Файл: Понятие, сущность и общая характеристика пособий по временной нетрудоспособности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие, сущность и общая характеристика пособий по временной нетрудоспособности

1.1. Понятие и характеристика пособий по временной нетрудоспособности

1.2. Развитие законодательства регулирующего отношения назначения и выплат пособий по временной нетрудоспособности

Глава 2. Условия и порядок выплат пособий по временной нетрудоспособности

2.1 Условия назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности

2.2. Порядок назначения и выплат пособий по временной нетрудоспособности

Глава 3. Реализация гражданами права на назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности 3.1. Анализ правоприменительной практики в сфере реализации права граждан на назначение и выплату пособия по временной нетрудоспособности Анализ судебной практики, возникающей по спорам по назначению и выплате пособий по временной нетрудоспособности позволил выделить следующие ключевые моменты. В первую очередь это увольнение и не оплата больничных в период самоизоляции.В частности представляет интерес Решение № 2-2613/2020 2-2613/2020М-2289/2020 М-2289/2020 от 23 июля 2020 г. по делу № 2-2613/2020Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)1. Истец Васильева Н.С. полагает, что при прекращении трудового договора подверглась дискриминации по возрастному признаку. В указанный период, в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Васильева Н. С. как гражданин в возрасте 67 лет находилась дома на самоизоляции.Васильева Н. С. находилась на больничном, о чем сообщала по месту работы. В силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности) либо территориальным органом страховщика в случаях, указанных в ч. 4 настоящей статьи. Также, в этот период, Васильева Н.С. получила уведомление об увольнении, находясь дома в режиме самоизоляции. Однако, рассматривая доводы Васильевой Н. С. о ее увольнении в период временной нетрудоспособности, суд находит их не обоснованными, поскольку обращение истца в медицинское учреждение последовало после объявления распоряжения об увольнении, при этом работник о наличии заболевания в известность работодателя не ставил и не мог поставить, так как сам данными сведениями на момент увольнения не располагал.Ссылки истца о злоупотреблении правом со стороны работодателя, дискриминационном характере по возрастному признаку ее увольнения не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении настоящего дела доказательств дискриминации истца при увольнении и злоупотребления ответчиком предоставленным ему, как собственнику имущества, правом со стороны истца представлено не было.Исковые требования были отклонены. Также были выявлены случаю выплаты пособий по временной нетрудоспособности не в полном размере. Рассмотрим Решение № 2-1069/2020 2-1069/2020(2-7606/2019;)М-7411/2019 2-7606/2019 М-7411/2019 от 22 июля 2020 г. по делу № 2-1069/2020 Ленинского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область).1Согласно ч. ч. 1, 8, 9 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности , по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).Судом установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что истец, находясь в трудовых отношениях с НО ТСЖ «Оптимум», находилась на листке временной нетрудоспособности. Представленный стороной ответчика расчет пособия по временной нетрудоспособности истца за анализируемые периоды, суд признает необоснованным, поскольку расчет произведен относительно рабочих дней, оснований для принятия в основу решения расчета, представленного филиалом № ГУ – СРО ФСС РФ (Т. 2 л.д. 164-167), суд не находит, поскольку он произведен после подачи ответчиком уточненных сведений в Пенсионный Фонд Российской Федерации в отношении истца как застрахованного лица с учетом корректировок по размеру заработной платы, в сторону ее уменьшения, исходя из начисленной и выплаченной заработной платы, исключительно по должности бухгалтера и бухгалтера по заработной плате, вместе с тем в судебном заседании нашли свое подтверждение доводы истца о выполнению ею трудовых обязанностей по совмещению по должности техника по благоустройству, в связи с чем ранее произведенные выплаты по заработной плате являлись законными и обоснованными.Материалами дела установлено, что заработная плата, компенсация за неиспользованный отпуск, листков временной нетрудоспособности истцу до настоящего времени в полном объеме не выплачены, в связи с чем исковые требования о взыскании компенсации за задержку причитающихся выплат являются обоснованными.Суд решил Исковые требования Мухутдиновой Зилариды Салимовны к некоммерческой организации Товарищества собственников жилья «Оптимум» о взыскании пособия по временной нетрудоспособности удовлетворить полностью.В некоторых случаях граждане не заключают трудовой договор, и в результате заболеваний даже посредством обращения в суд не могут получить пособие по временной нетрудоспособности. Рассмотрим Решение № 2-1073/2020 2-1073/2020(2-6603/2019;)М-5767/2019 2-6603/2019 М-5767/2019 от 21 мая 2020 г. по делу № 2-1073/2020 Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)1 по иску Рожковой Инны Александровны к обществу с ограниченной ответственностью «Мир Фастфуда» об установлении факта трудовых отношений, взыскании заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности.