административного права.
2. Понятие и система источников административного права.
3. Место и роль административного права в системе отраслей российского права.
4. Понятие, сущность и механизм административно-правового регулирования.
5. Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, классификация
6. Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура и виды.
8. Административные права и обязанности физических лиц в Российской Федерации
10. Внесудебная защита прав и свобод граждан в сфере административно-правового регулирования.
12. Судебная защита прав и свобод граждан в сфере административно-правового регулирования.
13. Понятие, правовая основа создания, виды организаций как субъектов административного права
14. Административные права и обязанности организации
16. Понятие, структура и правовая основа федеральной системы исполнительной власти
19. Правительство РФ как субъект административного права.
20. Государственная служба Российской Федерации: понятие, система и принципы.
26. Понятие, структура и классификация административно-правовых методов
27. Административно-распорядительные методы
28. Методы административного санкционирования
29. Методы административно-правового ограничения и принуждения
30. Методы административного арбитрирования и административно-правовой защиты.
31. Административно-правовые акты: понятие, виды и требования к ним.
32. Административные договоры: понятие, особенности и виды.
33. Понятие, характерные признаки, система и структура административного процесса
34. Административно-распорядительный процесс
35. Административно-охранительный процесс
37. Административно-процессуальные принципы и нормы
40. Субъекты административной ответственности, характеристика их видов.
41. Виды административных наказаний и порядок их назначения
42. Административно-устранимые деликты: понятие, признаки, состав.
43. Понятие, сущность, виды административного контрольно-надзорного производства
44. Субъекты административного контрольно-надзорного производства, их правовой статус
45. Стадии административного контрольно-надзорного производства: понятие, общая характеристика
46. Понятие, задачи, принципы, виды производства по делам об административных правонарушениях.
47. Стадии производства по делам об административных правонарушениях: понятие, общая характеристика
48. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их правовой статус.
50. Рассмотрение в арбитражных судах дел об административных правонарушениях
51. Понятие и система способов обеспечения законности в сфере деятельности публичной администрации.
52. Контроль Президента Российской Федерации за деятельностью публичной администрации.
53. Контроль законодательных органов за деятельностью публичной администрации
54. Прокурорский надзор за деятельностью публичной администрации
56. Общественный контроль за законностью в деятельности публичной администрации
57. Административно-правовое регулирование в сфере образования, науки и культуры.
58. Административно-правовое регулирование в экономической сфере
59. Административно-правовое регулирование в сфере обороны и безопасности.
60. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты.
--в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина;
--ограничение прав возможно только при наличии определенных обстоятельств и должно быть установлено законодательством;
--определен перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению вообще;
--любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться без официального опубликования.
Организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида:
а) судебные, т. е. реализуемые судами в процессе осуществления правосудия. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений, установлен законодательством о гражданском судопроизводстве (дела по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий; дела по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан). Дела по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений, подведомственны арбитражному суду;
б) административные, т. е. реализуемые во внесудебном порядке. В рамках управленческой компетенции должностные лица вправе, а во многих случаях - обязаны рассматривать вопросы обеспечения административно-правовых гарантий прав граждан и принимать меры для их реализации. Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Основные виды обращений граждан:
предложение - привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения;
заявление - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;
жалоба - обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.
11. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.
Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее
гражданство (подданство) иностранного государства.
Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.
Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ.
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:
• не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;
• не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
• не могут участвовать в отправлении правосудия;
• не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;
• не имеют права участвовать в референдуме;
• на них не распространяется воинская обязанность;
• не могут быть членами политических общественных объединений;
• за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);
• только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);
• могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);
• проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;
• устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);
• по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;
• могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;
• при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.
12. Судебная защита прав и свобод граждан в сфере административно-правового регулирования.
В Конституции, законах и других актах предусмотрен целый ряд гарантий, т. е. специальных экономических, политических, организационных и юридических (в том числе административно-правовых) мер, направленных на реализацию и охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений.
Судебная защита прав и свобод гражданина может осуществляться в соответствии с внутригосударственным законодательством, а также международными договорами РФ.
Статьи 18 и 46 Конституции особо подчеркивают роль судов в защите прав и свобод граждан. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
В современном законодательстве России заметна тенденция к расширению возможностей судебной защиты прав и свобод граждан, а также совершенствованию процессуального законодательства в этой области. Суды во все возрастающем объеме рассматривают дела, вытекающие из административно-правовых отношений или касающиеся административно-правовых споров. Особо велика роль Конституционного Суда России, разрешающего дела о конституционности правовых актов, в том числе непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.
13. Понятие, правовая основа создания, виды организаций как субъектов административного права
Организация как субъект административного права – внешне организованное и юридически выраженное образование, имеющее внутреннюю структуру, состоящее из одного или нескольких индивидуальных субъектов, обладающее возможностью самостоятельно, от своего имени вступать в административно-правовые отношения с другими субъектами и являющееся носителем административных прав и обязанностей в этих отношениях.
Группы организаций как субъекты административного права в зависимости от правовой основы их образования:
• организации, создаваемые на основании норм гражданского законодательства;
• организации, создаваемые на основании норм административного и иного публичного законодательства. Классификация организаций как субъектов административного права.
Виды юридических лиц (гл. 4 ГК РФ) в зависимости от организационноправовой формы: хозяйственные товарищества и общества; крестьянские (фермерские) хозяйства; хозяйственные партнерства; унитарные предприятия; производственные кооперативы; потребительские кооперативы; товарищества собственников недвижимости; автономные некоммерческие организации; учреждения; фонды; общественные 22 организации; религиозные организации; казачьи общества; ассоциации (союзы); общины коренных малочисленных народов Российской Федерации; публично-правовые компании. Организации, создаваемые на основе норм административного и иного публичного законодательства (характеристика, административно-публичные функции, административно-публичные полномочия). Коммерческие и некоммерческие организации
Содержание административно-правового статуса организации, элементы административно-правового статуса организации, урегулированные административно-правовыми нормами: место организации в административно-правовой сфере; сфера, предмет и виды деятельности организации; цели создания и деятельности организации; задачи, решаемые организацией в административно-публичной сфере; функции, выполняемые организацией в административно-правовой сфере; административные права (полномочия) организации; административные обязанности организации; ограничения административных прав (полномочий) организации; юридическая ответственность (административная и иная публично-правовая) организации за совершенные в административно-правовой сфере правонарушения. Целевой, структурно-организационный и условно компетенционный блоки элементов административно-правового статуса организации. Общий административно-правовой статус организации – общие административные права (полномочия) организации, ограничения этих прав, административные обязанности организации, общие условия привлечения организации к юридической ответственности за правонарушения, совершенные в административно-правовой сфере. Специальный административно-правовой статус организации – специальные административные права (полномочия) организации, ограничения этих прав (полномочий), административные обязанности специальные условия привлечения организации к юридической ответственность