Файл: Источников административного права. 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 1883

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Понятие и структура предмета административного права.

2. Понятие и система источников административного права.

3. Место и роль административного права в системе отраслей российского права.

4. Понятие, сущность и механизм административно-правового регулирования.

5. Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, классификация

6. Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура и виды.

7. Понятие, структура, основные виды административно-правового статуса физического лица в Российской Федерации.

8. Административные права и обязанности физических лиц в Российской Федерации

9. Особенности административно-правового статуса физических лиц, выполняющих функции должностного лица

10. Внесудебная защита прав и свобод граждан в сфере административно-правового регулирования.

11. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

12. Судебная защита прав и свобод граждан в сфере административно-правового регулирования.

13. Понятие, правовая основа создания, виды организаций как субъектов административного права

14. Административные права и обязанности организации

15. Понятие, характерные признаки, административная компетенция и административные полномочия органов исполнительной власти

16. Понятие, структура и правовая основа федеральной системы исполнительной власти

17. Понятие, структура и правовая основа системы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

18. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства: понятие, соотношение, административно-публичные функции

19. Правительство РФ как субъект административного права.

20. Государственная служба Российской Федерации: понятие, система и принципы.

21. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Права и обязанности государственного служащего.

22. Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, продвижение по службе, прекращение службы.

23. Ответственность государственных служащих. Особенности дисциплинарной и административной ответственности государственных служащих.

24. Понятие, характерные признаки, классификация органов местного самоуправления как субъектов административного права

25. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов исполнительной власти в сфере административно-правового регулирования

26. Понятие, структура и классификация административно-правовых методов

27. Административно-распорядительные методы

28. Методы административного санкционирования

29. Методы административно-правового ограничения и принуждения

30. Методы административного арбитрирования и административно-правовой защиты.

31. Административно-правовые акты: понятие, виды и требования к ним.

32. Административные договоры: понятие, особенности и виды.

33. Понятие, характерные признаки, система и структура административного процесса

34. Административно-распорядительный процесс

35. Административно-охранительный процесс

36. Административно-процессуальные основы деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления

37. Административно-процессуальные принципы и нормы

38. Понятие административной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности, её правовое регулирование.

39. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, событие, состав.

40. Субъекты административной ответственности, характеристика их видов.

41. Виды административных наказаний и порядок их назначения

42. Административно-устранимые деликты: понятие, признаки, состав.

43. Понятие, сущность, виды административного контрольно-надзорного производства

44. Субъекты административного контрольно-надзорного производства, их правовой статус

45. Стадии административного контрольно-надзорного производства: понятие, общая характеристика

46. Понятие, задачи, принципы, виды производства по делам об административных правонарушениях.

47. Стадии производства по делам об административных правонарушениях: понятие, общая характеристика

48. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их правовой статус.

49. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях: порядок, сроки, виды постановлений и определений.

50. Рассмотрение в арбитражных судах дел об административных правонарушениях

51. Понятие и система способов обеспечения законности в сфере деятельности публичной администрации.

52. Контроль Президента Российской Федерации за деятельностью публичной администрации.

53. Контроль законодательных органов за деятельностью публичной администрации

54. Прокурорский надзор за деятельностью публичной администрации

55. Роль судебных органов в обеспечении законности административно-правовых действий и решений публичной администрации

56. Общественный контроль за законностью в деятельности публичной администрации

57. Административно-правовое регулирование в сфере образования, науки и культуры.

58. Административно-правовое регулирование в экономической сфере

59. Административно-правовое регулирование в сфере обороны и безопасности.

60. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты.



Важно подчеркнуть, что административно-процессуальные нормы также определяют взаимное процессуальное положение административно-публичных органов, судов, физических лиц и организаций в административных и судебно-административных делах
Таким образом, под административно-процессуальными нормами предлагается понимать установленные Российской Федерацией или субъектами РФ общеобязательные правила поведения, а также исходные начала (принципы, цели, задачи), устанавливающие границы, структуру, алгоритм действий и решений органов и должностных лиц публичной администрации, иных административно-публичных органов, судебных органов по применению административно-правовых мер в рамках и в целях юридического разрешения подведомственных административных (внесудебных) и судебно-административных дел, а также нормы, определяющие взаимное процессуальное положение административно-публичных органов, судов, физических лиц и организаций в административных и судебно-административных делах.

Административные процессуальные принципы – это основополагающие правовые идеи, пронизывающие весь процесс рассмотрения судами административных дел и обеспечивающие принятие законных и обоснованных судебных актов.

Значение принципов административного процессуального права заключается в следующем:

1) выступают гарантией законного и обоснованного правосудия по административным делам;

2) обеспечивают единство, внутреннюю согласованность всех составляющих элементов административного процессуального права;

3) характеризуют содержание, форму процессуальной деятельности субъектов административного судопроизводства;

4) способствуют правильному толкованию всех норм гражданского процессуального права.