В соответствии с частью 2 статьи 67 Трудового кодекса РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения к работе.Представитель ответчика возражал относительно доводов, изложенных истцом в исковом заявлении и в судебном заседании, указывая, что истец в период с 28.02.2019 по 03.07.2019 не состоял в трудовых отношениях с ООО «Мир Фастфуда», трудовые обязанности в спорный период в качестве повара не исполнял, задолженность по выплате истцу заработной платы , компенсации за отпуск, неустойки, а также пособия по временной нетрудоспособности отсутствует.Суд аргументы счел убедительными аргументы представителя ООО «Мир Фастфуда», и при отсутствии неопровержимых доказательств со стороны истца, в исковых требованиях по выплате пособия нетрудоспособности и заработной плате было отказано. Также вызывает интерес Решение № 2-2969/2020 2-2969/2020М-2238/2020 М-2238/2020 от 9 июля 2020 г. по делу № 2-2969/2020 Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)1по иску Киселева И.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Строймонтаж» о возложении обязанности произвести расчет и выплатить пособие по временной нетрудоспособности. Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Киселев И.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был временно нетрудоспособен, ему выдан листок нетрудоспособности 360542097608.Учитывая, что стороны состояли в трудовых отношениях, ответчик обязан рассчитать и выплатить истцу пособие по временной нетрудоспособности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.Поскольку выплаты, которые подлежат начислению работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей, являются основанием для исчисления и уплаты работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, от перечисления указанных выплат зависят определенные права застрахованных лиц, в силу ст. 381, 391 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за защитой своих прав, потребовав от работодателя исполнения обязанности, возложенной на него законом. Невыполнение работодателем обязанности по обязательному страхованию работников не должно влечь для них неблагоприятных последствий.На основании изложенного подлежат удовлетворению требования истца о возложении обязанности на работодателя произвести перечисление обязательных платежей за спорный период. Таким образом, исковое заявление Киселева И.А. было удовлетворено.Также были выявлены случаи судебной практики по неправильному оформлению больничных листов, в результате которого работнику было отказано в выплате пособия по нетрудоспособности. Рассмотрим Решение № 2-659/2020 2-659/2020М-4941/2019 М-4941/2019 от 22 мая 2020 г. по делу № 2-659/2020 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)1по иску Крицкого Алексея Владимировича к обществу с ограниченной ответственностью Главное управление предприятиями«ИнвестСтрой» о взыскании задолженности по заработной плате ,пособия по временной нетрудоспособности. В ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» определено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности , по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти. Из требований указанного закона видно, что оплата листка нетрудоспособности носит заявительный характер и возможна только после соответствующего обращения работника к своему работодателю. Так как оригинал больничного листа не был предоставлен работнику, а он соответственно не смог передать его работодателю и подтвердить факт временной нетрудоспособности в определенный период, то обязанность по выплате пособия по временной нетрудоспособности у ответчика не наступила, поэтому в этой части иска требования истца удовлетворению не подлежит.В удовлетворении исковых требований - отказать.В ряде случаев работодатели отрицали предоставлением им больничных листов. В этом ключе показательно Решение № 2-585/2020 2-585/2020(2-8751/2019;)М-8308/2019 2-8751/2019 М-8308/2019 от 19 февраля 2020 г. по делу № 2-585/2020Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)1по иску Бахтина Дмитрия Валерьевича к ООО «Автогрин» о взыскании пособия по временной нетрудоспособности. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.При этом суд отмечает, что участие в системе информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования электронного листка нетрудоспособности является правом, а не обязанностью работодателя.Таким образом, в силу приведенных положений законодательства возникновение у работодателя обязанности по назначению и выплате работнику пособия по временной нетрудоспособности связано с фактом предоставления работником листка нетрудоспособности. Между тем, работодатель отрицает факт получения листка нетрудоспособности истца, соответственно, обязанность его оплатить возникнет у работодателя с момента его получения и суд отказывает истцу в данной части требований. В удовлетворении исковых требований – отказать.Обзор правоприменительной практики в сфере реализации права граждан на назначение и выплату пособия по временной нетрудоспособности также позволил выделить случаи проблем получения пособий по временной нетрудоспособности в период ликвидации предприятий. Рассмотрим Решение № 2-1269/2020 2-1269/2020

3.2. Проблемы реализации права граждан на назначение и выплату пособия по временной нетрудоспособности Как и говорилось вначале п. 3.1, анализ практики по данному вопросу позволил выявить ряд спорных моментов. В первую очередь это увольнение и не оплата больничных в период самоизоляции. То есть человек находился в режиме самоизоляции, заболел, и это послужило основанием к увольнению и не выплате больничного листа. Однако, согласно преамбуле дела, гражданка заболела в срок менее месяца после увольнения1. А согласно ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности) либо территориальным органом страховщика в случаях, указанных в ч. 4 настоящей статьи. По нашему мнению, истец имеет право на оплату больничного листа в любом случае. Также, следует отметить, что возможность уволить работника в период действия ограничительных мер стала предметом дискуссии даже на уровне официальных разъяснений Минтруда РФ. Так, 2 апреля 2020 года Минтруд разместил на своем сайте ответы на вопросы об организации работы в период карантинных мер. В том числе, он разъяснил, что увольнение возможно только по трем причинам:– по инициативе работника (по собственному желанию);– по соглашению сторон;– в связи с истечением срока трудового договора.В дальнейшем, 27 апреля 2020 года, Минтруд выпустил дополнение к разъяснениям, где указал, что «в организациях, на которые распространяется режим нерабочих дней, и работники не работают, оформление прекращения трудовых отношений в этот период также не осуществляется. Вопросы, связанные с увольнением, в том числе по инициативе работника, решаются индивидуально с учетом необходимости выполнения требований Минздрава, Роспотребнадзора, органов госвласти субъектов РФ по предупреждению эпидемии. В случае сокращения численности или штата работников, если истекает срок уведомления в нерабочие дни, то увольнение производится в ближайший, следующий за окончанием нерабочего оплачиваемого периода, рабочий день». В результате, можно говорить о законодательной турбулентности в данных вопросах, наличии множества спорных аспектов, связанных как с самой возможностью увольнения работника, так и с надлежащим кадровым оформлением этой процедуры, поскольку по ТК РФ увольнение детально зарегламентировано и требует массы документов.Поэтому на наш взгляд и увольнение работника и отказ в выплате пособия по временной нетрудоспособности является незаконным (Решение № 2-2613/2020 2-2613/2020

Заключение

Список использованных источников Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] / Опубликована на Официальном интернет-портале правовой информации – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред.29.12.2020)/СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс] / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» /СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс] / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2019 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» /СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс] / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Приказ Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» /СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс] / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 74 «Об утверждении перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком» /СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс] / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 347н «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности» /СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс] / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности»/СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс] / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Приказ Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 № 21н «Об утверждении формы заявления застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, формы и порядка направления запроса, формы и порядка представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации»/СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс] / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Решение № 2-1069/2020 2-1069/2020(2-7606/2019;)М-7411/2019 2-7606/2019 М-7411/2019 от 22 июля 2020 г. по делу № 2-1069/2020Ленинского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)/СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс] / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации – Режим доступа: https://sudact.ru/



1.2. Развитие законодательства регулирующего отношения назначения и выплат пособий по временной нетрудоспособности


Основы обязательного социального страхования в России были заложены в 1901 г. принятием закона «Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность на заводских и рудничных работах», а в 1903 г. - «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев на рабочих и служащих, а равно членов их семей в предприятиях фабрично-заводской, горнозаводской промышленности».

Третьей Государственной Думой в 1912 г. был принят пакет законопроектов в который входили следующие законы: «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Положение об утверждении Присутствии по делам страхования рабочих», «Положение о Совете по делам страхования рабочих».

Страхование рабочих на случай болезни имело целью обеспечить заболевших как врачебной помощью, так и денежными пособиями. В Германии страховые выплаты на случай болезни были возложены на больничные кассы, что послужило примером для организации социальной защиты рабочих и в России.

Средства больничных касс состояли из взносов рабочих и работодателей. При этом взносы рабочих в полтора раза превышали взносы работодателей. Размер взносов устанавливался общим собранием больничной кассы.

Прообразом российской модели системы социального страхования от несчастных случаев на производстве послужила немецкая модель страхования. В соответствии с ней определялась и форма страховой организации - страховые товарищества. В отличие от Германии организация страховых товариществ в России носила территориальный характер.

Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства, они не предусматривали всех рисков утраты заработка, охватывали наемных работников только отдельных отраслей, однако учитывали страховые принципы, действовавшие в других европейских странах.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации.


В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы.

Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

На текущем этапе существует обширная правовая база, регулирующая условия, порядок назначения и расчета размера пособий по временной нетрудоспособности.

Представим основные Нормативно-правовые акты, регулирующие условия, порядок назначения и расчета размера пособий по временной нетрудоспособности в таблице 1.