5) несут самостоятельную функцию в стадиях процесса или его отдельных институтах;

6) формулируют качественные особенности производства по административным делам;

7) способствуют преодолению пробелов в административном процессуальном праве.

В соответствии со ст. 6 КАС к принципами административного судопроизводства относятся: независимость судей; равенство всех перед законом и судом; законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел; осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;
гласность и открытость судебного разбирательства; непосредственность судебного разбирательства; состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда. Этот перечень не является исчерпывающим

Под классификацией принципов понимается их разделение на отдельные группы по какому-либо признаку, называемому основанием классификации принципов административного процессуального права.

Так, исходя из юридической силы источника закрепления принципов административного процессуального права, они делятся на:

1) закрепленные в Конституции Российской Федерации. В частности, в Конституции РФ нашли закрепление следующие принципы:

– равенство перед законом и судом (ст. 19);

– осуществление правосудия только судом (ст. 118);

– независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120);

– несменяемость судей (ст. 121);

– гласность судебного разбирательства (ст. 123);

– состязательность и равноправие сторон (ст. 19, 123);

– защиты прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ);

– гарантированности судебной защиты прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ);

– доступности квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ).

– недопущения использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ).

2) закрепленные в нормах КАС РФ. В соответствии со ст. 6 указанного кодекса к принципам административного судопроизводства относятся:

– независимость судей;

– равенство всех перед законом и судом;

– законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;

– осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;

– гласность и открытость судебного разбирательства; – непосредственность судебного разбирательства;

–состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

Кроме того, в эту группу принципов необходимо включить и принципы:

– обязательности судебных актов (ст. 16 КАС РФ);

– государственного языка административного судопроизводства (ст. 12 КАС РФ);



– судейского руководства (ч. 2 ст. 14 КАС РФ)1 ;

– принцип исполнимости судебных актов (ч. 2 ст. 16 КАС РФ);

– устности судебного разбирательства (ст. 140 КАС РФ);

– диспозитивности (ст. ст. 4, 39, 43, 46, 86, 137, 157, 304, 359 и ряд других норм КАС РФ);

– сочетание единоличного и коллегиального рассмотрения административных дел (ст. 29 КАС РФ);

– применения аналогии закона и аналогии права (ч. 6 ст. 15 КАС РФ).

Следует отметить, что в процессуальной доктрине многообразие существующих принципов принято классифицировать по такому основанию, как объект правового регулирования.

По этому признаку (основанию) весь состав принципов административного процессуального права условно делится на две большие группы:

1. Принципы организационно-функциональные, т. е. определяющие устройство судов и процесс одновременно:

1) осуществление правосудия только судами;

2) принцип разумности;

3) равенство всех перед законом и судом;

4) сочетание единоличного и коллегиального рассмотрения административных дел;

5) независимость судей и подчинение их только Конституции и федеральному закону;

6) государственный язык административного судопроизводства;

7) гласность и открытость судебного разбирательства;

8) неприкосновенность судей.

9) осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок.

2. Принципы функциональные, определяющие только процессуальную деятельность суда и других участников административного процесса:

1) законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;

2) диспозитивность;

3) состязательности и равноправия сторон;

4) непосредственность,

5) устность


38. Понятие административной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности, её правовое регулирование.



Административная ответственность характеризуется тремя специфическими признаками: 1) представляет собой вид государственного принуждения; 2) единственным основанием применения ответственности выступает правонарушение; 3) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность как вид государственного принуждения характеризуется тем, что таким способом приводится в действие санкция нарушенной нормы права.

Структура административной ответственности:

1) основания административной ответственности (юридические, фактические, процессуальные);

2) субъекты ответственности;

3) условия ответственности, в том числе наличие вины, неистечение срока давности и т. д.;

4) меры ответственности – конкретные виды административных взысканий;

5) административное производство.

Административная ответственность применяется за правонарушения, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. В отличие от УК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях не охватывает всех составов административных правонарушений, которые могут устанавливаться и другими актами.

За совершение административных правонарушений устанавливается 7 видов административных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного гражданину;

6) исправительные работы на срок до двух месяцев;

7) административный арест на срок до 15 суток.

39. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, событие, состав.



Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью.

Общественная опасность административного правонарушения состоит в том, что оно реально причиняет или может причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме.

Административное правонарушение - это противоправное деяние, т.е. деяние, нарушающее нормы права. Административная ответственность установлена за нарушения норм различных отраслей права - административного, земельного, экологического и др. Административное правонарушение нарушает нормы административного и других отраслей права, охраняемых установлением административной ответственности за их нарушение.

Административное правонарушение может быть совершено только виновно. Вина - это психическое отношение лица к деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказуемость заключается в том, что только то деяние может быть признано административным правонарушением, за совершение которого установлена административная ответственность.

Как основание административной ответственности административное правонарушение содержит юридический состав, т.е. определенные элементы, только при наличии которых возможно наступление административной ответственности и применение административного наказания. К юридическому составу административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.