Таким образом, основным регулирующим законом выступает Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»1.

На его основании разрабатываются региональные и подзаконные нормативные акты. Региональные и подзаконные нормативные акты не могут противоречить основному федеральному закону.

Таблица 1- Нормативно-правовые акты, регулирующие условия, порядок назначения и расчета размера пособий по временной нетрудоспособности

Федеральные

нормативно-правовые акты

Региональные

нормативно-правовые акты

федеральные

законы

подзаконные

нормативные акты

законы субъекта РФ

подзаконные

нормативные

акты

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

О порядке обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности осужденных к принудительным работам, привлеченных к труду, см. Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 464;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2020 N 791 «О внесении изменения во Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше»

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 N 428н Разъяснение об обязательном страховом обеспечении по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности руководителей организаций, являющихся их единственными учредителями (участниками), членами организации и собственниками ее имущества, см. 

 Письмо ФСС РФ от 08.07.2015 N 02-09-11/15-

Закон Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка»

О регулировании отдельных отношений, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Свердловской области от 15 июня 2015 года N 49-ОЗ


Постановление Правительства Свердловской области «О порядке реализации Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка»



В частности. Постановление Правительства РФ «О порядке обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности осужденных к принудительным работам, привлеченных к труду» от 05.05.2012 N 464, конкретизируют положение осужденных в части страхования на случай временной нетрудоспособности и отсылают обратно к основному федеральному закону: «обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осужденных к принудительным работам, привлеченных к труду, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом »Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» для лиц, работающих по трудовым договорам».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 N 428н «Разъяснение об обязательном страховом обеспечении по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности руководителей организаций, являющихся их единственными учредителями (участниками), членами организации и собственниками ее имущества».

Или, например, Письмо ФСС РФ от 16.11.2015 N 02-09-14/15-19990О регулирует порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством при отсутствии за расчетный период заработка, либо если средний заработок ниже МРОТ.

Законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные выплаты по обеспечению федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности, финансируемые соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 6 ст. 2 Закон N 255-ФЗ);

На региональном уровне также могут разрабатываться нормативно-правовые акты на базе основного федерального закона. Например, Закон Свердловской области «О регулировании отдельных отношений, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Свердловской области» от 15 июня 2015 года N 49-ОЗ, который регулирует гарантии социальной защиты народных дружинников и членов их семей «народным дружинникам в случае их временной нетрудоспособности продолжительностью более 21 календарного дня вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного ими в период участия в мероприятиях по охране общественного порядка, выплачивается за счет средств областного бюджета единовременное пособие», что опять не противоречит основному федеральному закону.


Также могут разрабатываться к региональным нормативным актам подзаконные нормативные акты. В частности Постановление Правительства Свердловской области «О порядке реализации Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка», конкретизирует все выплаты, входящие в доход семьи при расчете размера пособия на детей: «В доход семьи, учитываемый при исчислении среднедушевого дохода, включаются следующие выплаты:6) пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности» и т.д.

В первой главе исследования дана общая характеристика пособия по временной нетрудоспособности. В юридической литературе встречается множество определений временной нетрудоспособности. В рамках данной работы принято за основу определение, наиболее часто встречающееся в юридической практике: «денежная выплата, осуществляемая в случаях, предусмотренных федеральными законами, а именно тогда, когда выполнение работы или осуществление другой деятельности не представляется возможным ввиду временного ухудшения здоровья».

В юридической и трудовой практике различаются следующие виды нетрудоспособности: полная или частичная (критерий - степень трудоспособности); временная или постоянная (критерий - восстановление трудовой функции); общая или профессиональная (критерий – вид трудовой деятельности). Основным документом, по которому осуществляется выплата денежных средств, является листок нетрудоспособности, который можно получить в медицинском учреждении. Как правило, пособие выдается, если нетрудоспособность возникла во время работы. Законодательно определены размер и порядок расчета пособий по безработице. Размер пособия на нетрудоспособность определялся в основном в зависимости от продолжительного стажа или срока службы. Основанием для назначения, расчета и выплаты пособия является больничный лист, а в некоторых случаях - свидетельство установленной формы.

В процессе исследования был изучен массив нормативных актов, которые регулируют порядок назначения пособий по временной нетрудоспособности, а также условия выплаты пособия по временной нетрудоспособности. В частности особое внимание было уделено, таким нормативным актам, как Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Постановлениям Правительства РФ: от 15.06.2007 № 375; от 21.04.2011 № 294; Приказам Минздравсоцразвития России: от 06.02.2007 № 91; от 31.01.2007 № 74 и т.д.